23 марта 2016 г. |
А43-24090/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижновжилстрой" (ОГРН 1075262010735, ИНН 5262211840, г. Нижний Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д. 28А, кв. 112)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2015
по делу N А43-24090/2015,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижновжилстрой"
о признании незаконным решения администрации г. Нижнего Новгорода, изложенного в письме от 03.08.2015 N 12-01-16-5048ис,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Нижновжилстрой" - Серебряковой Т.В. по доверенности от 04.09.2015, Горшунова А.Е. по доверенности от 04.09.2015;
от администрации г. Нижнего Новгорода - Конновой Т.В. по доверенности от 19.01.2016 N 01-20/Д,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижновжилстрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Нижнего Новгорода (далее - администрация), изложенного в письме от 03.08.2015 N 12-01-16-5048ис, об отказе в выдаче разрешения на строительство здания многофункционального назначения с квартирами на верхних этажах, с двухуровневой подземной парковкой и помещениями общественного назначения по адресу: г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 11А, и обязании администрации выдать указанное разрешение на строительство.
Решением от 31.12.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного Нижегородской области от 31.12.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 28.07.2015 Общество обратилось в администрацию (Департамент градостроительного развития и архитектуры) с заявлением о выдаче разрешения на строительство "Здания многофункционального назначения с квартирами на верхних этажах, с двухуровневой подземной парковкой и помещениями общественного назначения на Анкудиновском шоссе, 11А, в Приокском районе г.Нижнего Новгорода".
Письмом от 03.08.2015 N 12-01-16-5048ис администрация со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Кроме того, отказ мотивирован отсутствием действующего градостроительного регламента в связи со вступлением 22.07.2015 в законную силу решения Нижегородского районного суда по делу N 2-1157/2015, которым признана недействующей в том числе статья 46.1 "Градостроительные регламенты. Центральные общественно-деловые и коммерческие зоны" Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденных постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2005 N 89 (далее - Правила землепользования и застройки).
Посчитав отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и частью 5 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, в объем полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории, подведомственной органу местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению, прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых в общем случае предусмотрен частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункту 2.10 Административного регламента по оказанию муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства и продление срока действия разрешения на строительство", утвержденного постановлением администрации от 21.07.2009 N 3559 (далее - Административный регламент), в случае наличия таких оснований отказ в выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и продление срока их действия подписывается директором Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.7 Административного регламента (статьей 51 ГрК РФ), а также несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно пункту 2.2 градостроительного плана земельного участка N RU52303000-0000000000002454, утвержденного постановлением администрации от 26.07.2013 N 2837, требования к назначению объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Приокский район, Анкудиновское шоссе, 11А, устанавливаются в соответствии с видами разрешенного использования.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 28.02.2014 серии 52-АЕ N 413115 следует, что вид разрешенного использования вышеназванного земельного участка - "под административное здание с прилегающей территорией".
Вместе с тем заявителем испрашивается разрешение на строительство "здания многофункционального назначения с квартирами на верхних этажах, с двухуровневой подземной парковкой и помещениями общественного назначения".
Следовательно, является верным вывод администрации и суда о том, что назначение объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли различных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, как верно указал суд, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства на участке объектов недвижимости необходимостью соответствия функционального назначения постройки целевому назначению и разрешенному виду использования испрашиваемого земельного участка, а изменение вида разрешенного использования земельного участка допускается только в соответствии с требованиями градостроительного регламента о зонировании территории.
В данном случае материалами дела подтверждается, что решением Нижегородского районного суда по делу N 2-1157/2015, вступившим в законную силу 22.07.2015, признана недействующей статья 46.1 Правил землепользования и застройки, устанавливающая виды разрешенного использования зоны Ц-2 (зона обслуживания деловой активности местного значения), к которым относились здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах.
Следовательно, суд обоснованно не принял во внимание ссылку заявителя на указанную норму Правил землепользования и застройки, поскольку после отмены вышеназванного градостроительного регламента использование земельного участка, на котором Обществом планируется строительство объекта капитального строительства, возможно только в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, указанного в свидетельстве о праве собственности на данный земельный участок.
Кроме того, признается ошибочным мнение заявителя о том, что независимо от признания недействительной статьи 46.1 Правил землепользования и застройки является необоснованным такое основание как несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, который не является нормативным правовым актом.
Так, градостроительный план земельного участка составляется и утверждается исключительно на основании градостроительного регламента, ссылка на который в данном случае имеется в градостроительном плане.
Судом обоснованно не принят во внимание довод Общества о том, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество обратилось в период действия статьи 46.1 Правил землепользования и застройки, как противоречащий материалам дела. Так, согласно штампу канцелярии администрации на заявлении Общества и распечатке из базы входящей корреспонденции указанное заявление поступило 28.07.2015 вх. N 12-01-16-3950.
Ссылка Общества на заключение Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации от 30.06.2015 N 143 о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка как достаточного основания для выдачи разрешения на строительство также обоснованно отклонена судом, поскольку рассмотрение вопроса о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка в соответствии с Административным регламентом является только одним из этапов выдачи разрешения на строительство. В данном случае указанное заключение было подготовлено Департаментом в период действия Правил землепользования и застройки, тогда как заявление о выдаче разрешения на строительство было подано Обществом и рассматривалось уже после отмены соответствующего градостроительного регламента.
При изложенных обстоятельствах у администрации, установившей в ходе рассмотрения заявления Общества о выдаче разрешения на строительство несоответствие назначения объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, отсутствовали основания для принятия положительного решения и выдаче испрашиваемого разрешения на строительство.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство спорного объекта соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.12.2015 по делу N А43-27090/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижновжилстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24090/2015
Истец: ООО "НИЖНОВЖИЛСТРОЙ"
Ответчик: Администрация г. Нижнего Новгорода