г. Чита |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А10-5863/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Гречаниченко А.В., судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2015 года по делу N А10-5863/2014 по иску федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Пристанская, 4; ОГРН 1020300979720, ИНН 0323084505) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24; ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235) о признании пунктов государственного контракта приложения государственного контракта недействительными, а также о замене показателей допустимых концентраций загрязняющих веществ (мг/мд3) согласно приложению N 3, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации муниципального образования г. Улан-Удэ (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54; ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085), открытого акционерного общества "Водоканал" (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24; ОГРН 1100327011267, ИНН 0326493915), временного управляющего ООО "БКС" Блохина М.А., временного управляющего ОАО "Водоканал" Ильина Я.С.
(суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.)
с участием в судебном заседании:
от ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" - Чебунина Е.Г. (доверенность от 11.01.2016);
установил:
федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РБ" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (далее - ответчик, ООО "БКС") о признании недействительными пп. "в" пункта 13, пунктов 44, 45, 46, 71 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 4/59 от 26.02.2014, приложения N 8 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 4/59 от 26.02.2014 в части установления показателей допустимых концентраций загрязняющих веществ (мг/дмЗ): рН-6.5-8.5. БПКп-133. Взв. вещ-ва - 150; железо -; жиры - 27,6, нефтепродукты - ; СПАВ - ; Сульфаты - 40,8; хлориды - 42,8; и временно-допустимых концентраций загрязняющих веществ (мг/дмЗ): рН- 6,5-8,5; БПКп-133; взв. вещ-ва - 150; железо - 1,85; жиры - 27,6; нефтепродукты -1,32; СПАВ -5; сульфаты - 40,8; хлориды - 42,8. Истец также заявил требование о замене показателей допустимых концентраций загрязняющих веществ (мг/мдЗ), согласно приложению N3, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N644.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: временный управляющий Блохин Максим Алексеевич, ОАО "Водоканал", Администрация МО г. Улан-Удэ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в приложении N 8 к контракту установлены показатели допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ сточных вод учреждения, которые противоречат Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а именно приложению N 3 данных Правил.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на пункты 3 и 4 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.12.2003 N 374 указывает на то, что с 2002 года по настоящее время условия приема организаций ВКХ не разработаны и не утверждены, следовательно, нормативы загрязняющих веществ для абонента СИЗО-1 также не утверждены. Кроме того, заявитель, ссылаясь на статью 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", считает, что ответчик не осуществляет очистку сточных вод, следовательно, не имеет право требовать оплаты за загрязняющие вещества в сточных водах.
В отзыве на апелляционную жалобу от 25 февраля 2016 года ООО "Байкальские коммунальные сети" выразило согласие с решением суда первой инстанции и просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
О времени и месте судебного заседания представители иных лиц, участвующих в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 26.02.2014 между Федеральным казенным учреждением "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (абонент) и ООО "Байкальские коммунальные системы" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4/59 (далее - контракт), с протоколом согласования разногласий, в соответствии которым общество приняло на себя обязательство принимать в канализационную сеть сточные воды абонента, а абонент - оплачивать сброшенные сточные воды в размере и сроки, предусмотренные контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых приборов учета.
Приложением N 8 к государственному контракту для абонента установлены показатели нормативов допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод:
1) допустимых концентраций загрязняющих веществ сточных вод учреждения: рН-6.5-8.5; БПКп - 133; взв. вещ-ва - 150; жиры - 27,6; сульфаты - 40,8; хлориды - 42,8;
2) временно допустимых концентраций загрязняющих веществ (мг/дмЗ): рН - 6,5-8,5; БПКп - 133; взв. вещ-ва - 150; железо - 1,85; жиры - 27,6; нефтепродукты -1,32; СПАВ -5; сульфаты - 40,8; хлориды - 42,8.
Истец полагает, что установленные нормативы незаконно установлены истцом и не соответствуют нормативам, подлежащим применению, в связи с чем обратился с иском о признании недействительным контракта в названой части.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), частью 1 статьи 26 которого установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), регулирующие отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований
Пунктами 111 и 114 Правил N 644 установлено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (п. 111); состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (п. 114).
Приложением 3 к Правилам N 644 установлены максимально допустимые нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, в частности, в соотнесении со спорными:
Реакция среды (pH) |
ед. |
6,0 - 9,0 |
БПК5 |
мг/дм3 |
300 |
Взвешенные вещества |
мг/дм3 |
300 |
Железо (Fe) |
мг/дм3 |
3 |
Жиры (растворенные и эмульгированные) |
мг/дм3 |
50 |
Нефтепродукты (растворенные и эмульгированные) |
мг/дм3 |
10 |
СПАВ анионные |
мг/дм3 |
10 |
Сульфаты () |
мг/дм3 |
300 |
Хлориды (Cl-) |
мг/дм3 |
1000 |
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов) определяется органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на что указано в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов"
В Республике Бурятия во исполнение названного нормативного правового акта постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.12.2003 N 374 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Республики Бурятия (далее - постановление Правительства Республики Бурятия N 374).
В пункте 3 постановления Правительства Республики Бурятия N 374 установлено, что нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных данным пунктом.
Условия приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов разрабатываются организациями ВКХ и содержат нормативы загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации (пункт 4 постановления Правительства Республики Бурятия N 374).
Абоненты должны соблюдать нормативы водоотведения по объему и составу сточных вод, что должно быть закреплено в договорных обязательствах абонентов с организацией ВКХ (пункт 5 постановления Правительства Республики Бурятия N 374).
Таким образом, на уровне субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия - предусмотрена возможность установления нормативов допустимых сбросов сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства; разработка организациями ВКХ условий приема сточных вод, содержащих такие нормативы и закрепление в договорных обязательствах между организациями ВКХ и абонентами обязанности абонентов соблюдать установленные нормативы.
Кроме того, в целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 года были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 3 Правил N 644 предусмотрено, что действие пункта 61 Правил N 167 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" с 1 января 2019 г. не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающей предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения.
Лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для Учреждения не установлены, в связи с чем, на день рассмотрения дела, вопросы нормирования сточных вод регулируются, в том числе, п. 61 Правил N 167 и принятыми на основании данных Правил актами органов местного самоуправления.
Соответственно, в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел VI, приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.
Нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации г. Улан-Удэ утверждены Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.05.2011 N 222, из которых нормативы в соотнесении со спорными следующие:
N п/п |
Загрязняющие вещества |
Допустимая концентрация мг/л |
Правобережные очистные сооружения | ||
1. |
Нефтепродукты |
0,3 |
3. |
Железо общее |
0,5 |
6. |
СПАВ |
0,2 |
7. |
Жиры |
15,0 |
8. |
БПКполн |
150,0 |
10. |
Взвешенные вещества |
210,0 |
11. |
Хлориды |
77,0 |
12. |
Сульфаты |
82,0 |
Левобережные очистные сооружения | ||
1. |
Нефтепродукты |
0,2 |
3. |
Железо общее |
0,5 |
6. |
СПАВ |
0,2 |
7. |
Жиры |
3,0 |
8. |
БПКполн |
60,0 |
10. |
Взвешенные вещества |
120,0 |
11. |
Хлориды |
380,0 |
12. |
Сульфаты |
400,0 |
Таким образом, нормативные акты на уровне субъекта и на местном уровне устанавливают соответствующие нормативы с целью компенсации вреда окружающей среде, причиняемого абонентами опосредованно через систему коммунальной канализации.
Пунктом 40 контракта между сторонами предусмотрено, что перечень загрязняющих веществ определяется нормативами допустимых сбросов абонента, нормативами водоотведения по составу сточных вод, требованиями к составу и свойствам сточных вод, установленными в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Указание нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах непосредственно в контракте между организацией ВКХ и Учреждением предусмотрено указанными положениями нормативных актов субъекта и муниципального образования (пункт 3 - 5 постановления Правительства Республики Бурятия N 374, пункт 61 Правил N 167) и направлено на предотвращение негативного воздействия сточных вод абонента на водные объекты.
Таким образом, ссылки заявителя жалобы на неправомерность установления ответчиком как организацией ВКХ нормативов в контракте отклоняются.
Указание истца на необоснованное установление в контракте значений допустимых концентраций в меньшем размере, по сравнению с установленными нормативно и требование о включении в контракт нормативов в соответствии с Правилами N 644, отклоняется.
Так, в приложении 3 к Правилам N 644 прямо указано, что Правила предусматривают максимально допустимое значение концентрации загрязняющих веществ, допущенных сбросу в централизованную систему водоотведения, что означает, что при установлении иных нормативов (в рассматриваемом случае - организацией ВКХ в контракте) допускается ужесточение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, но недопустимо выходить за верхние пределы нормативов.
Соответственно, в качестве значимого условия подлежит учету факт превышения концентраций загрязняющих веществ, установленных контрактом, по сравнению с предусмотренными нормативными актами.
Как видно из содержания приложения N 8 к контракту, предусмотренные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ не превышают нормативы, установленные как Правилами N 644, так и Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.05.2011 N 222.
Соответственно, оснований для признания государственного контракта в оспариваемой части недействительным не имеется.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Таким образом, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" исправительные колонии как государственные учреждения выполняют функции государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с исполнением уголовного наказания.
Материалами дела подтверждается наличие у ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" как государственного учреждения функций по исполнению наказаний.
Поскольку в рассматриваемом деле истец от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина уплате в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2015 года по делу N А10-5863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5863/2014
Истец: Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия
Ответчик: ООО Байкальские коммунальные системы
Третье лицо: Администрация города Улан-Удэ, Ильин Яков Сергеевич, ОАО Водоканал