г. Москва |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А40-140056/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Золото Северного Урала" и МИ ФНС Россиипо крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2015 по делу N А40-140056/15, принятое судьей Нагорной А.Н. (шифр судьи 75-1141),
по заявлению ЗАО "Золото Северного Урала"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Поморцев К.И. по доверенности от 08.12.2015 N 66 АА 2961160; |
от ответчика: |
Шемякин А.А. по доверенности от 23.01.2016 N 56-05-08/128; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Золото Северного Урала" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее- ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по истребованию документов по требованиям от 03.04.2015 N 14362 и N 14363.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2015 признаны незаконными действия Инспекции по истребованию у Общества в ходе камеральной проверки по требованию от 03.04.2015 N 14362 форм государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" и N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче" за 2014 год. При этом суд пришел к выводу о наличии к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.ст.198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В удовлетворении остальной части требований суд отказал, указав на то, что Инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ).
Не согласившись с принятым решением, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению Инспекции, налоговый орган был вправе истребовать формы отчетности N 5-гр и N 70-тп в рамках камеральной проверки, поскольку они содержат информацию, необходимую для расчета НДПИ.
Также, не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и удовлетворить заявление Общества в полном объеме. В обоснование ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что в нарушение положений ст.ст.88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) у Общества истребованы документы, не связанные с исчислением и уплатой НДПИ.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить без изменения решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, считая его в данной части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу- без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить без изменения решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считая его в данной части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу- без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и требования, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией в соответствии со ст.93 НК РФ в ходе проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций Общества по налогу на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды декабрь 2014 года и январь 2015 года были направлены требования о представлении документов от 03.04.2015 N 14362, N 14363.
Указанными требованиями Обществу было предложено представить следующие документы:
- по требованию от 03.04.2015 N 14362: 1) технические проекты разработки месторождений, рудников, утвержденных и согласованных в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; 2) технологические карты процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников; 3) стандарты качества на добытые полезные ископаемые; 4) календарный план развития горных работ, утвержденный недропользователем на 2014 год в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 (ред. от 03.02.2012) "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения"; 5) копии форм государственной статистической отчетности 2-ЛС, 5-гр, 70-тп, 71-тп за 2014 год;
- по требованию от 03.04.2015 N 14363: 1) технические проекты разработки месторождений, рудников, утвержденных и согласованных в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; 2) технологические карты процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников; 3) стандарты качества на добытые полезные ископаемые; 4) календарный план развития горных работ, утвержденный недропользователем на 2015 год в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 (ред. от 03.02.2012) "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921).
Решениями ФНС России от 27.05.2015 N СА-4-9/9055, N СА-4-9/9056 действия Инспекции по истребованию документов были признаны обоснованными и соответствующими законодательству, а жалобы Общества на указанные действия оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалоб, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал правомерный вывод о наличии совокупности необходимых условий для частичного удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно подп.1 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с подп.6 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В силу п.1 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п.9 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
На основании п.1 ст.342 НК РФ налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях гл.26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные потери) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации), подготовленной и согласованной в соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".
В соответствии со ст. 23.2. Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В силу абз.3 ст.23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно подпункту 11.1.2. пункта 4 Раздела I Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 N 218, в проектной документации указывается Расчет потерь и разубоживания полезного ископаемого.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.
По смыслу приведенных норм, нормативы потерь указываются в проектной документации (технический проект), который, в свою очередь, проходит процедуру согласования в органах государственной власти.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что налоговый орган в рамках камеральных проверок за декабрь 2014 года, январь 2015 года не реализовал свое право по истребованию у Общества протоколов ЦКР ТПИ Роснедра, протоколов ТКР ТПИ Уралнедра. Между тем указанные протоколы являются документами, согласующими данные, отраженные в проектной документации.
Таким образом, технический проект, закрепляющий нормативы потерь, в отношении которых и применяется ставка 0%, является первичным документом по отношению к протоколам согласования и, соответственно, был правомерно запрошен в рамках проводимых камеральных проверок.
Кроме того, технический проект месторождения прямо поименован в Налоговом кодексе РФ как документ, на основании которого исчисляется налоговая база по НДПИ, тогда как протоколы технического совещания Общества- это внутренний документ организации, который не проходит согласование в органах государственной власти.
Как следует из п. 2 ст. 339 НК РФ, технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяется технология добычи полезного ископаемого и, как следствие, метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении налога на добычу полезных ископаемых. Изменение технического проекта является основанием для изменения метода определения количества добытого полезного ископаемого.
Кроме того в п.7 ст.339 НК РФ предусмотрено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Таким образом, технический проект разработки месторождения полезного ископаемого является документом, закрепляющим метод расчета количества полезного ископаемого.
С учетом изложенного, налоговый орган при проведении проверки вправе затребовать у налогоплательщика технический проект разработки месторождения полезного ископаемого- документ, связанный с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Также является правомерным и запрос Инспекцией календарного плана развития горных работ как документа, имеющего значение для принятия решения об обоснованности отнесения фактических потерь к нормативным и применения в отношении фактических потерь ставки 0%.
