г. Челябинск |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А47-7479/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2015 по делу N А47-7479/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Рембытстрой" - Карандаков С.Н. (доверенность от 10.03.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Рембытстрой" (далее - общество "Рембытстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация Оренбургского района, заинтересованное лицо) о признании незаконными изложенного в письме от 16.04.2014 N 01-22/2357 отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, в границах, указанных в кадастровом паспорте, а также бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность, об обязании Администрации Оренбургского района подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 50 000 кв.м (кадастровый номер 56:21:1302001:196) и в месячный срок направить его заявителю (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), т. 1 л.д. 102-103).
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация Ленинского сельсовета).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2015 (резолютивная часть от 24.12.2015) требования заявителя удовлетворены частично, признан незаконным изложенный в письме от 16.04.2014 N 01-22/2357 отказ Администрации Оренбургского района в предоставлении в собственность обществу "Рембытстрой" земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, в границах, указанных в кадастровом паспорте. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал Администрацию Оренбургского района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества "Рембытстрой" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196, общей площадью 50 000 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, с видом разрешенного использования: для организации свалки твердых бытовых отходов.
С указанным решением суда в части удовлетворенных требований не согласилась Администрация Оренбургского района (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт полагает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов обжалуемым отказом, поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не представлено обоснования площади испрашиваемого земельного участка, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, в силу чего не представлено доказательств наличия у общества права на приватизацию заявленной площади земельного участка.
Апеллянт ссылается на необоснованное отнесение на заинтересованное лицо судебных расходов по оплате государственной пошлины и по экспертизе, поскольку Администрация Оренбургского района как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины, а против назначения экспертизы Администрация Оренбургского района возражала.
Податель апелляционной жалобы полагает, что возложение судом на Администрацию Оренбургского района обязанности устранить нарушение прав заявителя противоречит ст. 33 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015, поскольку учитывая утверждение на территории Ленинского сельсовета правил землепользования и застройки Администрация Оренбургского района не является надлежащим заинтересованным лицом по делу.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заинтересованного лица в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации Оренбургского района от 18.06.2009 N 4094-п утверждены акт от 16.09.2008 обследования и выбора земельного участка для организации переработки бытового мусора площадью 50 000 кв.м, расположенного примерно в 2 500 м северо-западнее п. Ленина, в 1 500 м на север по оврагу, расположенному в 500 м западнее автомобильной развязки на г. Оренбург и на г. Уфа, и схема его расположения (т. 1 л.д. 55-57).
Постановлением Администрации Оренбургского района от 11.09.2009 N 6357-п обществу "Рембытстрой" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 площадью 50 000 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для организации свалки ТБО (т. 1 л.д. 53-54).
На основании последнего постановления между Администрацией Оренбургского района (арендодатель) и обществом "Рембытстрой" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 13/85 от 11.09.2009, по условиям которого заявителю в аренду на срок с 11.09.2009 по 11.09.2014 передан земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 с разрешенным использованием: для организации свалки ТБО (т. 1 л.д. 39-42).
Постановлением Администрации Оренбургского района от 18.06.2010 N 3945-п в постановление Администрации Оренбургского района от 11.09.2009 N 6357-п внесены изменения, в соответствии с которыми земельному участку установлена категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (т. 1 л.д. 50).
Дополнительным соглашением от 18.06.2010 арендодатель и арендатор внесли изменения в договор аренды земельного участка N 13/85 от 11.09.2009 в части категории земель, к которым принадлежит арендуемый земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 43-45).
07.10.2010 отделом архитектуры и градостроительства Администрации Оренбургского района заявителю выдано разрешение N 56021-930 на строительство административно-бытового здания на территории проектируемого полигона ТБО (свалки ТБО) площадью 49,39 кв.м (т. 1 л.д. 46).
Разрешением N 56-021-002-11 от 14.01.2011 Администрации Оренбургского района построенный объект недвижимости введен в эксплуатацию (т. 1 л.д. 47-48).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 56-АБ 366127 от 16.02.2011 за обществом "Рембытстрой" зарегистрировано право собственности на административно-бытовое здание, назначение - нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 53 кв.м, инв. N 53:234:002:000676310, лит. Б, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 49).
21.02.2011, 04.02.2013 и 02.04.2014 заявитель направлял в адрес заинтересованного лица заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 в собственность, ссылаясь на наличие зарегистрированного права собственности на административно-бытовое здание (т. 1 л.д. 58, 59-60, 61).
Письмом исх. N 01-22/2357 от 16.04.2014 Администрация Оренбургского района сообщила обществу "Рембытстрой" о том, что решением комиссии по отводу земельных участков от 11.04.2014 обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 в связи с подачей искового заявления к обществу "Рембытстрой" (т. 1 л.д. 62).
