Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2016 г. N Ф08-3136/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
15 марта 2016 г. |
дело N А32-32488/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель Петух Р.А. по доверенности от 12.08.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаревского Вячеслава Петровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-32488/2015
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаревского Вячеслава Петровича
к заинтересованному лицу - Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
принятое в составе судьи Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаревский Вячеслав Петрович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения, выраженного в письме от 20.02.2015 N 52-383ж/15-12.03; об обязании департамент выдать разрешение о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 18119 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0401008:1240, расположенного в С. Каштаны Адлеровского района за плату, согласно кадастровой стоимости на земельный участок (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 находится в федеральной собственности, следовательно, не может быть приватизирован как ограниченный в обороте. К заявлению от 03.02.2015 заявителем не были приложены документы, предусмотренные административным регламентом. Суд отказал в восстановлении срока на обращение с данным заявлением, поскольку указанные главой КФХ причины пропуска срока на обращение в суд не были признаны уважительными.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бондаревский Вячеслав Петрович обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела, поскольку согласно представленным документам земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 относится к землям сельскохозяйственного назначения, входит в Фонд перераспределения земель Краснодарского края. Данное обстоятельство отражено в договоре аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 07 июля 2005 года N 0000001050 и в дополнительном соглашении к нему от 24 апреля 2006 года. Земельный участок находится к собственности субъекта РФ. Кроме того, в кадастровой выписке на земельный участок от 09.10.2015 отсутствует информация об ограничениях в использовании спорного земельного участка.
В соответствии с единой публичной кадастровой картой, схемой системы координат земельного участка, при межевании границ, письмами Сочинского национального парка от 30.07.2015 N 01-13/1401, и от 10.11.2015 N 01-13/2297 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240, площадью 1,8119 га находится вне границ Сочинского национального парка, и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Пропуск срока обращения в суд с соответствующим заявлением глава КФХ обосновал подачей заявления в суд общей юрисдикции в пределах установленного для обжалования отказа срока.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя департамента, извещенного надлежащим образом о времен и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бондаревский В.П. на основании договора аренды от 07.07.2005 N 0000001050 является арендатором земельного участка площадью 1,8119 га, с кадастровым номером 23:49:0403000:0085, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Каштаны. Указанный земельный участок был предоставлен главе КФХ для ведения сельскохозяйственного производства (чаеводство) на срок до 07.07.2054 (с учетом дополнительного соглашения от 24.04.2006 к договору аренды).
По результатам рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0403000:0085 департамент в письме от 18.08.2014 N 52-12130/14-32.20 отказал в удовлетворении заявлении со ссылкой на необходимость предоставления пакета документов по перечню в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.06.2012 N 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
28 октября 2014 года Бондаревский В.П. направил повторно в департамент заявление о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
В письме от 13.11.2014 N 52-17376/14-32.20 департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. В качестве основания отказа департамент указал на необходимость изменения в государственном кадастре недвижимости категории участка на "земли населенных пунктов" (попадает в границы села Каштаны).
3 февраля 2015 года Бондаревский В.П. обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 18119 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0401008:1240.
Департамент в письме от 20.02.2015 N 52-383ж/15-12.03 отказал главе КФХ в предоставлении участка в собственность со ссылкой на ограниченность в обороте испрашиваемого земельного участка и необходимость изменения категории земельного участка.
Полагая, что отказ департамента, выраженный в письме от 20.02.2015 N 52-383ж/15-12.03, противоречит закону, заявитель обратился в суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка. Правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит, в частности, ограничение земельного участка в обороте или установление федеральным законом запрета на его приватизацию.
В статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов установлен также пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Департамент в ответе указал, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителя в связи с ограниченностью в обороте (расположен в границах особо охраняемой природной территории).
В апелляционной жалобе Глава КФХ оспаривает нахождение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1240, площадью 1,8119 га в границах Сочинского национального парка. По мнению заявителя, спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и находится в собственности Краснодарского края. Из доводов жалобы следует, что отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый участок входит в территорию Сочинского национального парка.
Суд апелляционной инстанции находит указанные доводы несостоятельными, поскольку заявитель не учел, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 находится в границах земель сельскохозяйственного назначения национального парка, не изъятых из хозяйственного оборота.
Формирование гражданско-правового режима осуществляется под воздействием отраслевых режимов, представляющих собой совокупность правил, определяющих место земельного участка сельскохозяйственного назначения в сфере гражданско-правового регулирования, обусловленное фактом принадлежности земельного участка определенному субъекту, его целевым назначением и возможностью нахождения в гражданском обороте. К таким особенностям гражданско-правового режима земельного участка относятся:
- порядок приобретения и распоряжения им;
- установление ограничений в обороте и изъятии из оборота;
- целевое назначение земельных участков;
- установление иных запретов и ограничений.
Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 разрешено использовать для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно письму министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.11.2014 N 202-16701/14-11.2 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 расположен в границах особо охраняемой природной территории - Сочинский национальный парк.
Сочинский национальный парк организован постановлением Советов Министров РСФСР от 05.05.1983 N 214 "О создании Сочинского национального парка".
При этом границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1983 года.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, одной из категорий которых являются национальные парки, регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ).
Из содержания пункта 2 статьи 12 указанного Закона следует, пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки иных пользователей, а также собственников. При этом режим особой охраны распространяется на всю совокупность земельных участков, входящих в его состав.
Таким образом, факт нахождения земельного участка сельскохозяйственного назначения не изъятого из гражданского оборота в границах территории Сочинского национального парка подтвержден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанный участок не может быть приватизирован.
Кроме того, согласно генеральному плану, утвержденному Решением городского собрания Сочи от 14.07.2009 N 89, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1240 попадает в границы села Каштаны Кудепстинского сельского округа Адлерского района муниципального образования город-курорт Сочи.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:04010008:1240 не подлежит приватизации, поскольку категория земельного участка подлежит изменению с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12. 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 данного закона, направляются в орган кадастрового учета, для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, довод департамента, изложенный в письме от 13.11.2014, об отказе в приватизации земельного участка в связи с переводом испрашиваемого земельного участка на категорию "земли населенных пунктов" обоснован соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Судом первой инстанции также установлен пропуск заявителем процессуального срока обжалования отказа департамента, который является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела видно, что оспариваемое решение департамента об отказе в передаче земельного участка в собственность принято 20.02.2015, тогда как с заявлением в суд Бондаревский В.П. обратился 03.09.2015, то есть за пределами установленного АПК РФ трехмесячного срока, который истек 20.05.2015.
Главой КФХ было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В обоснование уважительности пропуска срока подачи заявления в суд заявитель ссылается на то, что первоначально отказ департамента был обжалован в пределах установленного срока в суд общей юрисдикции, который прекратил производство по делу.
Между тем, обращение в суд общей юрисдикции с нарушением правил подведомственности не прерывает течение срока, установленного часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции рассмотрел требования заявителя по существу, им дана правовая оценка со ссылкой на законы, иные нормативные акты и фактические обстоятельства дела, подтверждающиеся представленными в дело доказательствами, в связи с чем, отказ в восстановлении срока на обжалование постановления не повлек за собой для заявителя невозможность проверки законности и обоснованности оспариваемого решения по существу в судебном порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-32488/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32488/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2016 г. N Ф08-3136/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Бондаревский В П, Глава крестьянского (фермерского)хозяйства Бондаревский Вячеслав Петрович
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края