Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2016 г. N Ф07-5141/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2016 г. |
Дело N А42-3363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Голева А.В. по доверенности от 09.03.2016, Коломиец А.Е. по доверенности от 09.03.2016, Василевский В.С. по доверенности от 16.07.2015
от ответчика (должника): Назарчук С.В. по доверенности от 10.02.2015, Беляков М.В. по доверенности от 08.05.2015, Романов Е.Д. по доверенности от 22.01.2014, Герасимов С.В. по доверенности от 14.05.2015
от 3-го лица: Тарабычин Е.С. по доверенности от 11.01.2016, Березина Н.П. по доверенности от 24.07.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1110/2016) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2015 по делу N А42-3363/2015 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ЗАО "РОССИЙСКАЯ МОРСКАЯ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ РОМОНА"
к Мурманской таможне
3-е лицо: ООО "Тамарикс Лоджистикс"
о признании недействительным решения и требования
установил:
закрытое акционерное общество "Российская морская навигационно-геодезическая компания Ромона" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "РОМОНА") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 13.02.2015, требования об уплате таможенных платежей от 24.03.2015 N 6-Д, принятых Мурманской таможней (далее - ответчик, Таможня, таможенный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТАМАРИКС Лоджистикс" (далее - третье лицо, ООО "ТАМАРИКС Лоджистикс").
Решением от 30.10.2015 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, ввезенные товары правомерно были квалифицированы таможенным органом как иностранные и были помещены на временное хранение. Являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что пробы донных отложений являются товарами Таможенного союза и об отсутствии у заявителя обязанности помещать товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В обоснование названного довода, таможенный орган указывает, что в рассматриваемом случае товары прибыли с территории Королевства Норвегия, согласно представленным документам товары были добыты иностранным судном "Highland Spirit" (флаг Великобритании) в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами таможенной территории Таможенного союза. В дополнениях к апелляционной жалобе Таможня также ссылается на то обстоятельство, что в суд первой инстанции не были представлены документы, позволяющие идентифицировать данные скважины как "сооружения" (в том числе проектная документация), следовательно ввезенные пробы донных отложений не находились на таможенной территории Таможенного союза.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, поддержал.
Представителем таможни заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Представители заявителя и третьего лица против удовлетворения ходатайства таможни возражают.
Суд, совещаясь на месте, определил в приобщении дополнительных документов отказать. Заявленное ходатайство отклонено судом апелляционной инстанции как необоснованное, с учетом положений статьи 268 АПК РФ.
Представитель ЗАО "РОМОНА" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и в отзыве на дополнения к апелляционной жалобе.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает решение суда от 30.10.2015 законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ЗАО "РН-Шельф-Дальний Восток" (заказчик) и ЗАО "РОМОНА" (подрядчик) заключен договор от 10.04.2013 N 0441413/0071Д на выполнение последним морских инженерно-геологических изысканий в пределах "Восточно-Приновоземельском-1" и "Восточно-Приновоземельском-2" лицензионных участков (юго-западная часть Карского моря) в 2013 году. Согласно данному контракту для указанных целей подрядчик обязался предоставить и использовать специализированное судно (суда), укомплектованное необходимым оборудованием и персоналом.
С этой целью подрядчиком (ЗАО "РОМОНА") с иностранной организацией Calecore Limited (далее - Субподрядчик) было заключено Соглашение N CON/06/2013/Calecore (далее - Соглашение). В соответствии с условиями Соглашения Субподрядчик обязался предоставить и использовать специализированные суда с установленным на них необходимым оборудованием и укомплектованные требуемым персоналом для выполнения маркшейдерской съемки площадки для бурения морской скважины на лицензионных участках шельфа Восточно-Приновоземельский-1 и Восточно-Приновоземельский-2 (юго-западная часть Карского моря) в 2013 году.
В рамках исполнения Соглашения Субподрядчиком были предоставлены геотехническое исследовательское судно "Highland Spirit" (флаг Великобритания) и геофизическое исследовательское судно "Kommandor Stuart".
В период рейса с 20.08.2013 по 28.08.2013 при выполнении геотехнических работ на площадке "Восточно-Приновоземельский-1" в пределах координат 7426.6 северной широты и 63
51.1 восточной долготы - 74
27.9 северной широты и 63
50.4 восточной долготы исключительной экономической зоны Российский Федерации Карского моря, то есть за пределами территориальных вод Российской Федерации, с борта морского судна "Highland Spirit" был осуществлен отбор проб донных отложений.
01.09.2013 морское судно "Highland Spirit" прибыло в порт назначения Киркенес, где 02.09.2013 по акту передачи донного грунта Субподрядчик передал, а Заказчик принял на борту судна "Highland Spirit" пробы донного грунта в количестве 5 ящиков общим весом 290,00 кг.
Ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза осуществлен автомобильным транспортом по поручению от 30.08.2013 в рамках заключенного между ЗАО "РОМОНА" и ИП Спирочкиным Е.Н. договора транспортной экспедиции от 30.08.2013. Данным поручением ЗАО "РОМОНА" поручило ИП Спирочкину Е.Н. доставить с судна "Highland Spirit" (порт Киркенес) в адрес ОАО "АМИГЭ" (Россия, Мурманск) пробы донных отложений в количестве 214,00 кг нетто.
В целях помещения проб донных отложений (код ТНВЭД ТС 2508400000) в количестве 305 кг брутто/214 кг нетто под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" таможенным представителем ООО "ТАМАРИКС Лоджистикс" от имени и по поручению декларанта ЗАО "РОМОНА", на основании Договора N 0540-13/665 от 23.08.2013, на Мурманский таможенный пост была подана ДТ N 10207110/050913/0001716. Таможенный представитель, определив таможенную стоимость этого товара в сумме 58 347,62 руб., исчислил и уплатил с нее ввозную таможенную пошлину в сумме 2 917,38 руб. и налог на добавленную стоимость в сумме 11 027,70 руб.
