Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2016 г. N Ф02-3417/16 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А19-3598/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-3598/2015 по исковому заявлению ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОГРН 1037739532192, ИНН 7703092752; 123995, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК НОВОВАГАНЬКОВСКИЙ, 12) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304; 664038, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ), третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, место нахождения: 109012, г Москва, Никольский пер, д 9), Территориальное управление Росимущества в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, место нахождения: 664025, г Иркутск, ул Российская, д 17), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454, место нахождения: 107139, г Москва, пер Орликов, д 1/11), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1023801544667, ИН 3811067361, место нахождения: 664047, г.Иркутск, ул.Партизанская, д. 76 ), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, определении размера компенсации,
(суд первой инстанции - Капустенская Е.Ф.).
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица (ТУ Росимущества в ИО): не явился, извещен,
от третьего лица (Росимущество): не явился, извещен;
от третьего лица (Министерства сельского хозяйства РФ): не явился, извещен,
от третьего лица (ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"): Крюгер А.Г. (доверенность от 31.03.2015),
установил:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (далее - истец, служба, Росгидромет) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО" (далее - ответчик, университет, образовательное учреждение):
1) прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на земельный участок, с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный путем изъятия для государственных нужд Российской Федерации для строительства лабораторно - производственного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
2) определить размер компенсации за изъятие земельного участка, кадастровый номер 38:06:143519:3638, площадью 94816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, принадлежащего Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальное управление Росимущества в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в ИО, управление), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз, министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области иск удовлетворен. В обосновании суд первой инстанции указал, что истцом процедура изъятия земельного участка для государственных нужд была соблюдена в соответствии с действующим законодательством на момент принятия решения об изъятии земельного участка. Учитывая, что распоряжение N 29-Р от 25.02.2014 г. об изъятии земельного участка в настоящее время является действующим, принятым в рамках предоставленных Росгидромету полномочий, имеются правовые основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка и определения стоимости возмещения за изъятие земельного участка на основании ст.ст. 20, 45, 55, 57 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.04.2015 г.), ст.ст. 272, 279, 281, 283 Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ N 66 от 22.10.2014 г.).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство сельского хозяйства РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.12.2015 по делу N А19-3598/2015 и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Росгидромета к ФГБОУ ВО "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем изъятия земельного участка для государственных нужд Российской Федерации.
Полагает, что в рассматриваемом случае не имелось тех оснований для изъятия земельного участка, которые предусмотрены земельным законодательством, в том числе ст.49, ч.2 ст.45 ЗК РФ, а само изъятие не было согласовано с министерством. Также считает, что наличие необходимости в изъятии земельного участка для строительства лабораторно-производственного комплекса материалами дела не доказано, а экспертное заключение Лобусовой Д.В. считает недопустимым доказательством, так как министерство не имело возможности с ним ознакомиться, поскольку оно ему не направлялось.
На апелляционную жалобу поступили отзывы учреждения, и управления, в которых оно соглашаются с выводами суда первой инстанции и просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционную жалобу поступил отзыв образовательного учреждения, в котором оно соглашается с доводами апелляционной жалобы и полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.02.2016.
Представитель учреждения в судебном заседании дал пояснения согласно доводам отзыва, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Управление направило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.02.2014 г. издано распоряжение Росгидромета N 29-Р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети" (том 1 л.д. 61), пунктом 1-ым которого предусмотрено изъятие для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, находящегося в собственности Российской Федерации, переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия", для строительства лабораторно-производственного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 38 АД N 769676 от 11.05.2012 г (том 3 л.д. 68), а также выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2014 г. N 01/057/2014-155 (том 1 л.д. 64).
Право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на земельный участок кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2014 г. N 01/057/2014-155 (запись в ЕГРП N 38-38-01/143/2011-890 от 06.10.2011 г.).
11.03.2014 г. и 21.03.2014 г. распоряжение Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети" было опубликовано в печатных изданиях, являющихся источниками официального опубликования нормативно-правовых актов в г. Иркутске и Иркутском районе Иркутской области, в газетах: "Иркутск официальный" N 14 (512) (г. Иркутск) и "Ангарские огни" N 10 (10291) (Иркутский район, Иркутской области) (том 1 л.д. 61-62).
