21 марта 2016 г. |
Дело N А84-1621/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Храмовой Е.В., судей Котляровой Е.Л., Оликовой Л.Н., при ведении протокола секретарем Голубенко В.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного жилищного надзора города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.12.2015 по делу N А84-1621/2015 (судья Минько О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СевРЭП" к Государственному жилищному надзору города Севастополя,
заинтересованное лицо - Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района-1"
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии лиц, участвующих в деле:
от заявителя - Немченко А.В. - представитель, доверенность б/н от 11.01.2016;
от административного органа - Максименко О.Г. - представитель, доверенность б/н от 28.09.2015,
от заинтересованного лица - не явился.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.12.2015 по делу N А84-1621/2015 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление административного органа от 11.08.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2. КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что органом жилищного надзора города Севастополя были приняты все меры для немедленного уведомления правонарушителя о составляемом протоколе об административном правонарушении. На момент вынесения постановления у ООО "УК "СевРЭП" было достаточно времени для представления возражений и принятия необходимых мер для защиты своих прав и интересов.
Определением от 14.01.2016 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 16.02.2016.
Определением от 16.02.2016 рассмотрение апелляционной жалобы отложено по правилам, предусмотренным АПК РФ.
16.03.2016 в судебное заседание Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района-1" явку уполномоченного представителя не обеспечило, о причинах неявки суд не уведомило, было извещено надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании 16.03.2015 представитель апеллянта изложил доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель заявителя по делу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве от 02.02.2016, направленном через канцелярию суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 71, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, письмом от 26.06.2015 вх. N 1/672 ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района-1" обратилось в Государственный жилищный надзор города Севастополя с жалобой на неправомерное бездействие ООО "Управляющая компания "СевРЭП", выразившееся в непередаче технической документации по управлению многоквартирным домом, расположенным в г. Севастополе по ул.Челнокова, 12 (корпуса 2-6).
29.06.2015 начальником Государственного жилищного надзора - Главным государственным жилищным инспектором города Севастополя Госжилнадзора Севастополя Чагиной Г.И. издано распоряжения N 90 о проведении в период с 29.06.2015 по 24.07.2015 внеплановой документарной проверки соблюдения ООО "Управляющая компания "СевРЭП" обязательных требований жилищного законодательства.
Согласно указанному распоряжению, целью проверки является установление фактов, изложенных в обращении ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района-1" от 26.06.2015 вх. N 1/672.
29.06.2015 за исх. N 156 административным органом направлено ООО "Управляющая компания "СевРЭП" уведомление о проведении внеплановой документарной проверки.
Проведенной проверкой, результаты которой нашли отражение в акте проверки от 22.07.2015 N 90, установлено, что ООО "Управляющая компания "СевРЭП" передало техническую документацию ГУПС "Управляющая компания Гагаринского района-1" только на многоквартирный дом N 12/3 по ул. Челнокова в городе Севастополе, а по многоквартирным домам N 12/2, 12/4, 12/5, расположенным по улице Челнокова в городе Севастополе, техническая документация не передавалась, поэтому в действиях ООО "Управляющая компания "СевРЭП" усматриваются признаки нарушения обязательных требований жилищного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
29.07.2015 в 10:30 главным специалистом отдела правовой работы - государственным жилищным инспектором города Севастополя Государственного жилищного надзора города Севастополя Гудилиной Н.А. в отсутствие представителя заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 86 в отношении ООО "Управляющая компания "СевРЭП".
11.08.2015 начальником Государственного жилищного надзора - Главным государственным жилищным инспектором города Севастополя Госжилнадзора города Севастополя Чагиной Г.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО "Управляющая компания "СевРЭП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.23.2. КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 7.23.2. КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 23.55. КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21.-7.23., частью 1 статьи 7.23.1., частью 1 статьи 7.23.2. КоАП РФ.
В соответствии с Уставом города Севастополя и Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя" (статьи 9, 10) исполнительные органы формируются Правительством Севастополя и действуют на основании положения о них, которые утверждаются Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 N 703 утверждено положение о Государственном жилищном надзоре города Севастополя.
Согласно указанному Положению Государственный жилищный надзор города Севастополя является государственным органом исполнительной власти города Севастополя (на правах Главного управления), уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории города Севастополя.
Пунктом 4.2.4. Положения предусмотрено право Госжилнадзора составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований.
