Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-2269/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по уплате налогов
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
22 марта 2016 г. |
Дело N А83-4072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Полынкиной Н.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
с участием представителей от Службы финансового надзора Республики Крым - Крылова Л.Н., заместитель начальника управления - заведующий отделом правовой работы Управления правовой и кадровой работы, по доверенности от 03.02.2016 N 02-23/10, от общества с ограниченной ответственностью "Краймиа Солар 2" - Бакаева О.А., по доверенности от 01.12.2015 б/н, от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Грязнова Г.М., главный государственный налоговый инспектор правового отдела, по доверенности от 02.03.2016 N 06-16/02550@, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Крым - Бирман Е.В., начальник правового отдела, по доверенности от 23.03.2015 N 02-47/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краймиа Солар 2" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2015 года по делу N А83-4072/2015 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Краймиа Солар 2" о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, при участии заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Крым,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Краймиа Солар 2" (далее по тексту - общество) о взыскании суммы задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшуюся в переходном периоде, в размере 3 279 898,32 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2015 года требования службы удовлетворены, взыскана с общества задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 01.01.2015, образовавшаяся в переходном периоде, в размере 3 279 898,32 руб., а также государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 39 400,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представитель службы отзыв на апелляционную жалобу не представил, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Крым представили письменные пояснения по существу апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность решения от 21 декабря 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Согласно статьям 212, 213 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Как определено статьей 215 АПК РФ - обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
29.12.2014 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее по тексту - Закон N 56-ЗРК).
В силу ч. 2 ст. 4 Закона N 56-ЗРК Служба финансового надзора Республики Крым:
1) до 01.01.2015 обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01.01.2015;
2) осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Таким образом, Служба финансового надзора является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период.
Как следует из материалов дела и установлено судом, службе был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, согласно которому за обществом числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 3 279 898,32 руб. В связи с указанным, в адрес должника было направлено предписание от 27.05.2015 N 05-14/2721 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое было получено им 03 июня 2015 года. Однако обществом требование предписания исполнено не было, что стало причиной обращения службы в суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Сведения об обществе, зарегистрированном как юридическое лицо на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в ЕГРЮЛ 22.01.2015, ОГРН 1159102035047.
В соответствии со ст. 5 Закона N 56-ЗРК порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее по тексту - постановление N 254).
Пунктом 3 постановления N 254 Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым рекомендовано до 20.05.2015 сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 01.01.2015 процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 01.01.2015; до 20.05.2015 сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам, и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом, частью 2 статьи 3 Закона N 56-ЗРК установлено, что задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Симферопольской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым в период с 02.10.2014 по 03.10.2014 была проведена документальная внеплановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения требований валютного законодательства Украины при проведении взаиморасчетов по контракту N ВS-2013/14 от 25.11.2013 с "Блэк Си Реньюебл Енерджис ГмбХ", по результатам которой установлено нарушение ст. 2 Закона Украины от 23.09.1994 N 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", которое выразилось в непоступлении импортного товара на сумму 1350 тысяч евро. Срок завершения импортной операции нарушен на 21 день - с 25.02.2014 по 17.03.2014, о чем был составлен акт от 13.10.2014 N 540/22.2/36806368, на основании которого 21.10.2014 принято налоговое уведомление-решение N 000172301 и начислена пеня в сумме 3 359 162,80 руб.
Таким образом, сумма задолженности в размере 3 279 898,32 руб. (с учетом переплаты в сумме 79 264,48 руб.), вошедшая в реестр, сформированный на основании постановления Совета министров Республики Крым от 12.05.2015, возникла у общества в период до 18.03.2014, а не 13.10.2014 в момент проведения проверки, как ошибочно полагает Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Крым, и потому в силу статьи 3 Закона N 56-ЗРК считается списанной и взысканию не подлежит.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебные расходы общества по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на Службу финансового надзора Республики Крым.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2015 года по делу N А83-4072/2015 отменить.
В удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым отказать.
Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краймиа Солар 2" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4072/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2016 г. N Ф10-2269/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "КРАЙМИА СОЛАР 2"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, Управление Федеральной Налоговой Службы России по Республике Крым