Как верно отметил суд первой инстанции, данные действия Инспекции не нарушают положений п.8 ст.88, п.1 ст.342 НК РФ и п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Истребованные налоговым органом стандарты качества на добытое полезное ископаемое являются документами, подтверждающим данные, отраженные по строке 010 раздела 2 налоговой декларации. Данный документ определен как имеющий значение для налогообложения НДПИ в силу п. 1 ст. 337 НК РФ, в связи с чем, был правомерно запрошен Инспекцией.
Вопреки доводам Общества, протоколы технического совещания не являются документами, определяющими вид добытого полезного ископаемого и подтверждающими сведения, отраженные в налоговой декларации. Как указывалось выше, данные протоколы являются внутренними документами Общества и не проходят согласование в органах государственной власти.
Кроме того, протоколы ЦКР-ТПИ Роснедр N 3/14 от 28.01.2014, ТКР-ТПИ Уралнедра N 4/14 от 23.05.2014 были представлены Обществом в Инспекцию в более поздние периоды, а на момент проведения камеральных проверок деклараций за декабрь 2014 года, январь 2015 года и выставления оспариваемых требований налоговый орган указанными протоколами не располагал.
Полезные ископаемые, указанные в п.1 ст.336 НК РФ, именуются добытым полезным ископаемым. В соответствии с п.1 ст.337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого- стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно п.1 ст.342 НК РФ в целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.
Таким образом, технологическая карта является дополнительным (косвенным) документом, из которого возможно определить, где у налогоплательщика заканчивается стадия добычи полезных ископаемых (продукция горно-добывающей промышленности) и начинается стадия их переработки (продукция перерабатывающей промышленности); из них возможно проследить принятую схему и технологию разработки месторождения.
Исходя из изложенного, вопреки доводам заявителя, следует согласиться с выводом Инспекции о необходимости истребования у Общества технологических карт процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников.
В отношении форм государственной отчетности 2-ЛС, 5-гр, 70-тп, 71-тп суд отмечает следующее.
Формы государственной статистической отчетности утверждены Постановлениями Государственного комитета РФ по статистике от 18.06.1999 N 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием", от 13.11.2000 N 1110, Росстата от 04.06.2007 N 43.
Данное Постановление утверждает следующие формы отчетности, содержащие данные, имеющие значения для исчисления налога на добычу полезных ископаемых:
- 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых". В данной форме отражаются такие сведения как движения запасов, а именно: добыча, потери при добыче, запасы, оставшиеся на конец года;
- 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче". Форма содержит следующие сведения: добыто (извлечено из недр); потери при добыче (нормативные, фактические); сверхнормативные потери; внесено в бюджет за сверхнормативные потери;
- 71-тп "Сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства". В представленной форме содержатся следующие данные: использование полезных ископаемых при обогащении (фактически переработано, получено продуктов, потери); использование полезных ископаемых при технологическом (металлургическом) переделе (переработано, получено в товарную продукцию, потери); остаток на начало и на конец года полезного ископаемого;
- 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых" содержит данные относительно сведений о: лицензиях на право пользования недрами; об утверждении проектных и отчетных документах; объемах и видах работ, установленных в лицензии; об объемах добычи; о выполнении технологических показателей (потери при переработке, потери в недрах, коэффициент извлечения основного полезного ископаемого).
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, все вышеперечисленные формы государственной статистической отчетности 5-гр, 70-тп, 71-тп, 2-ЛС не содержат сведений, которые налоговый орган мог бы использовать непосредственно для проверки данных налоговых деклараций Общества за спорные налоговые периоды.
Кроме того, государственная статистическая отчетность 5-гр, 70-тп, 71-тп, 2-ЛС является годовой и представляется в специально уполномоченные органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере, в то время как в соответствии со ст.341 НК РФ налоговым периодом для НДПИ признается календарный месяц.
Исходя из норм ст.ст.338, 339, 342 НК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления Обществом НДПИ необходимо наличие документации, содержащей следующую информацию, используемую Обществом при расчете НДПИ: о выручке от реализации добытого полезного ископаемого; о количестве реализованного добытого полезного ископаемого; о фактических потерях полезного ископаемого; о сумме расходов по отгрузке и транспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ.
При этом в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 не содержится обязанность Общества представлять налоговому органу формы государственной статистической отчетности 5-гр, 70-тп.
Апелляционный суд также учитывает, что полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями статьи 88 Налогового кодекса, данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2014 N 310-КГ14-2017).
При изложенных обстоятельствах действия Инспекции по истребованию форм государственной статистической отчетности 5-гр, 70-тп не могут быть признаны соответствующими нормам действующего законодательства.
Вопреки доводам Инспекции, данные действия нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, поскольку незаконно возлагают на него обязанность по представлению документов.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заявлялись в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Иное толкование норм права и оценка имеющихся в материалах дела доказательств, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают правильные выводы суда.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателей жалоб, с учетом того, что налоговый орган от ее уплаты освобожден.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2015 по делу N А40-140056/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140056/2015
Истец: ЗАО " Золото Северного Урала", ЗАО Золото Северного Урала
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИФНС России N5 по крупнейшим налогоплательщикам