Считая изложенный в письме исх. N 01-22/2357 от 16.04.2014 отказ Администрации Оренбургского района в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество "Рембытстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет исключительное право на приватизацию земельного участка в силу размещения на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащем заявителю на праве собственности, и заинтересованным лицом не представлено доказательств, подтверждающих законность оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка в собственность для эксплуатации объекта недвижимости. Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определена судом по результатам судебной экспертизы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой заинтересованным лицом части, оценив доводы его апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (здесь и далее в редакции на момент обращения заявителя) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в уполномоченный государственный или муниципальный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что обществу "Рембытстрой" на основании договора аренды от 11.09.2009 (т. 1 л.д. 39) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 площадью 50 000 кв.м сроком с 11.09.2009 по 11.09.2014 из земель сельскохозяйственного назначения для организации свалки ТБО.
Впоследствии категория земельного участка была изменена на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, сторонами договора заключено дополнительное соглашение от 18.06.2010, оформляющее указанное изменение категории земельного участка (т. 1 л.д. 43).
Обществу "Рембытстрой" выдано разрешение на строительство административно-бытового здания на территории проектируемого полигона ТБО (свалки ТБО) площадью 49,39 кв.м, а впоследствии выдано разрешение на ввод в эксплуатацию того же объекта площадью 53 кв.м, на основании которого заявителем зарегистрировано право собственности на объект: административно-бытовое здание площадью 53 кв.м, инв. N 53:2346002:000676310, лит. Б, расположенный по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 49, 47).
Ссылаясь на необходимость эксплуатации земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 для организации свалки ТБО, общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением от 02.04.2014 о предоставлении земельного участка в собственность (т. 1 л.д. 58).
В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обосновать свое исключительное право на приватизацию земельного участка, которое обусловлено размещение на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю.
В данном случае, как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 44), земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 площадью 50 000 кв.м поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для организации свалки бытовых отходов".
Аналогичное разрешенное использование указано в градостроительном плане земельного участка (т. 2 л.д. 13-14).
Из выданного обществу "Рембытстрой" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию следует, что административно-бытового здание площадью 53 кв.м является одним из элементов планировочной структуры проектируемого полигона ТБО (свалки ТБО).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах потребления) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Названным законом регулируется деятельность по размещению, хранению, захоронению, обезвреживанию и утилизации отходов, которая в свою очередь дифференцирует порядок лицензирования хозяйствующих субъектов, занимающихся указанным видом деятельности, порядок обращения с такими отходами, а также технические требования, предъявляемые к объектам размещения отходов (ст. 41, 9, 12-15 Закона об отходах потребления).
Согласно ст. 1 указанного Закона объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Та же норма различает объекты захоронения отходов, объекты хранения отходов и объекты обезвреживания отходов, и из содержания изложенных в норме понятий следует, что в любом случае такими объектами являются специально оборудованные сооружения, различающие по степени обустройства в зависимости от способа переработки отходов.
Нормы ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Закона об отходах потребления устанавливают, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В силу пункта 3 приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Таким постановлением является постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", которое вступило в силу с 01.08.2014 (пункты 3 и 4 названного Постановления).
Согласно п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п.п. 3.5.-3.7., 4.1., 4.2., 5.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов").
Согласно положениям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем РФ 02.11.1996 (далее по тексту - Инструкция от 02.11.1996), полигоны - комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Названная Инструкция определяет требования к проектированию и строительству полигона ТБО.
Так, в силу п. 1.1. Инструкции от 02.11.1996 в состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых:
- общая пояснительная записка;
- гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства;
- технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации;
- раздел "Оценка воздействия на окружающую среду";
- санитарно-защитная зона и система мониторинга;
- архитектурно-строительный раздел;
- санитарно-технический раздел;
- электротехнический раздел;
- основные технико-экономические показатели;
- сводная смета.
Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации, расположенные в соответствии со схемой размещения основных сооружений на полигоне ТБО. При этом основное сооружение полигона - участок складирования ТБО. Он занимает основную (до 95%) площадь полигона, в зависимости от объема принимаемых ТБО. Участок складирования разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3 - 5 лет, в составе первой очереди выделяется пусковой комплекс на первые 1 - 2 года (п. 1.11 Инструкции).
Таким образом, по смыслу вышеизложенных норм следует, что полигон ТБО является специально оборудованным сооружением, имеющим специальный правовой режим в силу предъявляемых к его размещению санитарно-гигиенических требований, что и определяет его технические характеристики, изложенные в названных нормативных актах.
