г. Москва |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А41-8194/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Быкова В.П., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области (ИФНС России по г. Красногорску Московской области): Гурбанов Х.Т., представитель по доверенности N 22-23/121 от 09.11.15 г., паспорт;
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Грин Идеал" Гараева А.А.: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2016 года по делу N А41-8194/15, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области о включении требований в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Грин Идеал",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Грин Идеал" (ООО "Грин Идеал", ИНН 5024035724, ОГРН 1025002882453) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника, конкурсным управляющим должника утвержден Гараев Айдар Асгатович.
24 ноября 2015 года в арбитражный суд обратилась ИФНС России г. Красногорску по Московской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в общем размере 178 200 руб. 69 коп., в том числе 136 551 руб. 59 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, из которых 72 574 руб. 71 коп. - страховая часть, 27 703 руб. 42 коп. - накопительная часть, 36 273 руб. 46 коп. - штрафы, пени, задолженность по обязательному медицинскому страхованию в размере 29 819 руб. 15 коп., из которых 21 686 руб. 66 коп. - основной долг, 8 132 руб. 49 коп. - штрафы, пени, задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 985 руб. 76 коп., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 9 844 руб. 19 коп.
Арбитражный суд Московской области определением от 19 января 2016 года отказал в удовлетворении требований уполномоченного органа.
Не согласившись с данным судебным актом, ИФНС России г. Красногорску по Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание не явился представитель конкурсного управляющего должника, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
15 марта 2016 года в адрес суда поступило ходатайство конкурсного управляющего о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя конкурсного управляющего.
Законность и обоснованность определения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, ИФНС России по г. Красногорску Московской области сослалась на наличие задолженности ООО "Грин Идеал" по уплате страховых взносов по состоянию на 16 марта 2015 года в размере 178 200 руб. 69 коп., в том числе 136 551 руб. 59 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, из которых 72 574 руб. 71 коп. - страховая часть, 27 703 руб. 42 коп. - накопительная часть, 36 273 руб. 46 коп. - штрафы, пени, задолженность по обязательному медицинскому страхованию в размере 29 819 руб. 15 коп., из которых 21 686 руб. 66 коп. - основной долг, 8 132 руб. 49 коп. - штрафы, пени, задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 985 руб. 76 коп., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 9 844 руб. 19 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что ИФНС России по г. Красногорску Московской области не представила отчетность, на основании которой произведены расчеты суммы недоимок, не представила доказательства надлежащего и своевременного уведомления должника о наличии задолженности и направления в его адрес соответствующих документов.
Кроме того, суд указал, что уполномоченным органом пропущен срок взыскания недоимки.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая определение суда первой инстанции, указывает, что в материалах дела имеется пакет документов, содержащий расчет налогоплательщика по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный в электронном виде и переданный должнику по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, заявитель сослался на то, что информация о поданных организацией заявлений в уполномоченный орган и суд о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, отсутствует, как и судебный акт, подтверждающий вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания по налоговому делу.
В судебном заседании представитель ИФНС России г. Красногорску по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ИФНС России г. Красногорску по Московской области, арбитражный апелляционный суд полагает, что определение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу ст. 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В абзаце четвертом пункта 21 Постановления N 25 разъяснено, что суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Кроме того, реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать сами (а в случае включения в реестр задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование проверять соблюдение органами Пенсионного фонда Российской Федерации) срок выставления требований об уплате недоимки, пеней штрафов (ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ), срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика) на счетах в банках (ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ), возможность взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (плательщика) только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках и в пределах сумм, в отношении которых приняты меры по взысканию за счет денежных средств (ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Статьей 22 вышеуказанного закона определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ст. 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" вышеуказанного закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В пункте 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.15 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125-ФЗ), страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику (Фонд) страховые взносы.
Согласно п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок.
Как следует из материалов дела, задолженность ООО "Грин Идеал" образовалась в результате неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 136 551 руб. 59 коп., обязательное медицинское страхование в размере 29 819 руб. 15 коп., страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 985 руб. 76 коп., страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 9 844 руб. 19 коп., возникших за период с 2011 года по 2013 год.
В обоснование заявленных требований уполномоченным органом представлены уведомление о наличии задолженности от 10.03.2015 г., справка, расчеты, уточненные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме их уплачивать, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам и начисленных на нее пеней в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона, путем обращения взыскания на денежные средства в банках и на иное имущество в пределах сумм недоимки и пеней, указанных в требовании об уплате на основании статьи 22 Закона без обращения в суд. Таким образом, упомянутым Законом установлен внесудебный порядок взыскания задолженности. При этом, пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрен закрытый перечень случаев, когда взыскание недоимки по страховым взносам может производиться только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению о взыскании путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах, а также при отсутствии информации о счетах страхователя, Пенсионный фонд (Фонд социального страхования) в силу пункта 14 статьи 19 и статьи 20 Закона вправе взыскать страховые взносы за счет имущества путем принятия и направления в течение 1 года после истечения срока исполнения требования в службу судебных приставов на исполнение постановление о взыскании недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам за счет имущества. Следовательно, Законом N 212-ФЗ предусмотрен административный (внесудебный) порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам с юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей - страхователей (за исключением случаев перечисленных в пункте 4 статьи 18 Закона).
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 Закона N 212-ФЗ следует, что срок для взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Уполномоченный орган обратился в суд с данным заявлением 24 ноября 2015 года.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении уполномоченным органом срока на обращение с данным заявлением о включении задолженности по уплате страховых взносов в реестр требований кредиторов. Ходатайство о восстановлении срока уполномоченный орган не заявлял.
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Таким образом, в данном случае на пенсионный фонд возлагалась обязанность передать требование обязанному лицу либо направить его по почте заказным письмом.
Суд первой инстанции правильно установил, что спорные требования в адрес общества не направлялись, доказательства надлежащего и своевременного уведомления должника о наличии задолженности и направления в его адрес соответствующих документов, в том числе, в электронном виде, заявителем не представлено.
Поскольку возможность взыскания задолженности утрачивается при истечении срока давности взыскания страховых взносов в судебном порядке, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным требование уполномоченного органа о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой, в данном случае у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам уполномоченного органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ИНФС России по г. Красногорску Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, 223, 271, п.1 ч.4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2016 года по делу N А41-8194/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в месячный срок.
Председательствующий |
С.А. Закутская |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8194/2015
Должник: ООО "Грин Идеал"
Кредитор: ИФНС России по г. Красногорску Московской области
Третье лицо: Гараев Айдар Асгатович, Некоммерческое партнерство "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "МЕРКУРИЙ"
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-8194/15
04.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7742/18
22.03.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-8194/15
23.06.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-8194/15
16.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7068/16
24.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2081/16
08.06.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-8194/15