Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8600/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А12-50916/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2015 года по делу N А12-50916/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" (400022, г. Волгоград, ул. Куйбышева, д. 78, ИНН 7731559164 ОГРН 1077746036422)
к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д.15, ИНН 3444054540, ОГРН 105444031299)
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" - Степновой Ольги Валентиновны, действующей по доверенности от 11.01.2016,
от комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Белякова Дениса Александровича, действующего по доверенности N 19 от 26.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" (далее - заявитель, ООО "ТХК") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к комитету по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, в котором просило суд признать незаконным решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выраженное в письме от 16.10.2015 исх. N 21-20/20868, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2015 года по делу N А12-50916/2015 решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, выраженное в письме от 16.10.2015 исх. N 21-20/20868, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42 признать незаконным, как несоответствующее пункту 9 части 2 статьи положениям ст.39.3 Земельного кодекса РФ.
На комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения подготовить проект постановления и договора купли-продажи земельного участка 34:34:080013:42 с направлением и проекта договора обществу с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственный Комплекс".
С комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс" расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 взысканы рублей.
Не согласившись с принятым решением, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "ТепличноХозяйственныйКомплекс", комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
20 апреля 2009 года между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" заключен договор N 180 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 площадью 639 973 кв. м.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 на два земельных участка с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 вышеуказанный договор аренды согласно распоряжению КУГИ по Волгоградской области N 1776-р от 24.08.2010 расторгнут. Земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 предоставлены в аренду обществу сроком на 49 лет и 11 месяцев, соответственно, для эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:43 был приватизирован обществом. На данном земельном участке построены здания теплиц общей площадью 3 га, административно-бытового корпуса и здание котельной (энергетического центра).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42 между комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и обществом заключен договор аренды земельного участка, N 246 от 25.08.2010 сроком на 49 лет.
На земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42 проложены коммуникации газопровода, водоснабжения и автомобильная дорога, которые необходимы для эксплуатации всего теплично-парникового хозяйства, часть объектов которого расположена на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:43 ранее приватизированном обществом.
17 сентября 2015 года ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" обратилось в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением, в котором просило предоставить ООО "ТХК" в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 общей площадью 587339 кв. м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. им. Куйбышева, 78 по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
К заявлению приложены документы согласно требований Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов": договор аренды земельного участка, N 246 от 25.08.2010 сроком на 49 лет, подтверждающий использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" более трех лет; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке- 34:34:080013:42; Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок; Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем; Выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Решением содержащемся в письме от 16 октября 2015 года исх. N 21-20/20868 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области орган отказал ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" в приватизации спорного земельного участка без проведения торгов.
Отказ мотивирован отсутствием на испрашиваемом земельном парникового- тепличного хозяйства, объектов недвижимости, земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования заявителя, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к выводу, что заявитель отвечает критериям, установленным положениями пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 предназначен для ведения сельскохозяйственного производства; передан в аренду ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" на основании договора аренды земельного участка, находится в аренде более трех лет и надлежащим образом используется заявителем в течение всего периода владения исключительно для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении договора купли-продажи данного земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка; доказательства ненадлежащего использования участка отсутствуют.
В апелляционной жалобе комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области настаивает на отсутствии в материалах дела доказательств выделения спорного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Наличие у спорного земельного участка статуса находящегося в государственной собственности подтверждается договором аренды спорного земельного участка.
Оборот земельных участков в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ст. 39.3 ЗК РФ).
В пункте 9 части 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о наличии законных оснований для её применения не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" является растениеводство, что подтверждается установленным органами государственной статистики идентификационным кодом ОКВЭД-2001-01.1 по Общероссийскому классификатору.
ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" на основании договора аренды находящегося в собственности Волгоградской области земельного участка N 246 от 25.08.2010 сроком на 49 лет, принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Куйбышева, 78.
Земельный участок отнесен к категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
Ранее данный земельный участок входил в состав земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23 площадью 639 973 кв. м. (до его раздела и образования земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:42 и 34:34:080013:43 (находится в собственности заявителя), который, также принадлежал заявителю на праве аренды на основании договора аренды земельного участка N 180 от 20.04.2009.
С 20.04.2009, то есть с момента поступления во владение ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23, последним приняты меры по развитию данного участка в полном объеме для целей сельскохозяйственного производства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка - ведения теплично-парникового хозяйства, запланирована поэтапная застройка земельного участка в виде возведения теплиц.
В целях для сельскохозяйственного производства ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" обеспечило строительство на земельном участке автомобильной дороги, проложены коммуникации газопровода, водоснабжения, которые необходимы для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, возведены технические объекты, необходимые для эксплуатации теплично-парникового хозяйства - административно-бытовой корпус и здание котельной (энергетического центра).
Согласно плану поэтапного строительства, осуществлена плановая застройка первого этапа здания теплиц общей площадью 3 га, которые территориально размещены на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:43, сформированного в качестве объекта права, в том числе для использования в качестве залога при заключении кредитных договоров с целью получения кредитных денежных средств для застройки территории смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:42.
В настоящее время на основании договора на строительство теплиц от 01.04.2015 ведется планировка территории и строительство следующего этапа застройки - возведение теплиц на территории общей площадью 3 га, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42.
Приведенные обстоятельства подтверждаются актом уполномоченного органа от 10.09.2015, согласно которому по данному участку проходит дорога, подземный газопровод и водопровод, находящиеся в собственности ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс", и необходимые для эксплуатации теплично-парникового хозяйства; также, проложена ливневая канализация, имеющая выходы на поверхность в виде бетонных колец; на участке проводятся работы по планировке 3 га территории, работает спецтехника и бетонные работы по возведению на данной территории теплиц, строительство которых планируется завершить в срок до 31 ноября 2016 года, имеется договор на строительство теплиц.