Впоследствии, 07.04.2014 г. указанное выше распоряжение Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (запись в ЕГРП N 38-38-01/069/2014-675 от 07.04.2014 г.) (том 1 л.д. 64).
Руководствуясь п. 3.2. распоряжение Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" письмом от 08.04.2014 г. исх. N УГМС-584/12 (том 1 л.д. 63) уведомило ФГБУ ВПО ИРГСХА о предстоящем изъятии земельного участка.
14.07.2014 г. ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" письмом исх.N УГМС-1285/12 в адрес ФГБУ ВПО ИРГСХА направило отчет N 5537 АП от 02.06.2014 г. по определению рыночной стоимости права требования по возмещению убытков вследствие изъятия земельного участка, выполненный ЗАО "Региональное агентство оценки бизнеса", в целях ознакомления, согласования, либо представления дополнительных доказательств, подтверждающих убытки, не вошедших в отчет, а также проект договора о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Согласно отчету N 5537 АП от 02.06.2014 г. (с изменениями на 10.07.2014 г.), выполненному ЗАО "Региональное агентство оценки бизнеса", рыночная стоимость права требования по возмещению убытков вследствие изъятия земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, для государственных нужд составила 269 000 рублей.
Полученные документы ФГБУ ВПО ИРГСХА были оставлены без рассмотрения.
Письмом от 01.08.2014 г. исх. N 140-05160/14и Росгидромет обратился к учредителю ФГБУ ВПО ИРГСХА - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с целью оказать содействие в реализации распоряжения N 29-Р от 25.02.2014 г. и согласовании проекта договора о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации письмом от 15.09.2014 г. исх. N ИМ-15-27/12/12103 счел нецелесообразным изъятие указанного выше земельного участка для государственных нужд.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ) определено, что в случае не согласия собственника с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 настоящего Кодекса.
Несогласие ответчика с решением об изъятии находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, для государственных нужд послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Иркутской области с настоящими исковыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство сельского хозяйства РФ обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения представителя учреждения в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 г. N 109 "О полномочиях Федеральной службы по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. N 350 "О Федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" на Росгидромет возложены полномочия по организации в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель для государственных нужд в целях размещения объектов федеральной собственности - стационарных пунктов наблюдений, а также работы по установлению публичных сервитутов, образованию земельных участков на землях, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения указанных объектов, регистрации соответствующих прав на эти земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, расположенные на этих участках, и заключению соответствующих договоров с собственниками и правообладателями земельных участков (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества; по принятию решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков для размещения объектов федеральной собственности - стационарных пунктов наблюдений, а также о резервировании земель для указанных целей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изданное истцом распоряжение N 29-Р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети" принято уполномоченным органом, и истец обратился к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО" с заявленными требованиями правомерно.
Как правильно установлено судом первой инстанции, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 38 АД N 769676 от 11.05.2012 г (том 3 л.д. 68), а также выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2014 г. N 01/057/2014-155 (том 1 л.д. 64).
Право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на указанный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2014 г. N 01/057/2014-155 (запись в ЕГРП N 38-38-01/143/2011-890 от 06.10.2011 г.).
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2014 г. N 489 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" переименовано в ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО".
Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, принято 25.02.2014 г. распоряжением уполномоченного органа N 29-Р.
Впоследствии, данное распоряжение Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети" своевременно было направлено в адрес ответчика, а также в соответствии с действующим на тот период законодательством (на момент принятия распоряжения) по заказу истца ЗАО "Региональное агентство оценки бизнеса" был подготовлен и направлен отчет N 5537АП от 02.06.2014 г. (с изменениями на 10.07.20014 г.) о рыночной стоимости убытков от изъятия земельного участка одновременно с проектом договора о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Ответчик на предложенных истцом условиях не согласился в добровольном порядке подать заявление об отказе от прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. При этом, он не воспользовался правом на обжалование распоряжения Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети", в связи с чем, распоряжение N 29-Р от 25.02.2014 г. об изъятии земельного участка в настоящее время является не оспоренным и действующим, принятым в рамках предоставленных Росгидромету полномочий. Распоряжение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.04.2014 г. за N 38-38-01/069/2014-675.
