г. Самара |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А72-9145/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - Тараканова Н.В. (доверенность от 23.07.2015 г.),
от ответчика - Колесников М.Н. (доверенность от 01.12.2015 г.),
от третьих лиц:
Закрытого акционерное общество "Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники "Авиасервис" - не явился, извещен,
Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа Основа" территория аэропорта Ульяновск-Восточный Чердаклинского района Ульяновской области - не явился, извещен,
Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 года по делу N А72-9145/2015 (судья Семенова М.А.)
по заявлению Акционерного общества "Авиастар-СП", г.Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск,
заинтересованное лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва,
третьи лица: Закрытое акционерное общество "Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники "Авиасервис", г.Ульяновск; Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа Основа", территория аэропорта Ульяновск-Восточный Чердаклинского района Ульяновской области; Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г.Екатеринбург Свердловской области,
о признании незаконным решения об отказе от 02.04.2015 N 03-1873 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиастар-СП" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, которым просит, с учетом уточнения:
- признать незаконным отказ от 02.04.2015 N 03-1873 ТУ Росимущества в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509 общей площадью 6 995 513 кв. м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт "Ульяновск-Восточный", для образования 3 (трех) земельных участков: земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ1 площадью 429 кв.м., земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ2 площадью 3333 кв.м. и земельный участок 73:21:000000:509:ЗУЗ площадью 104 кв.м. под объектами недвижимости, принадлежащими АО "Авиастар-СП" на праве собственности: одноэтажное здание корпуса 63 (ЦТП), общей площадью 291,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А63), назначение нежилое; двухэтажное здание, общей площадью 798,82 кв.м. (ЛИТЕРА: А79), назначение: нежилое; одноэтажное здание, общей площадью 38,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А68), назначение: нежилое;
- обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов АО "Авиастар-СП" путем утверждения схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509 общей площадью 6 995 513 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт "Ульяновск-Восточный", с образованием 3 (трех) земельных участков: земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ1 площадью 429 кв.м., земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ2 площадью 3333 кв.м. и земельный участок 73:21:000000:509:ЗУЗ площадью 104 кв.м. под объектами недвижимости, принадлежащими АО "Авиастар-СП" на праве собственности: одноэтажное здание корпуса 63 (ЦТП), общей площадью 291,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А63), назначение нежилое; двухэтажное здание, общей площадью 798,82 кв.м. (ЛИТЕРА: А79), назначение: нежилое; одноэтажное здание, общей площадью 38,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А68), назначение: нежилое.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Акционерного общества "Авиастар-СП" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Акционерного общества "Авиастар-СП" напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Закрытое акционерное общество "Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники "Авиасервис", Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная группа Основа" территория аэропорта Ульяновск-Восточный Чердаклинского района Ульяновской области и Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт "Ульяновск-Восточный":
- двухэтажное здание, общей площадью 798,82 кв.м. (ЛИТЕРА: А79), назначение: нежилое (свидетельство о госрегистрации права серия 73 - AT N 173818);
- одноэтажное здание, общей площадью 38,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А68), назначение: нежилое (свидетельство о госрегистрации права серия 73-AT N 219866);
- одноэтажное здание корпуса 63 (ЦТП), общей площадью 291,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А63), назначение нежилое (свидетельство о госрегистрации права серия 73-АТN 251362).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 73:21:000000:509 площадью 6 995 513 кв.м., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.
Общество неоднократно обращалось к ответчику с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509: с учетом того, что для эксплуатации указанных объектов недвижимости Обществу необходимы 3 земельных участка:
- земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ1 площадью 429 кв.м. под одноэтажное здание корпуса 63 (ЦТП) общей площадью 291,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А63);
- земельный участок 73:21:000000:509:ЗУ2 площадью 3333 кв.м. под двухэтажное здание, общей площадью 798,82 кв.м. (ЛИТЕРА: А79);
- земельный участок 73:21:000000:509:ЗУЗ площадью 104 кв.м. под одноэтажное здание, общей площадью 38,29 кв.м. (ЛИТЕРА: А68).
13.09.2012 Общество обратилось с заявлением N 450/1411 к ответчику о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509, площадью 6 995 513 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, аэропорт "Ульяновск-Восточный" и образовании трех земельных участков под вышеназванными объектами. Исходный земельный участок с кадастровым номером 73:21:000000:509 сохраняется в измененных границах.
19.10.2012 ТУ Росимущества письмом N 7228 отказало Обществу в разделе земельного участка со ссылкой на статью 11.3 Земельного кодекса РФ, в связи с непредставлением полного пакета документов - отсутствовал кадастровый паспорт на четвертый образованный земельный участок (остаток) и вернуло документы на доработку;
16.04.2013 Общество письмом N 450/543/3412 повторно направило в адрес ТУ Росимущества заявление о разделе указанного земельного участка с приложением полного пакета документов. Также Общество указало на то, что считает отказ ТУ Росимущества от 19.10.2012 неправомерным, поскольку вместе с письмом от 13.09.2012 N 450/1411 были представлены все предусмотренные действующим законодательством документы.
