г. Владивосток |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А59-4553/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-1192/2016
на решение от 21.12.2015
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4553/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 города Охи (ИНН 6506007629, ОГРН 1026500886059, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.10.2002)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (ИНН 6506008380, ОГРН 1026500886213, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.11.2002) и Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконными и отмене в части решения от 06.07.2015 N 074/011/9 - 2015 и решения от 30.07.2015 N 13, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.07.2015 N 074/011/9 - 2015,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 города Охи (далее - школа, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (далее - управление, пенсионный фонд, ответчик) и Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - отделение) о признании незаконными и отмене в части решения от 06.07.2015 N 074/011/9-2015 и решения от 30.07.2015 N 13, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.07.2015 N 074/011/9-2015.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя жалобу, управление настаивает на том, что ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и работникам, имеющим государственные награды РФ, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области" (далее - Закон N 110-ЗО) за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений, на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212) являются объектом обложения страховыми взносами.
Пенсионный фонд настаивает на том, что перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ), является исчерпывающим, выплаты ежемесячной денежной выплаты за Государственные награды Российской Федерации и почетное звание "Заслуженный педагог" в данном перечне не поименованы.
Со ссылкой на пункт 8 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39, ответчик указывает, что основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячных денежных выплат с работодателем, в связи с этим, полагает, что законодатель определил предоставление ежемесячных денежных выплат только осуществляющим трудовую деятельность и имеющим почетные звания, а также государственные награды.
Соответственно, по мнению управления, выплаты, производимые лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, производились в рамках трудовой деятельности, а также оплата труда и доплата проводилась на основании приказов, в одной расчетной ведомости перечислением в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области.
Учреждение в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседаний не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Специалистом управления в период с 14.04.2015 по 01.06.2015 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период времени с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки, результаты которой оформлены актом от 02.06.2015 N 074/011/9-2015, помимо прочего установлено, что в октябре, ноябре и декабре месяцах 2013 по 2014 год включительно учреждение производило ежемесячные денежные выплаты в пользу работников Кириной Л. А., Лабузовой Г. З., Паршонковой Н. М., Пономарева Б. Н., Семеновой Т. Т., которым присвоено почетное звание, "Заслуженный учитель" и один из которых имеет Государственную награду (Паршонкова Н. М). Общая сумма выплат за указанный период составила 1 913 616 рублей:
Кирина Л.А.: 2013 - 180 000 рублей, 2014 - 185 900 рублей;
Лабузова Г.З.: 2013 - 180 000 рублей, 2014 - 185 900 рублей;
Паршонкова Н.М.: 2013 - 211 200 рублей, 2014 - 222 816 рублей;
Пономарев Б.Н: 2013 - 180 000 рублей, 2014 - 187 900 рублей;
Семенова Т.Т.: 2013 - 180 000 рублей, 2014 - 185 900 рублей;
Названные выплаты были произведены согласно приказам работникам, находящимся в трудовых отношениях с учреждением.
При этом, согласно статьям 15, 129 Трудового кодекса Российской Федерации указанные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, так как по своей сути являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений между работником и работодателем.
Таким образом, сумма неуплаченных страховых взносов в пользу данных работников за октябрь, ноябрь и декабрь месяц 2013 по 2014 год включительно составила 200505 рублей 21 копейка, из которой на обязательное пенсионное страхование - 197 778 рублей 17 копеек, на обязательное медицинское страхование - 2 727 рублей 04 копейки.
По результатам проведенной проверки 02.06.2015 составлен акт выездной проверки N 074/011/9 - 2015.
Рассмотрев акт проверки, управление вынесло решение от 06.07.2015 N 074/011/9 - 2015, которым привлекло учреждение к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 93 164 рубля 28 копеек.
Названным решением учреждению начислены пени за неуплату страховых взносов по состоянию на 06.07.2015 в размере 23 340 рублей 96 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общем размере 200 505 рублей 21 копейка. Также учреждению указано на внесение необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части сумм недоимки, пени и штрафа, начисленных в связи с невключением выплат работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный учитель" и один из которых имеет Государственную награду (Паршонкова Н. М), в базу для обложения их страховыми взносами, учреждение обратилось с жалобой в вышестоящий орган - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.