Как правильно указывает суд первой инстанции, Земельный кодекс Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015 г., был изменен Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 499-ФЗ, в том числе глава VII, касающаяся изъятия земельных участков. Статья 49 Земельного кодекса РФ, в которой перечислены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, представлена в новой редакции. Также Федеральным законом от 31.12.2014 г. N 499-ФЗ были внесены изменения и в иные статьи Земельного кодекса РФ по изъятию земельных участков.
Федеральный закон от 31.12.2014 г. N 499-ФЗ вступил в силу с 01.04.2015 г. (ст. 27 Федерального закона 499-ФЗ). Между тем, согласно штампу канцелярии суда истец с настоящим иском в суд обратился - 12.03.2015 г., распоряжение об изъятии земельного участка принято в феврале 2014 г.
Таким образом, доводы ответчика о законности изъятия земельного участка со ссылками на Земельный кодекс РФ в редакции, действующей с апреля 2015 г., суд первой инстанции правильно отклонил.
Предметом заявленных требований является прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.А. ЕЖЕВСКОГО" на земельный участок, с кадастровым номером 38:06:143519:3638, площадью 94 816 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный в связи с его изъятием для государственных нужд Российской Федерации, а именно: для строительства лабораторно - производственного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, в предмет спора по настоящему иску входят: вопрос юридического прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, а также вопрос о стоимости возмещения за изъятие земельного участка.
Учитывая внесенные Федеральным законом N 499-ФЗ изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу с 01.04.2015 г., суд первой инстанции правильно посчитал, что заявленные исковые требования должны рассматриваться с применением редакции Земельного кодекса РФ, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, то есть на момент изъятия уполномоченным органом земельного участка и осуществления в установленном в спорный период порядке действий на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ответчика в добровольном несудебном порядке.
Ссылки ответчика на нормы статей Земельного кодекса Российской Федерации, действующего в ред. от 01.04.2015 г. и более поздней редакции, суд первой инстанции правильно отклонил, поскольку в период издания распоряжения N 29-Р об изъятии земельного участка, а также процедуры заключения соглашения о возмещении убытков и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ответчика в добровольном порядке (том 1 л.д. 65, 66, 67) действовал Земельный кодекс РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 г. N 123-ФЗ, нормы которого подлежали применению до 01.03.2015 г.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил нормы, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела, а именно: нормы Земельного кодекса РФ, действующие в редакции до 01.03.2015 г.
В редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на дату принятия распоряжения N 29-Р об изъятии земельного участка и установлении стоимости убытков со стороны истца путем изготовления отчета действовала статья 45 подп. 2 и, соответственно, ст. 55 Земельного кодекса РФ. При этом, порядок возмещения убытков предусмотрен в статье 57 Земельного кодекса РФ.
Согласно подп. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 г. N 123-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего кодекса.
Пунктом 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 283 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ), в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ N 66 от 22.10.2014 г.) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции на момент возникновения правоотношений и регистрации распоряжения Росгидромета N 29-Р от 25.02.2014 г. в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним (по правилам ст. 279 ГК РФ) определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Истец указанные действия, как правильно установлено судом первой инстанции, выполнил и в порядке ст. 57 Земельного кодекса РФ (в ред. от 2014 г.) подготовил отчет о рыночной стоимости убытков от изъятия земельного участка, поэтому суд первой инстанции правильно посчитал необоснованным указание ответчика на неправильную оценку стоимости земельного участка с учетом следующего.
Согласно ст. 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращение права постоянного бессрочного пользования осуществляется применительно к правилам ст. 279-282 ГК РФ, однако, следует иметь в виду, что на дату принятия Гражданского кодекса РФ, не действовали правила ст. 20 принятого в последующем Земельного кодекса РФ. Соответственно, ограничений для нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования коммерческим организациям и физическим лицам не имелось.