07.06.2013 г. письмом N 03-1486 ТУ Росимущества вновь отказало Обществу в согласовании раздела земельного участка в связи с невозможностью принять решение об образовании земельных участков без документов, подтверждающих обоснованность формирования земельных участков в указанных границах, и что для принятия решения Обществу необходимо представить пакет документов в соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ или предоставить схему раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509 с приложением документов, обосновывающих целесообразность раздела, с целью согласования данной схемы раздела;
Общество самостоятельно подготовило схему раздела земельного участка и 12. 11.2014 обратилось в ТУ Росимущества с письмом N 450/1521 о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509.
При этом Обществом была представлена ответчику схема раздела земельного участка и обоснование площадей вновь образуемых земельных участков в конкретных границах и площадях - Технико-экономическое обоснование границ и площадей трех вновь образуемых земельных участков под объектами недвижимого имущества, принадлежащими Обществу на праве собственности, было подготовлено специалистами УОГУП БТИ в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства РФ.
Письмом от 02.04.2015 N 03-1873 ТУ Росимущества возвратило Обществу пакет документов, приложив копию письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г.Москва, от 23.03.2015 NВВ-10/10940.
Из текста письма ответчика от 02.04.2015 N 03-1873 следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассмотрело заявление Общества от 12.11.2014 N 450/1521, направленное в его адрес письмом ответчика N 03-6638 от 08.12.2014, о разделе спорного земельного участка и выявило замечания. На основании изложенного, принятие решения о разделе спорного земельного участка не представляется возможным.
Из письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.03.2015 N ВВ-10/10940, в том числе, следует:
- обращение ТУ Росимущества в Ульяновской области по вопросу раздела спорного земельного участка рассмотрено. Принятие решения о разделе земельного участка без согласования с правообладателями всех объектов недвижимости, расположенных на данном участке, может привести к нарушению прав указанных правообладателей.
В целях исключения возможных споров, в том числе, в судебном порядке, между собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка, рекомендуется в предварительном порядке получить согласие на раздел всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в указанных границах и площадях.
Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса о разделе спорного земельного участка, не представляется возможным.
Кроме того, заинтересованное лицо обратило внимание ответчика на изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу с 01.03.2015, согласно которым изменился порядок образования земельных участков.
Не согласившись с решением ответчика о невозможности раздела спорного земельного участка, которое выражено в письме от 02.04.2015 N 03-1873, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением со ссылкой на то, что согласование с собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка, потребуется на стадии составления межевого плана, а при утверждении схемы раздела земельного участка такое согласие не требуется.
Кроме того, заявление Общества должно быть рассмотрено в соответствии со старой редакцией Земельного кодекса РФ, поскольку оно обратилось к ответчику до вступления в силу внесенных в него поправок.
Также Общество указало, что с заявлением оно обращалось к ответчику, а не в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое не выразило принципиального отказа в разделе земельного участка, а лишь рекомендовало в предварительном порядке получить согласие на раздел всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в указанных границах и площадях.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку земельный участок является федеральной собственностью, то именно в полномочиях ТУ Росимущества было рассмотрение заявления Общества.
Главой 1.1. Земельного кодекса РФ предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221 -ФЗ) предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
С учетом положений пункта 4 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, пунктов 6 и 7 приложения N 2 к приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", представляемый для осуществления кадастрового учета межевой план состоит из графической и текстовой частей и изготавливается на основании утвержденной собственником земельного участка схемы расположения земельного участка, которая в обязательном порядке включается в состав межевого плана.
Следовательно, утверждение схемы необходимо для составления межевого плана.
Как было указано выше, Общество самостоятельно подготовило схему раздела земельного участка и 12.11.2014 обратилось в ТУ Росимущества с письмом N 450/1521, с учетом требований, изложенных в письме ответчика от 07.06.2013 N03-1486, о согласовании схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 73:21:000000:509.
При этом Обществом была представлена ответчику не только схема раздела земельного участка, но и обоснование площадей вновь образуемых земельных участков в конкретных границах и площадях - Технико-экономическое обоснование границ и площадей трех вновь образуемых земельных участков, подготовленное специалистами УОГУП БТИ.
Однако 02.04.2015 исх.N 03-1873 ответчик вынес решение об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Только из приложенного к решению письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое адресовано ответчику, а не Обществу, возможно усмотреть, что в целях исключения возможных споров, в том числе, в судебном порядке, между собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рекомендовало в предварительном порядке получить согласие на раздел всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке в указанных границах и площадях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 года по делу N А72-9145/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9145/2015
Истец: АО "АВИАСТАР-СП"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ЗАО "ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ "АВИАСЕРВИС", ЗАО "ЦТО и РАТ "Авиасервис", ООО "ИГ Основа", ООО Инвестиционная группа Основа, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)