Решением отделения от 30.07.2015 N 13 решение управления об уплате недоимки по страховым взносам в размере страховых взносов - 200 505 рублей 21 копейка, пеней в размере 23 340 рублей 96 копеек, штрафных санкций в размере 93 164 рубля 28 копеек оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
31.07.2015 управлением в адрес учреждения выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с указанными решениями управления и отделения в части сумм недоимки, пени и штрафа, а также выставленным требованием, учреждение обратилось в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 269, 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Закона N 212-ФЗ, которым регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании данного подпункта Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
28.01.2004 принят Закон Сахалинской области N 466 "О почетном звании "Заслуженный педагог Сахалинской области" (далее - Закон N 466).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 466 работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 15 000 рублей - на территории муниципальных образований городского округа "Охинский" Сахалинской области и "Городской округ Ногликский".
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 466 предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом N 110-ЗО Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области.
Работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации и работающим в учреждениях, расположенных на территории муниципальных образований городской округ "Охинский" Сахалинской области и "Городской округ Ногликский", - в размере 2600 рублей.
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: органы местного самоуправления в Сахалинской области, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере, - в отношении работников муниципальных образовательных учреждений.
Для реализации своего права на получение ежемесячной денежной выплаты заявитель предоставляет работодателю по основному месту работы следующие документы: заявление на имя руководителя органа, осуществляющего выплату ежемесячной денежной выплаты, с указанием выбранного способа перечисления ежемесячной денежной выплаты (через почтовое отделение связи или на счет получателя в кредитной организации), номера лицевого счета заявителя в кредитной организации и реквизитов банка для перечисления ежемесячной денежной выплаты; копии документов о присвоении почетного звания Сахалинской области и Российской Федерации, государственной награды Российской Федерации, паспорта Российской Федерации с представлением подлинников указанных документов либо нотариально заверенные копии таких документов.
Органами, осуществляющими выплату ежемесячной денежной выплаты, являются, в том числе министерство образования Сахалинской области.
Ежемесячная денежная выплата начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а с 1 января 2013 года - работникам, которым присвоены соответствующие почетные звания и получившим государственные награды Российской Федерации ранее этой даты.
Пункт 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат предусматривает, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты является, в том числе прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункта 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Согласно пункту 5 Порядка N 505 орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
В силу пунктов 9, 10 Порядка N 505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем в период 2013-2014 производились ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, а также учитывая положения приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в состав заработной платы указанных работников, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Сахалинской области утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.02.2013 N 48, вместе с тем в указанном Перечне не содержится спорной ежемесячной денежной выплаты.
Отклоняя довод ответчика о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, судебная коллегия отмечает, что в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных часов, качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
Не принимается судебной коллегией и довод о том, что Закон N 110-ЗО не содержит ссылок на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты, и как следствие, данная выплата не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, поскольку согласно статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в редакции Закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Довод апелляционной жалобы о том, что оплата труда и доплата проводилась на основании приказов, в одной расчетной ведомости перечислением в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области, судебной коллегией не принимается, как несостоятельный.
Поскольку средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются учреждению в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников, то в данном случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Кроме того, в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
Указанные выводы суда согласуются с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2016 N 303-КГ16-261, в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2015 по делу N А59-3518/2014, от 06.05.2015 по делу N А59-3830/2014, от 23.11.2015, от 23.11.2015 по делу N А59-92/2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Указанные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области при осуществлении переданных учреждению государственных полномочий органов исполнительной власти субъекта федерации.
С учетом изложенного, решение N 074/011/9-2015 от 06.07.2015 в части выводов пенсионного фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму ежемесячных денежных выплат, произведенных страхователем в 2013-2014 лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, а также в части доначисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и взыскания штрафа в связи с таким занижением, не соответствует положениям Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое требование от 31.07.2015 N 074/011/9-2015 вынесено на основании решения N 074/011/9-2015 от 06.07.2015, оно также признается несоответствующим положениям Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решение управления N 074/011/9-2015 от 06.07.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 200 505 рублей 21 копейка, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 23 340 рублей 96 копеек, штрафа в размере 93 164 рубля 28 копеек и требование от 31.07.2015 N 074/011/9-2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
По указанным выше основаниям суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 30.07.2015 N 13.
С учетом результатов рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с управления в пользу учреждения расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Иные доводы заявителя жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Судебная коллегия считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств, у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
При подаче апелляционной жалобы Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 520415 от 18.01.2016.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку согласно данному пункту указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46)).
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 32 Постановления N 46 в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
При таких обстоятельствах, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Следовательно, уплаченная Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.12.2015 по делу N А59-4553/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области уплаченную по платежному поручению N 520415 от 18.01.2016 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4553/2015
Истец: МБОУ СОШ N1 г. Оха, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школы N1
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области, ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Охинскому р-ну, ГУ-ОПФР по Сахалинской области, Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области