город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2016 г. |
дело N А32-33893/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО АПФ БЗОГА: Тулупов С.Б., паспорт, по доверенности от 09.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма БЗОГА"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.12.2015 по делу N А32-33893/2012, принятое судьёй Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма БЗОГА"
к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма Бзога" (далее - ООО АПФ Бзога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Сочи о
признании незаконным решения N 0205-16/11412 от 27.07.2012 департамента имущественных отношений администрации города Сочи об отказе в передаче в собственность ООО "АПФ БЗОГА" земельного участка площадью 2,0 га, расположенного в с. Харциз Лазаревского р-на г. Сочи с кадастровым номером 23:49:0134004:110;
об обязании департамента имущественных отношений и администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 2,0 га, расположенного в с. Харциз Лазаревского р-на г. Сочи с кадастровым номером 23:49:0134004:110 и направления его ООО "АПФ БЗОГА" в 30 дневной срок;
признании незаконным решения департамента имущественных отношений администрации города Сочи N 0205-16/11180 от 25.07.2012 об отказе в передаче в собственность ООО "АПФ БЗОГА" земельного участка площадью 1,51 га, расположенного в с. Харциз Лазаревского р-на г. Сочи с кадастровым номером 23:49:0134004:114;
об обязании департамента имущественных отношений и администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1,51 га, расположенного в с. Харциз Лазаревского р-на г. Сочи с кадастровым N 23:49:0134004:114 и направления его ООО "АПФ БЗОГА" в 30 дневной срок.
Решением суда от 01.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что спорные земельные участки не могут быть предоставлены в собственность общества в связи с ограничением участков в обороте.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО АПФ "Бзога" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что администрацией не доказано отнесение участка к землям особо охраняемых территорий.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 20 мин. 17.03.2016. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, обществу АПФ "Бзога" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат:
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134004:110 площадью 2 га на основании постановления N 198 от 24.02.1994;
земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134004:114 площадью 1,51 га на основании постановления N 609 от 19.07.1995.
Общество обратилось в администрацию муниципального образования город Сочи с заявлениями о приобретении указанных земельных участков в собственность за плату.
Из департамента имущественных отношений заявителем получены отказы в предоставлении участков в собственность от 25.07.2012 N 0205-16/11180, от 27.07.2012 N 0205-16/11412, мотивированные нахождением земельных участков в зонах округа санитарной охраны курорта федерального значения, исключающим отчуждение земельных участков.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для возникновения земельного участка как недвижимой вещи, которая может быть объектом права, необходимо определение границ участка в соответствии с федеральными законами.
Указанные границы в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяются в результате межевания. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с данным Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу пункта 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи закреплено, что к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на такие земельные участки упомянутый закон не распространяется.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Включение в их состав участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" применительно к разрешению споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность, разъяснено следующее. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
До принятия Закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции). Законом N 406-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий.
В то же время пункт 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусматривает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N406-ФЗ.
Судом по делу назначались две землеустроительные экспертизы, в результате оценки которых судом сделаны следующие выводы.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134004:110 на местности не определялись, участок в качестве объекта гражданско-правовых отношений не существует, он не может в силу прямого указания пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации быть передан в собственность заявителя по делу.
В заключении ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" указано, что Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года N 985 установлены и утверждены границы округов и зон санитарной охраны курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста, и курортов Южного берега. В приложении 3 к постановлению приведено описание границ округа и зон санитарной охраны курортов Сочи-Мацеста. Согласно данного описания не представляется возможным определить границы округа санитарной охраны. В Арбитражном суде Краснодарского края экспертом был запрошен графический материал к Постановлению Совмина СССР от 30.03.1948 N 985, относительно которого отсутствует информация о признании утратившим силу. Запрашиваемые материалы не были предоставлены.
Сопроводительным письмом вх.N 1530 от 10.09.14 Арбитражным судом Краснодарского края представлена схематическая карта Сочинского курортного района с границами зон горно-санитарной охраны. Дата подготовки указанной схемы, а также данные о ее утверждении и согласовании в представленных материалах отсутствует, хотя в ходатайстве ООО "АФ БЗОГА" имеется ссылка на то, что данный графический материал разработан "Геоминвод" в 1965 году. На представленном картографическом материале отображены границы зон санитарной охраны (1,2,3), а также общая граница округа горно-санитарной охраны Сочинского района.
При совмещении границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134004:114, (координаты указаны в кадастровой выписке 2343/12/11-101531 от 21.03.2011) с границами округов горно-санитарной охраны, отображенными на схематической карте Сочинского курортного района, представленной Арбитражным судом Краснодарского края, установлено местоположение участка в границах 3-й зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
В заключении кадастрового инженера Гетало С.С. указано, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0134004:114 не входит в границы округов санитарной охраны курорта Сочи, поскольку находится на удалении от береговой линии моря, в его границах отсутствуют минеральные источники, участок расположен на большом удалении от поверхностного и грунтового стока, источников водоснабжения, пляжей, не расположен в водосборной площади р. Шахе, на нем не произрастает лес.
Суд первой инстанции обоснованно отнесся критически к приведенному заключению, поскольку описание границ округов, положенное экспертом в основание заключения, не содержит координат поворотных точек округов санитарной охраны курорта. Установить точное (землеустроительное) нахождение границ округов из этого описания невозможно.
Суд принял во внимание заключение ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ".
Эксперт проводил исследование на основании координат из кадастровой выписки 2343/12/11-101531 от 21.03.2011 по земельному участку, накладывая их на границы округов горно-санитарной охраны, отображенные на схематической карте Сочинского курортного района, которая была разработана "Геоминвод" в 1965 году.
В государственном акте на право постоянного (бессрочного) пользования землей также указано, что земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Управления Росреестра от 26.06.2013, согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0134004:114 установлен особый режим использования - вторая зона округа санитарной охраны курорта.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, в том числе выводы экспертов.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "АПФ Бзога".
Суд учитывает, что обществом в свою очередь не представлено доказательств, опровергающих доводы администрации города Сочи о вхождении спорных земельных участков в особо охраняемую территорию, исключающее отчуждение земельных участков.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "АПФ Бзога", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 01.12.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 декабря 2015 года по делу А32-33893/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33893/2012
Истец: ООО "Агропромышленная фирма БЗОГА"
Ответчик: Администрация города Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