г. Тула |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А23-5301/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: заявителя - индивидуального предпринимателя Бобкова Романа Евгеньевича (г. Калуга, ОГРНИП 306402709600022, ИНН 402701401950) - Лопухова Ю.А. (доверенность от 27.10.2015 N 591/1) и заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228) - Макаровой С.А. (доверенность от 02.11.2015 N 04-30/2), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бобкова Романа Евгеньевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.01.2016 по делу N А23-5301/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бобков Евгений Георгиевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 08.07.2015 N 5487 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного Калужской области от 11.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Заявитель ссылается на то, что установленная решением Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2014 кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная рыночной, подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2014.
Инспекция просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000275:15, площадью 772 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: г. Калуга, ул. Тульская, д. 189, с кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2014 в размере 5 381 746 руб. 59 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2014 по делу N А23-3773/2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000275:15 установлена равной рыночной по состоянию на 01.01.2007 в размере 875 448 руб.
Предпринимателем 22.01.2015 в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером определена равной рыночной стоимости, установленной вышеуказанным судебным актом.
Согласно налоговой декларации, сумма налога к уплате в бюджет за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 40:26:000275:15 составила 13 132 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем налоговой декларации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившиеся в занижении налоговой базы при исчислении земельного налога, о чем составлен акт от 08.05.2015 N 17141.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки начальником инспекции 08.07.2015 вынесено решение N 5487 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно резолютивной части данного решения заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в размере 67 594 руб. Налогоплательщик также привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 338 руб., а также в соответствии со статьей 75 НК РФ ему начислены пени в сумме 366 руб. 62 коп.
Предприниматель направил в управление ФНС России по Калужской области апелляционную жалобу на решение инспекции.
Решением от 28.08.2015 N 63-11/07917 управление ФНС России по Калужской области оставило апелляционную жалобу предпринимателя без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 08.07.2015 N 1693, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15, 16 данной статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со статьей 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как установлено судом, заявителю на праве собственности в 2014 году принадлежал земельный участок с кадастровым номером 40:26:000275:15 и кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2014 в размере 5 381 746 руб. 59 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 13.11.2014 по делу N А23-3773/2014 кадастровая стоимость данного земельного участка установлена равной рыночной по состоянию на 01.01.2007 в размере 875 448 руб.
Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 15.12.2014.
При исчислении земельного налога за 2014 год предпринимателем применена кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная указанным решением суда.
Как следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, единый федеральный государственный информационный ресурс.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Между тем с учетом предусмотренного данным пунктом порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. При этом изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2014 N 1555-0, анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил для целей налогообложения преимущество в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка. Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь, в том числе на положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Как указывалось выше, решение суда, являющееся основанием для внесения данных о рыночной стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости, вступило в законную силу 15.12.2014. В государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами 40:26:000275:15 внесены 15.12.2014.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра обоснованно указал, что у предпринимателя отсутствовали основания для исчисления земельного налога за 2014 год, исходя из рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной решением суда от 13.11.2014.
Судом обоснованно принято во внимание, что применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ полным месяцем владения спорным земельным участком без учета изменения кадастровой стоимости будет считаться декабрь 2014 года, периодом начисления земельного налога - январь -декабрь 2014 года, соответственно коэффициент по сроку владения к налоговой базе составляет 12/12.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000275:15 по состоянию на 01.01.2014 составляла 5 381 746 руб. 59 коп.
Таким образом, предпринимателем подлежала исчислению и уплате в бюджет за 2014 сумма налога по спорному земельному участку в размере 80 726 руб. (5 381 747 * 1, 5 %).
Данный подход для исчисления налоговой базы изложен в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в соответствии с которым установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.01.2016 по делу N А23-5301/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Бобкову Евгению Георгиевичу из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 850 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5301/2015
Истец: Бобков Роман Евгеньевич, ИП Бобков Роман Евгеньевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги, Инспекция ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5301/15
14.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2112/16
24.03.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-987/16
11.01.2016 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5301/15
24.03.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-987/16