Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2016 г. N Ф06-9373/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А55-16789/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.
с участием:
от заявителя - Нестерова С.В.(доверенность от 22.12.2015 г.),
от ответчика - Борисова Е.В.(доверенность от 08.10.2015 г.),
от третьих лиц:
ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер" -
Исаков М.П.(доверенность от 02.03.2016 г.),
ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" - не явился, извещен,
Департамент управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
Правительство Самарской области - Нестерова С.В.(доверенность от 28.12.2015 г.).
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской обл. от 29.12.2015 года по делу N А55-16789/2015 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара
3 лица: ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер", г. Самара, ГБУ СО "Региональный центр недвижимости", г. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Правительство Самарской области, г. Самара
о признании незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области с заявлением, c учётом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, выразившихся в принятии решений от 16.02.2015 N 63-00-119/15-13322 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета", от 08.04.2015 N 63-00-119/15-33253 "О приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка", от 08.07.2015 N 63-00-119/15-65744 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления постановки на кадастровый учет земельного участка, имеющего адресный ориентир: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 18, на основании распоряжения департамента управления имуществом городского округа Самара N 694 от 12.09.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территорий кадастрового квартала NN 63:01:0406001, 63:01:0406002".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер", ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2015 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В материалы дела поступил отзыв Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно указывает, что согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, распоряжение данными участками не входит в полномочия министерства.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер" и Правительства Самарской области напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
ГБУ СО "Региональный центр недвижимости", Департамент управления имуществом городского округа Самара и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.11.2014 г. ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением N 35-1332883 о постановке на кадастровый учет земельного участка, имеющего адресный ориентир: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 18 (далее - спорный земельный участок).
К заявлению ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" был приложен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), необходимый для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
Указанные действия осуществлены ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" с целью проведения государственной регистрации права собственности Самарской области на спорный земельный участок, который фактически занят линейным объектом недвижимости - канализационным коллектором, находящимся в собственности Самарской области.
Указанное обстоятельство подтверждается записью регистрации N 63-63-01/171/2011-263 в ЕГРП от 25.04.2012 г., а также свидетельством о государственной регистрации права 63-АЗ N 005935.
Материалами дела подтверждается, что ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" обеспечено проведение кадастровых работ по формированию границ спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ФГБУ "ФКП Росреестра" решением от 16.02.2015 г. N 63-00-119/15-13322 отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
Основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 74 Самарского лесничества и, учитывая, что использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, заявленный вид разрешенного использования - фактически занимаемый канализационным коллектором, не предусмотрен Лесным кодексом Российской Федерации для земельных участков, находящихся в границах лесов, расположенных на землях иных категорий.
03.04.2015 ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" повторно обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением N 35-2002211 о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка.
Решением от 08.04.2015 N 63-00-119/15-33253 ФГБУ "ФКП Росреестра" приостановило осуществление кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 18, а впоследствии, решением от 08.07.2015 N 63-00-119/15-65744 отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
При этом, как следует из материалов дела, единственным основанием для приостановления, а также для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка послужило то обстоятельство, что согласно п. 6.1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
Посчитав, что указанное основание не соответствует нормам действующего законодательства в силу того, что спорный земельный участок сформирован под фактически существующим объектом недвижимости - канализационным коллектором, который является линейным объектом, а действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, выразившиеся в принятии решений от 16.02.2015 N 63-00-119/15-13322 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета", от 08.04.2015 N 63-00-119/15-33253 "О приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка", от 08.07.2015 N 63-00-119/15-65744 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" нарушают права Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 12.09.2014 N 694 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территорий кадастрового квартала NN 63:01:0406001, 63:01:0406002" утверждена схема расположения земельного участка площадью 81,00 кв.м., фактически занимаемого канализационным коллектором протяжённостью 757 м., относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д.18, на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов NN 63:01:0406001, 63:01:0406002.
Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-21371/2011 установлено, что объект недвижимого имущества - канализационный коллектор, переданный в оперативное управление ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер", находится в границах земельного участка площадью около 1,3 га. в пос. Песчаная Глинка в Куйбышевском районе, который предоставлен Областному наркологическому диспансеру (в данное время - ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер") на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета Народных Депутатов Куйбышевской области от 25.10.1991 N 798, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования серии 63-АВ N 493457.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Действие градостроительного регламента не распространяется, в частности, на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод заявителя о том, что объект недвижимого имущества, который фактически существует, создан с соблюдением норм законодательства; земельный участок, в границах которого располагается объект, предоставлен ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер" в установленном законом порядке и, следовательно, земельный участок, сформированный заявителем должен быть поставлен на государственный кадастровый учет, как объект недвижимого имущества, для соблюдения одного из главных принципов земельного законодательства - единства земельного участка и объектов недвижимого имущества, которые располагаются в его границах, с разрешённым использованием - фактически занимаемый канализационным коллектором.
В соответствии со ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Как следует из пояснений Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, содержащихся в отзыве, в соответствии с Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 и Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2011 по делу N А55-15555/2008 лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исключены в государственном лесном реестре из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на 01.01.2011 и отражены как лесные участки на землях иных категорий.
После вступления в законную силу Постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним разделы по лесным участкам Самарского лесничества также прекращены.
Как установлено ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.
В этой связи суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным довод заявителя о том, что без постановки на государственный кадастровый учет указанный земельный участок не может являться объектом гражданского оборота, что является нарушением прав ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер" и Самарской области, как собственника спорного земельного участка и собственника объекта недвижимого имущества, расположенного в его границах.
Как указано выше, основанием для формирования спорного земельного участка непосредственно в заявленных границах послужило Распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара N 694 от 12.09.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала NN 63:01:0406001, 63:01:0406002", которое не отменено, не признано незаконным и утратившим силу.
Указанное Распоряжение было представлено вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка и являлось необходимым и достаточным документом для осуществления государственного кадастрового учёта спорного земельного участка.
Довод заинтересованного лица о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области является ненадлежащим заявителем по делу, суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным.
ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" обращалось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области в интересах Министерства имущественных отношений Самарской области и создано с целью управления недвижимым имуществом, принадлежащим Самарской области.
Кроме того, суд первой инстанции отмечает, что срок для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением Министерством не пропущен, так как из материалов дела следует, что Министерству об оспариваемых действиях ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области стало известно из сообщения ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" от 06.07.2015 вх. N 17773.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра", выразившиеся в принятии решений от 16.02.2015 N 63-00-119/15-13322 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета", от 08.04.2015 N 63-00-119/15-33253 "О приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка", от 08.07.2015 N 63-00-119/15-65744 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета" не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права Министерства имущественных отношений Самарской области, как лица уполномоченного собственником на распоряжение имуществом Самарской области.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2015 года по делу N А55-16789/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16789/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2016 г. N Ф06-9373/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: ГБУ СО "Региональный центр недвижимости", ГБУ СО "Самарский областной наркологический диспансер", Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Правительство Самарской области