С учетом изложенного, как правильно сделал вывод суд, земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42 следует судьбе и целевому использованию земельного участка кадастровым номером 34:34:080013:43.
Изначально земельные участки входили в состав единого земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:23, были предоставлены ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, а их разделение обусловлено проведением мероприятий по оптимизации строительства теплиц на всей представленной заявителю территории, в том числе использования образованного самостоятельного объекта права земельного участка с кадастровым номером 34:34:080013:43 в качестве объекта залога для привлечения необходимых для строительства теплиц на земельном участке с кадастровым номером 34:34:080013:42 кредитных средств.
Использование земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:43 и 34:34:080013:42 в качестве единого объекта для ведения теплично-парникового хозяйства подтверждается актом от 10.09.2015, составленным по результатам совместной проверки надлежащего использования земельного участка КУГИ Волгоградской области и контрольно-счетной палаты Волгоградской области; наличием коммуникаций, объектов административно-бытового комплекса и энергоцентра, предназначенных для обслуживания теплично-парникового хозяйства на территории земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:080013:43 и 34:34:080013:42, а также проектом планировки территории земельного участка, территория которого включает площади данных земельных участков в полном объеме.
По смыслу положений части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Согласно тексту оспариваемого отказа, уполномоченным органом в ходе рассмотрения заявления ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" от 17 сентября 2015 года произведена проверка использования спорного земельного участка и выявлено, что по участку проложены подземные коммуникации водоснабжения, водоотведения, газопровода, которые используются для эксплуатации теплично-парникового хозяйства, здания и сооружения которого размещены на смежном земельном участке; на момент обследования на спорном земельном участке производятся работы по планировке территории ориентировочной площадью 30 000 кв. м. с целью возведения на данной территории теплиц из легковозводимых конструкций, строительство которых планируется завершить в срок до 31 ноября 2016 года, имеется договор на строительство теплиц. По результатам данной проверки уполномоченным лицом составлен Акт от 10 сентября 2015 года.
Обстоятельства проведения на спорном земельном участке значительного объема работ по обустройству земельного участка для организации сельскохозяйственного производства, в том числе: возведение необходимых коммуникаций и иных работ, свидетельствует о том, что в течении трех лет заявителем организовано использование спорного земельного участка исключительно для ведения теплично-парникового хозяйства.
Доказательств того, что земельный участок используется не по его целевому назначению и предназначению в соответствии с видом разрешенного использования материалы дела не содержат.
Кроме того, из анализа представленных в материалах дела документов, выкопировок проектной документации, объяснений представителей следует, что теплично-производственный комплекс общества включает в себя: котельную, погрузочную эстакаду, зону сортировки, зону полива, административное здание, теплицы, коридоры опции N 1, N 2 и функционально является единым, неделимым объектом, расположенном на двух земельных участках один из которых уже принадлежит обществу на праве собственности, а другой - спорный земельный участок находится у общества в аренде. Возможная передача спорного земельного участка собственником - КУГИ третьим лицам путем проведения торгов без применения пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации фактически не позволит обществу эксплуатировать по функциональному назначению теплично-хозяйственный комплекс и будет поставлено в зависимость от воли нового собственника спорного земельного участка.
Признаков ненадлежащего использования земельного участка заинтересованным лицом не установлено и в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, из буквального толкования пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ, также, следует, что данная норма не содержит условий её применения в зависимости от категории земельного участка, зонирования территорий, наличия либо отсутствия на таком земельном участке принадлежащих заявителю объектов капитального строительства и других не названных в норме условий, что очевидно следует из конструкции части 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ.
Так, например, условие для осуществления продажи земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, предусмотрено пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ. Тогда как ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс" основывало свое обращение на пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного Кодекса РФ.
Также, буквальное толкование данной нормы свидетельствует о наличии законных оснований для её применения не только в отношении земельных участков, имеющих категорию - земельные участки сельскохозяйственного назначения, но и в отношении земельных участков, имеющих иную категорию, но предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, т.е. не важно, к землям какого назначения (категории) относится земельный участок: это может быть земельный участок и из земель сельскохозяйственного назначения, и из земель сельскохозяйственного использования, входящих в состав земель населенных пунктов.
При этом разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации теплично-парникового хозяйства само по себе свидетельствует о предназначении земельного участка для деятельности, связанной с ведением сельскохозяйственного производства, что, также, подтверждается Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в соответствии с которым сельскохозяйственное использование земельных участков включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур (1.1), в том числе осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством цветочных культур (1.4), а также обеспечение сельскохозяйственного производства, включая размещение технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства (1.18).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статей 65, 68, 71 АПК РФ в отдельности и их взаимосвязи, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что приведенными выше документами подтвержден факт надлежащего использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом использования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что условия приобретения спорного земельного участка в собственность обществом при подаче заявления в администрацию были соблюдены.
Следовательно, в материалах дела имеются доказательства того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 34:34:080013:42, предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и надлежащим образом используется заявителем в течение всего периода владения, исключительно, для ведения сельскохозяйственного производства - эксплуатации теплично-парникового хозяйства.
В связи с этим оспариваемый отказ уполномоченного органа, основанный на отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, является незаконным.
Способ восстановления нарушенного права избран судом правильно.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2015 года по делу N А12-50916/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2015 года по делу N А12-50916/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-50916/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8600/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕПЛИЧНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙКОМПЛЕКС", ООО "ТепличноХозяйственныйКомплекс"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области