Более того, нормы Инструкции от 02.11.1996 позволяют сделать вывод о том, что полигон ТБО является объектом недвижимости, строительство которого осуществляется на основании проектной документации.
Из материалов дела следует, что общество является собственником объекта административно-бытовое здание площадью 53 кв.м, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 49).
Согласно справке ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации недвижимости - Федеральное Бюро технической инвентаризации" от 21.10.2010 (т. 4 л.д. 78), здание имеет следующие технические характеристики: ленточный бетонный монолитный фундамент, стены кирпичные, перекрытия деревянные, кровля односкатная металлическая.
Однако доказательств размещения на земельном участке объекта недвижимости, соответствующего по своим техническим характеристикам тем, которые указаны в ст. 1 Закона об отходах потребления, п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" и Инструкции от 02.11.1996, в дело не представлено, равно как и не представлено доказательств государственной регистрации права собственности на такой объект, наличие которой по смыслу ст. 36 ЗК РФ предоставляет исключительное право на приватизацию земельного участка.
Более того, из материалов дела следует, что разрешение на строительство и последующий ввод в эксплуатацию осуществлен в отношении единственного объекта - административно-бытового здания площадью 53 кв.м (т. 1 л.д. 46, 47), в то время как согласно акту выбора земельного участка для организации переработки бытового мусора от 16.09.2008 (т. 1 л.д. 55), в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 31 ЗК РФ для организации переработки бытового мусора был выбран земельный участок площадью 50 000 кв.м, а названные разрешения были выданы в отношении здания, которое планировалось к застройке на территории планируемого полигона ТБО.
Указанное также позволяет суду прийти к выводу о том, что из планируемого к строительству на земельном участке площадью 50 000 кв.м объекта - полигона ТБО заявителем фактически возведен один из объектов, не относящихся по смыслу положений Инструкции от 02.11.1996 к основным сооружениям полигона в силу отнесения его к хозяйственной зоне полигона ТБО.
Доказательств того, что обществу "Рембытстрой" было выдано разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "полигон ТБО" в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств разработки проектной документации в отношении такого объекта в соответствии с положениями п. 1.1. Инструкции от 02.11.1996.
Таким образом, в отсутствие у заявителя права собственности на объект недвижимости (полигон ТБО), для целей эксплуатации которого испрашивается земельный участок, оснований для предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ не имеется.
По тем же основаниям судом не могли быть приняты во внимание результаты судебной экспертизы (т. 4 л.д. 57), поскольку разрешение вопроса о площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, является преждевременным до установления исключительных прав заявителя на приватизацию земельного участка, обусловленных расположением на земельном участке объекта недвижимости, для эксплуатации которого он испрашивается.
Апелляционный суд также критически оценивает выводы эксперта о необходимости площади земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости в размере 50 000 кв.м, исходя из следующего.
Судом на разрешение эксперта поставлен вопрос: "Какова площадь земельного участка, занятого объектом недвижимости - административно-бытовым зданием, назначение: нежилое здание, 1-этажный, общая площадь 53 кв.м., инв. N 53:234:002:000676310, лит. Б, адрес объекта: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:21:1302001:196; кадастровый номер 56-56-01/005/2011-373, необходимая для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства?".
Таким образом, из текстуального изложения вопроса следует взаимообусловленность установления обстоятельства соразмерности площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, фактическим использованием земельного участка.
При проведении исследования экспертами среди прочего производилось исследование кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196, градостроительного плана земельного участка.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 (т. 1 л.д. 44), земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:196 площадью 50 000 кв.м. оставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "для организации свалки бытовых отходов".
Аналогичное разрешенное использование указано в градостроительном плане земельного участка (т. 2 л.д. 13-14).
Принимая во внимание указанные сведения государственного кадастра недвижимости, эксперт пришел к выводу о том, что административно-бытовое здание площадью 53 кв.м находится на территории полигона ТБО, входит в его санитарно-защитную зону, и использование здания может быть связано только с обеспечением полигона ТБО хозяйственно - бытовой зоной. Использование здания в каких-либо иных целях не допускается. В связи с чем площадь, необходимая для целей нормальной эксплуатации по назначению административно-бытового здания, соответствует площади земельного участка с разрешенным использованием для организации свалки твердых бытовых отходов площадью 50 000 кв.м с кадастровым номером 56:21:1302001:196 в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Однако нормами ст. 1 Закона об отходах потребления, п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" и Инструкции от 02.11.1996 предусмотрен специальный правовой режим для объекта размещения отходов (полигона ТБО), из чего следует, что размещение на земельном участке бытовых отходов не является понятием, тождественным строительству на участке объекта размещения отходов, каковым в данном случае предполагается полигон ТБО как специальное сооружение.