Пунктом 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013 N 406-ФЗ) установлено, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
При этом, право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено по основаниям, указанным в ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как правильно указывает суд первой инстанции, в данном случае, рассматриваемый по настоящему делу, земельный участок не выбывает из собственности Российской Федерации, поскольку речь идет, по сути, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования у одного федерального учреждения в связи с изъятием для нужд другого федерального учреждения и передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование данного федерального учреждения. В этой связи, выкупная цена права постоянного (бессрочного) пользования может быть сформирована только в порядке ст. 57 Земельного кодекса РФ (в ред. 2014 г), то есть в виде стоимости убытков, и упущенной выгоды учреждения, у которого изымается земельный участок. При этом, включение рыночной цены в выкупную цену необоснованно и влечет, по существу, незаконное обогащение образовательного учреждения (в данном случае за счет другого учреждения), принимая во внимание, что собственник данного земельного участка не лишается.
Согласно сведениям, указанным в выписке из ЕГРП от 09.09.2014 г. N 01/057/2014155 вид разрешенного использования спорного земельного участка определен как "для сельскохозяйственного производства" (том 1 л.д. 64). При этом, согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра по Иркутской области) от 22.09.2015 г. исх. N 15-исх/3371-ст (том 4 л.д. 4) спорный земельный участок с кадастровым номером 38:06:143519:3638 был внесен 28.09.2010 г. в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
Как следует из письма ТУ ФАУГИ в Иркутской области от 25.09.2015 г. N ШЕА-38/11499 (том 4 л.д. 2), в ГКН были внесены изменения, которые вносятся, как сообщило третье лицо, согласно действующему законодательству в отношении федеральных земельных участков на основании заявления Территориального управления. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельного участка: малоэтажная жилая застройка. При этом, в ЕГРП данные сведения до настоящего времени не внесены, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.09.2015 г. за N 38/011/015/2015-2197 (том 4 л.д. 5).
Вместе с тем, Территориальное управлению ФАУГИ в ИО сообщил, что ему как представителю собственника земельного участка об изменении вида разрешенного использования земельного участка неизвестно, заявления им на данное изменение не подавалось (том 4 л.д. 2).
В связи с тем, что распоряжение Росгидромета N 29-Р об изъятии земельного участка издано в феврале 2014 г., зарегистрировано в ЕГРП в апреле 2014 г., отчет об оценке убытков от изъятия земельного участка из пользования подготовлен 10.04.2014 г., суд первой инстанции принял верное решение о необходимости осуществить судебную экспертизу по оценке убытков, исходя из вида разрешенного использования на дату принятия распоряжения N 29-Р от 25.02.2014 г.
При этом, учитывая, что на спорном земельном участке, как указывают эксперты после осмотра земельного участка, строений не имеется, суд первой инстанции правильно посчитал, что изменение вида разрешенного использования после получения информации об изъятии земельного участка является злоупотреблением со стороны правообладателя (ответчика).
Ссылки ответчика на отсутствие по данному вопросу изъятия мнения собственника, который принимает решения о распоряжении земельным участком, правильно отклонены судом первой инстанции, как опровергнутые отзывом Территориального управления ФАУГИ в Иркутской области (органа, уполномоченного на территории Иркутской области от имени РФ осуществлять полномочия по распоряжению имуществом (том 3 л.д. 88), в котором представитель собственника выразил свое согласие с решением Росгидромета об изъятии и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Кроме того, в материалы дела истцом представлены протоколы совещаний ТУ ФАПКГИ в Иркутской области, согласно которым, данный орган, уполномоченный от имени Российской Федерации распоряжаться федеральным имуществом на территории Иркутской области, предпринимал меры к исполнению распоряжения об изъятии земельного участка посредством добровольного исполнения процедуры ответчиком.