Выпуск товара по ДТ N 10207110/050913/0001716 разрешен 06.09.2013.
По результатам камеральной таможенной проверки Таможня установила, что таможенная стоимость рассматриваемых проб донного грунта была определена неверно и составляет 26 784 154,50 руб., в связи с чем недоплата таможенных платежей, приходящихся на ввозную таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость, в общей сумме составила 6 387 467,85 руб.
Результаты камеральной проверки отражены в акте от 13.02.2015 N 10207000/400/130215/А0011.
13.02.2015 Таможней в адрес Общества направлено решение о корректировке таможенной стоимости товаров и выставлено требование от 24.03.2015 N 6-Д об уплате таможенных платежей на общую сумму 7 378 164,11, в том числе 1 336 290,35 руб. - ввозная таможенная пошлина, 5 051 177,50 руб. - налог на добавленную стоимость и 990 696,26 руб. пени.
Не согласившись с указанными решением и требованием Таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, обоснованно исходил из следующего.
В пункте 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определено, что единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под товарами таможенного союза понимаются находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары, в том числе полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров (пункты 1 и 3 статьи 58 ТК ТС).
Между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации (далее - Стороны) 25.01.2008 достигнуто Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров, где в статье 1, помимо прочего, закреплено, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно Приложению, составляющему неотъемлемую часть названного Соглашения.
Согласно подпункту 8 пункта 2 указанного Приложения товарами, полностью произведенными в данной стране, считается продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр.
В силу статьи 5 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет, в том числе, исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Как установлено статьёй 4 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", установки, сооружения - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).
В соответствии со статьей 5 Закона о континентальном шельфе Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет в том числе: суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов; исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Исходя из названных положений, в отношении скважин, находящихся на континентальном шельфе, Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией, что в силу пункта 1 статьи 2 ТК ТС, является основанием для признания скважины таможенной территорией таможенного союза, а полученные из этой скважины пробы - товаром таможенного союза.
В силу статьи 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с указанным Кодексом.
На основании изложенного следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что у Общества не было обязанности помещать товар под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и, как следствие, исчислять и уплачивать таможенные платежи.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. При проведении таможенного контроля определяется статус товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Подпункт 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет, что товарами таможенного союза признаются, в частности, товары, которые полностью произведены на территориях государств - членов Таможенного союза и находятся на территории Таможенного союза.
Несмотря на то, что исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации, в силу статьи 5 Закона N 191-ФЗ Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов (подпункт 2 пункта 1).
Согласно Преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
В соответствии со статьей 1 Закона N 2395-1 он действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
В свою очередь, согласно статье 1 Закона N 187-ФЗ континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
В силу статьи 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Согласно абзацу 3 статьи 9 Закона N 2395-1 пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (абзац 5 указанной статьи).
В силу статьи 17.1 Закона N 2395-1 право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.
Как видно из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" уполномоченным органом выдана лицензия серия ШКМ номер 15033 на проведение геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах участка Восточно-Приновоземельский-1, расположенного в юго-западной части акватории Карского моря, по условиям которой владелец лицензии (ОАО "Нефтяная компания "Роснефть") должен обеспечить сохранность кернового материала, полученного в процессе бурения скважин. Возможность передачи геологических материалов в собственность иным лицам данной лицензией не установлена.
В силу указанных выше положений, собственником спорного грунта является ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".
Страной происхождения спорного товара, а именно проб грунта, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах границ участка недр федерального значения по условиям лицензии, выданной ОАО "НК Роснефть", как пользователю участками недр федерального значения, - является Российская Федерация, что исключает обязанность по уплате таможенных платежей при ввозе проб грунта на территорию России.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что спорные пробы донного грунта являются товаром таможенного союза и не могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, признаются апелляционной коллегией правомерными.
Доводы апеллянта о том, что данный товар имеет статус иностранного, поскольку товары прибыли с территории Королевства Норвегия, согласно представленным документам товары были добыты иностранным судном за пределами таможенной территории Таможенного союза были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены им на основании вышеприведенных норм.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что спорные товары по каким-либо основаниям могут быть отнесены к иностранным товарам.
Национальный статус судна, участвующего в создании скважины, добычи проб недр в границах лицензионного участка недр федерального значения континентального шельфа РФ не имеет правового значения для определения страны происхождения товара.
Спорный товар, согласно материалам дела, не прибывал с территории Королевства Норвегии, а следовал из границ лицензионного участка континентального шельфа Российской Федерации на территорию Российской Федерации (Мурманск) транзитом через порт Киркенес.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие в материалах дела проектной документации отклоняются апелляционным судом.
Как подтверждается материалами дела, в рамках Соглашения N CON/06/2013/Calecore компанией Calecore Limited с использованием геотехнического судна "Higland Spirt" выполнялись работы, которые в соответствии с видом, составом и назначением работ являются инженерно-геологическими изысканиями, что отлично от морских научных исследований, в силу чего Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N391 в рассматриваемом случае не применимы.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2015 по делу N А42-3363/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3363/2015
Истец: ЗАО "РОССИЙСКАЯ МОРСКАЯ НАВИГАЦИОННО-ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ РОМОНА"
Ответчик: Мурманская таможня
Третье лицо: ООО "Тамарикс Лоджистикс", Коломиец Максим Александрович
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22462/17
27.12.2016 Определение Верховного Суда России N 307-КГ16-17560
01.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5141/16
22.03.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1110/16
30.10.2015 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3363/15