г. Москва |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А40-210926/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Кочешковой М.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московского УФАС России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2015 по делу N А40-210926/15, принятое судьей Аксеновой Е.А.,
по заявлению ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" ОГРН 1097604000889; ИНН 7604150442
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
третье лицо - Управа района Куркино города Москвы
о признании недействительным решения от 01.10.2015 N 2-19-8366/77-15,
при участии:
от заявителя: |
Хуснудинова Н.Ю. по дов. от 12.05.2015, Перминова О.Г. по протоколу от 24.12.2014; |
от заинтересованного лица: |
Гандилян М.М. по дов. от 28.12.2015 |
от третьего лица: |
Сябитова Р.В. по дов. от 16.03.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 01.10.2015 по делу N 2-19-8366/77-15 о включении сведений об ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" ОГРН 1097604000889; ИНН 7604150442 в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2015 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, Московского УФАС России обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель апеллянта и представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержали по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.07.2015 опубликовано Извещение о проведении электронного аукциона N 0373200067115000431 на поставку информационных стендов, флагов для нужд управы района Куркино города Москвы. 20.08.2015 г. Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения аукциона, ни один из участников не подал предложение о цене контракта.
24.08.2015 опубликован протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, где аукционной комиссией были рассмотрены вторые части заявок участников и принято решение о признании победителем в соответствии с пунктом 4) а) части 3 ст.71 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Общество с ограниченной ответственностью "ВЕРШИНА- ЭКСПО", порядковый номер заявки N 2, на основании того, что участник ранее других подал заявку на участие в данном аукционе.
28.08.2015 Заказчиком был размещен на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" проект контракта и направлен победителю Аукциона.
02.09.2015 ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" на электронной площадке размещён протокол разногласий относительно внесения изменений в спецификаций предлагаемого к поставке товара в проекте государственного контракта.
07.09.2015 Заказчиком через электронную площадку направлен проект контракта ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО". В регламентированный срок подписания проекта Контракта, установленный оператором электронной площадки до 10.09.2015 г. ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" не направил гарантийное обеспечение Контракта и не подписал сертификатом усиленной электронной подписи проект Контракта.
11.09.2015 Заказчиком на официальном сайте размещён протокол о признании участника уклонившимся от заключения государственного контракта N 0373200067115000431-8, согласно которому Заказчиком отказано в подписании государственного контракта на основании ч. 13 ст. 70 и ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В Московское УФАС России поступило обращение Управы района Куркино г. Москвы о включении сведений об ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведенного электронного аукциона на поставку информационных стендов, флагов для нужд Управы района Куркино г. Москвы (реестровый N 0373200067115000431) (далее - Аукцион).
Решением антимонопольного органа от 01.10.2015 по делу N 2-19-8366/77-15, сведения, представленные Управой района Куркино г. Москвы в отношении ООО "ВЕРШИНА-ЭКСПО" включены в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта, сроком на два года.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно пункту 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В силу пункта 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Таким образом, в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
По смыслу приведенной нормы реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом, суд исходил из того, что антимонопольным органом не доказано недобросовестное поведение общества и его злонамеренное уклонение от исполнения контракта, поскольку приведенные Заказчиком технические характеристики не являются конкретными и однозначными для понимания и вводят в заблуждение участников закупки, поскольку заявленное требование к характеристикам товара заведомо неисполнимо.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с Протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме аукционной комиссией были рассмотрены вторые части заявок участников и принято решение о признании победителем в соответствии с пунктом 4) а) части 3 статьи 71 Федерального закона от 5 мая 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Общество с ограниченной ответственностью "ВЕРШИНА-ЭКСПО", порядковый номер заявки 2, на основании того, что участник ранее других подал заявку на участие в данном аукционе. Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме размещен Заказчиком 24 августа 2015 года. Проект контракта без подписи Заказчика был размещён Заказчиком на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" 28 августа 2015 года. В отношении данного проекта контракта Обществом 2 сентября 2015 года был размещён протокол разногласий относительно внесения изменений в спецификацию предлагаемого к поставке товара.
Согласно части 5 статьи 70 Федерального закона от 5 мая 2013 года N 44-ФЗ в течение трёх рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящий статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Обществом установленный тринадцатидневный срок для размещения протокола разногласий был соблюдён.
Заказчиком же, в нарушение части 5 статьи 70 Федерального закона от 5 мая 2013 года N 44-ФЗ, не был размещён на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" отдельный документ с указанием причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя.
Исходя из изложенных обстоятельств, нарушение обществом положений Федерального закона от 5 мая 2013 года N 44-ФЗ не выявлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.12.2015 по делу N А40-210926/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210926/2015
Истец: ООО " ВЕРШИНА-ЭКСПО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКВЕ, УФАС России
Третье лицо: ООО "Вершина-Экспо", Управа района Куркино г. Москвы