Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2016 г. N Ф10-1859/16 настоящее постановление отменено
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А62-5913/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солововой М.И., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" (г. Смоленск, ОГРН 1036758309719, ИНН 6730048214) в лице Ярцевского филиала (Смоленская область, г. Ярцево) - Никоновой Г.В. (доверенность от 06.01.2015), в отсутствие заинтересованного лица - государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1026700977456, ИНН 6727013388), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2015 по делу N А62-5913/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области (далее по тексту - управление) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.06.2015 N 076/027/210-2015 в части: доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам в размере 153 213 руб. 23 коп.; начисления пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу по состоянию на 30.04.2015 в размере 15 487 руб. 32 коп.; начисления пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу за период с 01.05.2015 по 04.06.2015 в размере 1474 руб. 68 коп.; привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07..2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 30 642 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что решение управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в компетенцию плательщика страховых взносов не входит установление обстоятельств наличия у работника права на досрочное пенсионное обеспечение. Считает, что занятость работников на работах с тяжелыми условиями труда неполный рабочий день не является основанием для освобождения работодателя от уплаты страховых взносов. Полагает ошибочным вывод суда о том, что невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников дополнительного тарифа. Не согласен с выводом суда о том, что в базу для начисления страховых взносов подлежат лишь выплаты в размере, пропорциональном времени, отработанному в особых условиях труда.
Общество просило оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В результате проверки управлением сделан вывод о занижении обществом размера подлежащих уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с неисчислением взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест электрогазосварщиков в размере 153 213 руб. 23 коп.
По результатам проверки управлением принято решение от 04.06.2015 N 076/027/210-2015, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 30 642 руб. 65 коп. Также указанным решением обществу предложено уплатить доначисленные страховые взносы в размере 153 213 руб. 23 коп., а также пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу по состоянию на 30.04.2015 в размере 15 487 руб. 32 коп., за период с 01.05.2015 по 04.06.2015 - в размере 1 474 руб. 68 коп.
Не согласившись с указанным решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования инспекции по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их частичного удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, электрогазосварщики.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.06.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Таким образом, законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда.
В пункте 5 постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).
Управление пришло к выводу, что период работы с 01.01.2012 по 31.12.2014 застрахованных лиц, занятых на работах в качестве электрогазосварщиков, не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ по Списку 2 раздел 33 "Общие профессии" код позиции - 23200000-19756 (дающий право на досрочное назначение пенсии) ввиду отсутствия постоянной занятости в течение полного рабочего дня). Указанные лица заняты на соответствующих видах работ в течение нескольких часов рабочего дня (то есть менее 80 % рабочего времени).
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы уплачиваются в Пенсионный Фонд Российской Федерации с целью обеспечения прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения от страховщика при наступлении страхового случая посредством выплаты соответствующей пенсии, иных выплат.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Подпункт 2 пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливает основания досрочного назначения пенсии: в совокупности это возраст, страховой стаж, условия труда, уплата работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, уплата страховых взносов по дополнительным тарифам поименована законодателем в качестве одного из обязательных и взаимосвязанных с другими условий досрочного назначения пенсии.
В противном случае (отсутствие права на досрочное назначение пенсии) уплата страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимости от выплаченного вознаграждения работнику теряет свою основную цель - обеспечение пенсионных прав конкретного работника.
Довод управления о том, что уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, вне зависимости от права на досрочное назначение пенсии, увеличивает пенсионную выплату работника, за которого такие взносы перечисляются, обоснованно отклонен судом как противоречащий положениям статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ, из которой следует, что дополнительный тариф страхового взноса формирует солидарную (а не индивидуальную) часть тарифа страхового взноса, то есть указанные выплаты на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не отражаются.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющих в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсию, невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на такое досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя уплаты за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу.
Аналогичный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской в определениях от 24.12.2015 N 301-КГ15-17887 по делу N А82-19103/2014 от 09.02.2016 N 309-КГ15-19443 по делу N А07-27360/2014.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что управлением неправомерно в базу для начисления страховых взносов включены все выплаты, произведенные в течение месяца в пользу застрахованных лиц, а не только выплаты в размере, пропорциональном времени, отработанном в особых условиях труда.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.12.2015 по делу N А62-5913/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5913/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2016 г. N Ф10-1859/16 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго", ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Ярцевского филиала ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго", ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго"
Ответчик: ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Смоленской области, ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области