В силу этого, фактическое использование земельного участка для размещения свалки бытовых отходов и сам по себе факт размещения таких бытовых отходов на поверхности земли не определяет размещение на земельном участке объекта недвижимости, имеющего специальный правовой режим - объекта размещения бытовых отходов (полигона ТБО).
Экспертами по результатам натурного осмотра было установлено "размещение на земельном участке полигона бытовых отходов", а также установлено, что границы земельного участка представляют собой насыпь (обваловку) грунта по контуру участка (т. 4 л.д. 108).
Между тем экспертами не мотивировано, в соответствии с какими техническими и правовыми характеристиками ими установлено размещение на земельном участке полигона бытовых отходов, не приведены его характеристики, позволяющие отнести такой объект как к объектам недвижимости (ст. 130 ГК РФ), так и к объектам размещения отходов (ст. 1 Закона об отходах потребления).
Доказательства возведения полигона бытовых отходов, наличие которого на земельном участке было установлено экспертами, в соответствии с требованиями, предусматривающими возведение объекта недвижимости, экспертами не запрашивались, в дело заявителем не представлены.
Таким образом, фактическое размещение на земельном участке бытовых отходов ошибочно и при отсутствии соответствующего методологического и нормативного обоснования принято экспертами как размещение на земельном участке полигона ТБО.
Указанное ошибочное умозаключение экспертов явилось результатом того, что при проведении исследования ими не принимались во внимание положения Закона об отходах потребления, а положения пункта 3.3 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" применены экспертом без учета общей терминологии и критериев отнесения объекта к полигону ТБО, указанных в пункте 2.1. того же СП 2.1.7.1038-01, а также Инструкции от 02.11.1996.
Напротив, исследование было основано на положениях СП 13-102-2003, которые применяются для обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния, что предметом исследования при проведении экспертизы не являлось.
Указанное ошибочное умозаключение повлекло и последующие ошибочные выводы экспертов относительно площади земельного участка, необходимого для использования такого объекта.
Так, при определении такой площади с учетом положений п. 3 ст. 33 ЗК РФ эксперты руководствовались пунктом 3.3. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов", в то время как размещение такого объекта на земельном участке в соответствии с требованиями ст. 1 Закона об отходах потребления и п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО для твердых бытовых отходов" экспертами не установлено.
Формулируя вывод о том, что административное здание площадью 53 кв.м построено специально для обслуживания и нормального функционирования полигона ТБО (т. 4 л.д. 111 оборот), эксперты исходили исключительно из факта размещения здания на территории, в границах которой осуществляется размещение бытовых отходов. При этом ими вопреки требованиям п. 1.1 и п. 1.11 Инструкции от 02.11.1996 не дана оценка структурной взаимосвязанности указанного здания в общем процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой на полигоне ТБО и значимости данного объекта с точки зрения указанных в п. 1.1. Инструкции от 02.11.1996 основных элементов полигона ТБО.
При изложенных обстоятельствах оснований для определения площади, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости в размере 50 000 кв.м, исходя из фактического использования земельного участка для организации свалки бытовых отходов, но в отсутствие доказательств размещения на земельном участке объекта недвижимости с характеристиками, соответствующими сооружению "полигон ТБО", у экспертов не имелось.
По изложенным основаниям не могут определять площадь землепользования для целей эксплуатации размещенного на земельном участке объекта недвижимости (административно-бытового здания) сведения государственного кадастра недвижимости, указанные в названном кадастровом паспорте земельного участка.
Следует также отметить, что земельный участок для указанных целей был предоставлен в аренду обществу на основании договора аренды от 11.09.2009 (т. 1 л.д. 39), и из договора аренды следует отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, и их наличие объективно исключалось фактом ввода в эксплуатацию административно-бытового здания только 14.01.2011. Данное обстоятельство также позволяет сделать вывод о том, что постановка земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:196 на кадастровый учет с разрешенным использованием "для организации свалки бытовых отходов" и обусловленный таким разрешенным использованием размер площади земельного участка не были связаны с размещением на земельном участке объекта недвижимости.
В силу изложенных мотивов решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.12.2015 по делу N А47-7479/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Рембытстрой" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7479/2014
Истец: ООО "Рембытстрой"
Ответчик: Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области, Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области
Третье лицо: Адмнистрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, АНО "Центр судебных экспертиз", ООО "Региональная земельная компания, ООО "Центр Экспертиз", Эксперт АНО "Центр судебных экспертиз" Соболь А. Л., Эксперт НП "Палаты судебных экспертов" Пенькова Марина Павловна