Способ защиты права избран истцом в соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ, которая действует как в ранее действующей редакции, так и в новой редакции (подп. 2 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ). При этом, согласно нормам Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 01.04.2015 г. само изъятие состоялось в установленном порядке по распоряжению уполномоченного органа. Истцом в соответствии с действующим законодательством на момент принятия распоряжения об изъятии земельного участка и осуществления действия, направленных на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ответчика в досудебном порядке, процедура изъятия земельного участка для государственных нужд была соблюдена, истцом заявлено требование о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и об определении стоимости данного изъятия в виде убытков.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при изъятии земельного участка не было получено согласие Минсельхоза, отклоняются в связи с указанным выше, поскольку изъятие было произведено в установленном порядке, спорный земельный участок не является собственностью Минсельхоза или образовательного учреждения, следовательно, собственник в лице своих уполномоченных органов вправе определять судьбу земельного участка самостоятельно.
Доводы о недоказанности необходимости изъятия именно этого земельного участка для строительства лабораторного комплекса, отклоняются, поскольку, как уже указано, порядок изъятия участка был соблюден, при этом в материалах дела имеются протоколы совещаний по данному вопросу (т.4 л.д.127-130), из которых следует, что изъятие земельного участка обусловлено наличием федеральной целевой программы развития водохозяйственного комплекса РФ, необходимостью мониторинга Байкальской природной территории, что касается вопроса о необходимой площади для строительства, то апелляционный суд полагает, что вопросы о том, какие здания и сооружения можно будет построить на изъятом земельном участке, не являются предметом рассмотрения по настоящему делу и должны решаться при оформлении документации на строительство.
Согласно положениям пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.04.2015 г.), принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В целях определения рыночной стоимости убытков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" вследствие прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, путем изъятия земельного участка, кадастровый номер 38:06:143519:3638, площадью 94816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, для государственных нужд Российской Федерации, суд первой инстанции определением от 29.06.2015 г. назначил по ходатайству сторон проведение судебной оценочной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту Лобусовой Дарье Владимировне (ООО "Профи-Оценка", расположено по адресу: 664022, г. Иркутск, ул. 6-я Советская, 18а/1).
Как правильно указывает суд первой инстанции, на разрешение эксперта был поставлен вопрос:
Определить рыночную стоимость убытков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" вследствие прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, путем изъятия земельного участка, кадастровый номер 38:06:143519:3638, площадью 94816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, для государственных нужд Российской Федерации?
Согласно заключению от 16.11.2015 г. по делу N А19-3598/2015 эксперта Лобусовой Дарьи Владимировны (ООО "Оценщик", расположено по адресу: 666025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 18, оф. 319), рыночная стоимость убытков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская Государственная Сельскохозяйственная Академия" вследствие прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, путем изъятия земельного участка, кадастровый номер 38:06:143519:3638, площадью 94816 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, для государственных нужд Российской Федерации составляет 551 000 рублей (том 4 л.д. 31-49).
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости заключения эксперта, так как оно не было направлено министерству, отклоняются, поскольку процессуальным законом не предусмотрено обязанности суда направить копии заключения эксперта лицам, участвующим в деле. При этом у министерства имелась возможность ознакомиться с материалами дела (заключение эксперта поступило в суд 16.11.2015 г., последнее судебное заседание состоялось 23.12.2015 г.).
Суд первой инстанции, с учетом того, что истцом процедура изъятия земельного участка для государственных нужд была соблюдена в соответствии с действующим законодательством на момент принятия решения об изъятии земельного участка, учитывая, что распоряжение N 29-Р от 25.02.2014 г. об изъятии земельного участка в настоящее время является действующим, принятым в рамках предоставленных Росгидромету полномочий, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка и определения стоимости возмещения за изъятие земельного участка на основании ст.ст. 20, 45, 55, 57 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.04.2015 г.), ст.ст. 272, 279, 281, 283 Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ N 66 от 22.10.2014 г.).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-3598/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3598/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2016 г. N Ф02-3417/16 настоящее постановление отменено
Истец: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия"
Третье лицо: Администрация Иркутского районного муниципального образования, Министерство сельского хозяйства РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом