Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2016 г. N Ф08-4238/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2016 г. |
дело N А32-37148/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "АМАС": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2015 по делу N А32-37148/2015, принятое судьей Карпенко Т.Ю., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АМАС" к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АМАС" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит суд:
- признать незаконным решение заместителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 16.07.2015 N 115 об отказе ООО "АМАС" в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, как несоответствующее положениям Федерального закона "О рекламе";
- обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ООО "АМАС" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заявленной к установке в заявлении о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (дата регистрации, согласно расписке в получении документов, 22.05.2015, рег. N 220520155183684-23-04).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предполагаемое место размещения рекламной конструкции соответствует требованиям Порядка размещения рекламных конструкций, следовательно, не нарушает архитектурный облик. Заинтересованное лицо не доказало, что спорная рекламная конструкция не соответствует видам рекламных конструкций, разрешенных на территории муниципального образования город Краснодар, и внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать, полагает, что определение наличия или отсутствия основания, изложенного в пункте 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, относится к компетенции департамента архитектуры.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "АМАС" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит производственное здание, площадью 6684,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Новороссийская, N 234, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 23-АЖ 065479, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 05.11.2009.
22.05.2015 заявитель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенного панно, предполагаемой к размещению на стене здания, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Новороссийская, N 234.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 115 от 16.07.2015 заявителю отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по мотиву нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
Полагая данное решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п.6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации " основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ч.1 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со ст. 6, п. 26.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 ст. 19 Закона законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу ч. 12 ст.19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
На основании ч.13 ст.19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе основанием для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Частью 17 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 115 от 16.07.2015 мотивирован тем, что размещение рекламной конструкции заявителя - настенного панно по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234, приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар с учетом того, что конструкция планируется к размещению не на глухой стене здания бокового фасада (торцевой части).
Из системного толкования правовых норм, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего городского округа обязан руководствоваться не только положениями Закона о рекламе, но и действующим на территории городского округа административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче указанных разрешений.
Пунктом 18.1 административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, аннулирование таких разрешений", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.06.2012 N 5437, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: несоответствие проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте генеральному плану муниципального образования город Краснодар; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Решением городской Думы Краснодара от 25.04.2013 г. N 47 п. 4 признано утратившим силу решение городской Думы Краснодара от 21.12.2010 г. N 5 п. 9 "Об утверждении Правил размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар" и утвержден Порядок размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок).
Пунктами 1 и 2 Порядка установлено, что Порядок размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар разработан в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар, недопущения его нарушения, художественно-эстетической организации внешнего благоустройства муниципального образования город Краснодар, сохранения историко- градостроительного облика, упорядочения мест размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, обеспечения эффективного использования объектов муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в целях распространения наружной рекламы.
Порядок, в том числе, устанавливает общие требования к рекламным конструкциям, их размещению и эксплуатации, оформлению разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктом 8 Порядка предусмотрены 20 типов и видов рекламных конструкций, допускающихся к установке на территории муниципального образования город Краснодар.
Из материалов дела следует, что тип и вид предполагаемой к установке рекламной конструкции - настенное панно площадью 18 х 6 м с площадью информационного поля -108 кв.м.
Согласно подпункту 16 пункта 8 Порядка настенное панно - рекламная конструкция, размещаемая исключительно на плоскости глухих стен зданий боковых фасадов (торцевых частей), состоящая из каркаса, одного информационного поля и элементов крепления, оборудованная внешним подсветом и системой аварийного отключения от сети электропитания. Площадь настенного панно не должна превышать 1/4 от общей площади бокового фасада здания, строения, на которых планируется размещение данной рекламной конструкции.
В силу пункта 10.4 Порядка установленные на территории муниципального образования город Краснодар рекламные конструкции в части типа, вида, площади информационных полей и технических характеристик не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
Под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар понимаются:
- особенности фасадов объектов капитального строительства, на которых или вблизи которых располагается рекламная конструкция (стилевая и композиционная целостность, ритм элементов и частей фасада, наличие деталей и членений, светоцветовое и декоративно-художественное решение, визуальное восприятие, соразмерность и пропорциональность соотношения элементов фасада, баланс открытых и закрытых поверхностей (проемов и простенков);
- окружающая градостроительная среда при приоритетном и визуальном восприятии объектов культурного наследия, культовых объектов, достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив, а также сложившаяся планировочная структура территории.
Согласно пункту 10.5 Порядка в муниципальном образовании город Краснодар запрещается установка и эксплуатация рекламных конструкций несоответствующих требованиям, установленных Порядком.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика в сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, учитывая смысл подп. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В оспариваемом решении N 115 от 16.07.2015 департамент указывает, что рекламная конструкция планируется не на плоскости глухой стены здания бокового фасада (торцевой части).
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Департамента о том, что размещение рекламной конструкции заявителя - настенного панно по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234, приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар с учетом того, что конструкция планируется к размещению не на глухой стене здания бокового фасада (торцевой части). Подобного рода настенное панно может размещаться исключительно на плоскости глухих стен зданий боковых фасадов (торцевых частей).
Департамент не представил доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого им отказа, не указал каким образом размещение рекламной конструкции заявителем повлечет за собой ухудшение эстетического восприятия архитектурного облика города.
В материалах дела имеются фотографии здания с предполагаемым местом размещения и внешним видом рекламной конструкции, схема размещения рекламной конструкции, из которых следует, что рекламная конструкция будет расположена на "глухой" части бокового фасада здания.
Согласно понятию "фасад", данному в Строительном словаре, различаются главный, боковой, задний, уличный, дворовый и садовый фасады.
Из акта осмотра здания (л.д.23 т.1) следует, что предполагаемое место установки рекламного панно боковой фасад здания. В месте размещения настенного панно отсутствует остекление, проемы и проходы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, исходя из представленных фотографий, иллюстрирующих предположительное место размещения рекламной конструкции, окружающая градостроительная среда этой местности не включает в себя объектов культурного наследия, культовых объектов, каких -либо достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив.
Исходя из вышеизложенного, предполагаемое место размещения рекламной конструкции соответствует требованиям Порядка размещения рекламных конструкций, следовательно, не нарушает архитектурный облик.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не доказало, что спорная рекламная конструкция не соответствует видам рекламных конструкций, разрешенных на территории муниципального образования город Краснодар, и внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 115 от 16.07.2015 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции "настенное панно" по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234 является незаконным.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2015 по делу N А32-37148/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37148/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2016 г. N Ф08-4238/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АМАС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МО Г. КРАСНОДАР, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5187/17
18.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6028/17
12.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4238/16
23.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2169/16
21.12.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37148/15