г. Вологда |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А13-10809/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безуглой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2015 года по делу N А13-10809/2015 (судья Киров С.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Выборнова Юлия Владимировна (ОГРН 312302508100050, ИНН 301705291824; место жительства: город Астрахань, район Советский; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; далее - Управление, УФАС) о признании незаконным решения от 10.07.2015 N 5-2/157-15 в части признания соответствующим законодательству Российской Федерации установления требований к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного заказа Вологодской области (место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; ИНН 3525165061, ОГРН 1063525098845; далее - Комитет), открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (на день рассмотрения апелляционной жалобы - акционерное общество "Единая электронная торговая площадка"; место нахождения: 115114, Москва, улица Кожевническая, дом 14/5; ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353; далее - АО "ЕЭТП"), бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Дом ребенка специализированный N 1" (место нахождения: 160019, город Вологда, улица Комсомольская, дом 61; ИНН 3525075700, ОГРН 1033500049835; далее - Учреждение).
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что изложенное в аукционной документации требование к участнику закупки о необходимости наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами) не соответствует части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и ограничивает число участников закупочной процедуры.
Управление и Учреждение в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Комитет и АО "ЕЭТП" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Комитет (уполномоченный орган) 24.06.2015 по заявке Учреждения (заказчик) разместил на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении процедуры электронного аукциона на поставку лекарственных средств N 0130200002415001788. Пунктом 25 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, или копии этих документов:
1. Для участников закупки (поставщиков), прошедших процедуру лицензирования до 08.01.2012 - лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включая оптовую торговлю;
2. Для участников закупки (поставщиков), прошедших процедуру лицензирования после 08.01.2012 - лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включая оптовую торговлю лекарственными средствами (препаратами) для медицинского применения, хранение лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения, перевозку лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения;
3. Для участников закупки, прошедших процедуру лицензирования до 24.07.2012 - лицензия на осуществление деятельности по производству лекарственных средств;
4. Для участников закупки (производителей), прошедших процедуру лицензирования с 24.07.2012 - лицензия на производство лекарственных средств.
Предприниматель 03.07.2015 обратилась в Управление с заявлением, в котором, в том числе, указала на ограничение конкуренции со стороны заказчика, поскольку данными условиями лишены возможности участия в закупке субъекты розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Решением Управления от 10.07.2015 N 5-2/157-15 в указанной части жалоба предпринимателя Выборновой Ю.В. признана необоснованной, нарушений Закона N 44-ФЗ не установлено.
Не согласившись с решением Управления, Предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ названный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона; в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в нем.
Одним из требований, предъявляемым к участникам закупки, является соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что пунктом 25 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, или копии этих документов, в том числе для поставщиков - лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включая оптовую торговлю или для производителей - лицензию на производство лекарственных средств.
Обращение на территории Российской Федерации лекарственных средств регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).
Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу пункта 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, согласно которому фармацевтическая деятельность включает в себя как оптовую, так и розничную торговлю лекарственными препаратами.
В силу статьи 53 Закона N 61-ФЗ оптовая торговля лекарственными средствами предполагает продажу или передачу лекарственных средств иным организациям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной статьи.
Статьей 55 Закона N 61-ФЗ установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений.
В данном случае предметом аукциона являлась поставка Учреждению лекарственных препаратов для использования в целях, не связанных с его дальнейшей реализацией в порядке статьи 53 Закона N 61-ФЗ.
В связи с этим апелляционный суд считает, что поскольку Учреждение являлось конечным покупателем лекарственного препарата, то заказчик необоснованно установил в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами.
Как указывалось выше, согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). Поэтому включение в аукционную документацию условия, которое в итоге привело к исключению из круга участников закупки лиц, способных обеспечить очевидные потребности заказчика, является нарушением положений Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Учреждением нарушена часть 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 10.07.2015 N 5-2/157-15 в части признания соответствующим законодательству Российской Федерации установления требований к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами" признать незаконным.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2015 года по делу N А13-10809/2015 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 10.07.2015 N 5-2/157-15 в части признания соответствующим законодательству Российской Федерации установления требований к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456) в пользу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (место жительства: город Астрахань, район Советский; ИНН 301705291824, ОГРНИП 312302508100050) 300 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10809/2015
Истец: Предприниматель Выборнова Юлия Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: АО Единая электронная торговая площадка, БУЗ ВО, БУЗ ВО Дом ребенка специализированный N1, Комитет госуд.заказа Вологодской области, ОАО Единая электронная торговая площадка