В соответствии с указом Губернатора Севастополя от 10.07.2015 N 74-УГ, Государственный жилищный надзор города Севастополя переименован в Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, в связи с чем согласно пункту 1 постановления Правительства Севастополя от 07.08.2015 N 718-ПП в Положение о Государственном жилищном надзоре города Севастополя внесены соответствующие изменения.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта 1 статьи 2 указанного закона государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как установлено судом первой инстанции, 29.06.2015 за исх. N 156 Госжилнадзором ООО "Управляющая компания "СевРЭП" направлено уведомление о проведении внеплановой документарной проверки, в котором заявителю предложено предоставить суду документы, подтверждающие обстоятельства выбора способа управляющей организации, и иные документы прямо или косвенно относимые к проводимой проверке, которое получено ООО "Управляющая компания "СевРЭП" 03.07.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении корреспонденции. Также указанное уведомление вручено под роспись представителю заявителя.
По результатам рассмотрения материалов проверки Госжилнадзором составлен акт проверки от 22.07.2015 N 90.
Указанная проверка Госжилнадзором проведена в пределах своей компетенции, фактов нарушения административным органом требований Закона N 294-ФЗ судом не установлено.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции обоснованно установлены допущенные административным органом существенные нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности в связи со следующим.
Как следует из положений статьи 28.2. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, что является гарантией защиты прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если законный представитель извещен в установленном порядке (часть 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2. Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Из приведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 29.07.2015 N 86 составлен главным специалистом отдела правовой работы - государственным жилищным инспектором города Севастополя Государственного жилищного надзора города Севастополя Гудилиной Н.А. в 10 час. 30 мин. в отсутствие законного представителя ООО "Управляющая компания "СевРЭП". Сведения о надлежащем извещении ООО "Управляющая компания "СевРЭП" в протоколе отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.07.2015 Госжилнадзором в адрес ООО "Управляющая компания "СевРЭП" заказным письмом от 22.07.2015 N 249 направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2. КоАП РФ, согласно которого дата составления протокола назначена на 29.07.2015 в 10:00.
Отправка указанного письма с почтовым идентификатором N 29903887010351 подтверждается квитанцией отделения почтовой связи от 23.07.2015 N 24922 и списком почтовых отправлений, которые датированы 23.07.2015.
Согласно журналу регистрации входящей корреспонденции ООО "Управляющая компания "СевРЭП" и письму Управления федеральной почтовой связи г. Севастополя - филиала ФГУП "Почта Крыма" от 11.12.2015 N 07-3011 заказная корреспонденция с почтовым идентификатором N 29903887010351 (уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении) получено представителем ООО "Управляющая компания "СевРЭП" Литвиненко И.Е. 29.07.2015 в первой половине дня в промежутке времени с 10 до 11 часов.
Таким образом, на момент составления протокола административный орган не располагал сведениями об извещении общества о составлении протокола и не принял меры к выяснению причин неявки представителя заявителя. Протокол об административном правонарушении был составлен до получения административным органом уведомления о вручении заказного письма N 29903887010351.
Довод апеллянта о том, что на день составления протокола об административном правонарушении инспектором Госжилнадзора был сделан скриншот официального сайта "Почта России", в соответствии с информацией которого ООО "УК "СевРЭП" было надлежаще уведомлено и получило указанное письмо 29.07.2015, не подтверждается материалами дела, в связи с чем отклоняется судом.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Формальное направление заказной корреспонденции на юридический адрес общества без исследования вопроса о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не может считаться доказательством уведомления законного представителя лица.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным органом не приняты необходимые и достаточные меры для уведомления общества или его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены суду доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что им были приняты все меры для немедленного уведомления правонарушителя о составляемом протоколе об административном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции.
Составление протокола без участия представителя общества при отсутствии доказательств надлежащего извещения законного представителя заявителя о времени и месте совершения указанного процессуального действия свидетельствует о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, лишении заявителя предусмотренных Кодексом процессуальных прав, в связи с чем доводы заявителя жалобы о том, что на момент вынесения постановления у ООО "УК "СевРЭП" было достаточно времени для предоставления возражений и принятия необходимых мер для защиты своих прав и интересов отклоняются судом апелляционной инстанции.
Допущенные при составлении протокола нарушения процессуальных требований, установленных статьей 28.2. Кодекса, имеют существенный характер, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении, без извещения законного представителя юридического лица, является грубым нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности (лишает заявителя возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), которое носит существенный характер, не может быть устранено в ходе судебного разбирательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, а потому суд не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.12.2015 по делу N А84-1621/2015 оставить без изменения.
2. Апелляционную жалобу Государственного жилищного надзора города Севастополя оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Копии постановления будут направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Датой принятия постановления суда апелляционной инстанции считается дата его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Е. В. Храмова |
Судьи |
Е.Л. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1621/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "СевРЭП"
Третье лицо: ГУП города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района-1", Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, Государоственный жилищный надзор города Севастополя, Государственный жилищный надзор города Севастополя