г. Москва |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А40-228314/15 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Кочешковой М.В., (единолично),
при ведении протокола |
помощником судьи Анищенко Е.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 г. по делу N А40-228314/15 вынесенное судьей Ласкиным Л.В., в порядке упрощенного производства,
по заявлению ОАО "РЖД" (адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2; в лице Приволжской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (адрес: 410031, г. Саратов, ул. Московская, д.8, ИНН: 1037739877295, ОГРН: 1037739877295)
к УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (адрес: 443099, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.58)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2015 г. N СР-64/15 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2015 г. N СР-64/15 по делу об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2016 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным судом определением, ОАО "РЖД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что нарушения в области транспортной безопасности, допущенные при эксплуатации вокзального комплекса, связаны с осуществлением обществом предпринимательской деятельности, следовательно, настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Представители заявителя, ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 02.11.2015 г. N СР-64/15 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, прекратил производство по делу, сделав вывод о том, что привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, и заявление общества об отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Следовательно, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Исходя из изложенного, рассмотрение спора о признании ненормативного правового акта государственного органа в арбитражном суде возможно только в том случае, если данный акт затрагивает права и законные интересы заявителя, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В рассматриваемом случае общество оспаривает постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, за нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Закон N 16-ФЗ) и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. N 34.
Объективную сторону вменяемого в вину Обществу правонарушения образует неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Транспортная безопасность в соответствии с п. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).
Выявленное административным органом нарушение посягает в целом на общественные отношения в области транспортной безопасности.
При этом надлежащее выполнение лицом требований в области транспортной безопасности само по себе не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность, ввиду этого привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ напрямую не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, о которых упоминается в ст. ст. 27 и 29 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах заявление общества об отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Доводы апеллянта о наличии иной судебной практики разрешения данной категории споров, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данная судебная практика не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-228314/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228314/2015
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому ФО по надзору в сфере транспорта в лице отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора