г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А56-3045/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: представитель Саванькова Т.А. по доверенности от 31.12.2015 г.
от ответчика: представитель Тихонова И.Е. по доверенности от 11.01.2016 г. N 03-02-371
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2922/2016) ЗАО "Ярославская транспортная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2015 г. по делу N А56-3045/2015 (судья Анисимова о.В.), принятое
по иску ЗАО "Ярославская транспортная компания"
к Санкт-Петербургу в лице Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, 3-е лицо: Санкт-Петербург в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга о взыскании 19 250 696,57 руб. убытков
установил:
Закрытое акционерное общество "Ярославская транспортная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании, с учетом уточнения требований, 33 525 042,22 руб. убытков.
Определением суда от 20.10.2014 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен город Санкт-Петербург в лице Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Определением суда от 03.12.2014 г. из материалов дела N А40-75607/14-61-636 в отдельное производство выделены требования ЗАО "Ярославская транспортная компания" к г. Санкт-Петербург в лице Комитета по транспорту Санкт-Петербурга о взыскании убытков в размере 19 250 696,57 руб. за перевозку региональных льготников и данное дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Делу присвоен номер А56-3045/2015.
Решением суда от 11.12.2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Ярославская транспортная компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, заключение договоров N 10-014/028 и N 10-015/065 от 05.08.2010 г., предусматривающих выплату истцу сумм в возмещение убытков от перевозки льготников, не ограничивает право истца на возмещение убытков в полном объеме.
Субсидии в размере 30 019 035 руб., вопреки выводам суда, были учтены истцом в расчете исковых требований.
Ответчик, ссылаясь на выплату истцу субсидии за перевозку региональных и муниципальных льготников, не представил доказательств того, какая часть из 30 019 035 руб. составляет компенсацию истцу убытков от перевозки региональных и муниципальных льготников, поскольку правом льготного проезда по ЕИЛБ пользовались и федеральные льготники.
Отказывая в иске в рамках дела N А40-75607/2014, арбитражный суд указал, что 30 019 035 руб. получено истцом в качестве субсидии за перевозку, в том числе и федеральных льготников. Зачет одной и той же суммы в качестве субсидий, как за перевозку федеральных льготников, так и за перевозку региональных и муниципальных льготников, является необоснованным и судом не исследован.
Кроме того, в жалобе указано на ненадлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Отложив рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу на 21.10.2015 г., суд в определении от 26.08.2015 г. не указал на возможность перехода в судебное заседание в этот же день и рассмотрения дела по существу, чем лишил истца возможности участвовать при рассмотрении дела по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда от 11.12.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо представителей в судебное заседание не направило, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.
В судебном заседании истец доводы жалобы поддержал, ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, истец осуществляет деятельность по перевозке пассажиров общественным городским и пригородным автомобильным транспортом в городе Санкт-Петербурге.
05.08.2010 г. стороны по результатам конкурса заключили договоры N 10-014/028 и N 10-015/065 на перевозку в 2011 году пассажиров и багажа на территории города Санкт-Петербурга автобусным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, по условиям которых истец принял на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров, в том числе, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, по проездным документам, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а Комитет по транспорту обязался возмещать затраты и/или недополученные доходы в размере утвержденных бюджетных ассигнований, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, с учетом снижения предельного размера возмещения затрат перевозчика на перевозку пассажиров и багажа по регулируемому тарифу, установленного перевозчиком в заявке на участие в конкурсе.
Во исполнение принятых на себя по договору обязательств истец в период 2011 года оказал льготные услуги пассажирских перевозок гражданам, а ответчик за счет средств бюджета Санкт-Петербурга выплатил истцу субсидии на сумму 30 019 035 руб.
Полагая, что им понесены убытки в виде не возмещенных расходов на сумму 19 250 696,57 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан.
Из федеральных законов исключены нормы о праве на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте категорий граждан, которым ранее такое право предоставлялось федеральными законами.
На основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена иная система социальной защиты граждан, согласно которой субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Каких-либо конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, видов и размеров денежных компенсаций Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не содержит.
Кроме того, указанный Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, кроме замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения.
Также для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно приведенного изменившегося законодательства обеспечение мер социальной поддержки льготных категорий граждан по проезду в общественном транспорте для федеральных и региональных льготников является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а не Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ, принят Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2004 г. N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", в соответствии со статьей 10-1 которого, категориям граждан, перечисленным в статье 1 данного Закона (в том числе и отдельным льготным категориям граждан, отнесенным к федеральному регистру), предоставлено право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования города Санкт-Петербурга на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, а так же на метро.
При этом, организациям, предоставляющим право льготного проезда предоставляются субсидии на возмещение расходов за представленные транспортные услуги в порядке и размерах, установленным правительством Санкт-Петербурга.
Меры социальной поддержки предприятиям компенсируются за счет средств бюджета города Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления субсидий в 2011 году на осуществление перевозки пассажиров и багажа по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2010 г. N 1086 "О предоставлении в 2011 году субсидий, предусмотренных Комитету транспорта Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что объем субсидий определяется как разница между затратами на оказание услуг по перевозке и доходами, получаемыми от оказания услуг по перевозке.
Согласно пункту 8 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании дополнительных соглашений, заключенных на 2011 год, к договорам на организацию и выполнение перевозок.
Во исполнение названных норм стороны настоящего спора заключили дополнительные соглашения от 28.02.2011 г. N N 1, 2 к договорам от 05.08.2010 N10-014/028 и N10-015/065, предметом которых являлось обеспечение Комитетом безвозмездного и безвозвратного перечисления средств бюджета Санкт-Петербурга истцу, в целях возмещения затрат и недополученных доходов истца в связи с оказанием услуг по проездным документам многоразового пользования.
Пунктами 3.1 и 3.2 дополнительных соглашений было установлено, что обеспечение производится в виде субсидий, которые предоставляются исходя из данных расчёта субсидии подписанных заявителем и Комитетом по транспорту.
Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что на основании вышеназванных договоров и дополнительных соглашений к ним, услуги истца за спорный период, рассчитанные в соответствии с нормативными актами приведенными выше и данными перевозчика и терминалов, полностью оплачены Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга на сумму 30 019 035 руб.
В основу расчета взяты данные заявок перевозчика, поданных им при проведении конкурса на право заключения договоров, оперативных отчётов истца о доходах от перевозки пассажиров, в том числе льготных категорий.
При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, и данная позиция поддержана судебной практикой ( Постановление АС Московского Округа от 09.06.2015 г. по делу А40-75607/2014 и Определение ВС РФ от 07.10.2015 г. N 305-ЭС15-11777 по тому же делу), что если в субъекте Российской Федерации применяется определенная методика расчета размера расходов транспортных предприятий, в том числе и с применением расчетного метода, учитывающего конкретные данные таких затрат в субъекте Российской Федерации и среднестатистические данные, позволяющие определить размер расходов перевозчика, то должен применяться именно установленный в субъекте порядок расчета расходов транспортных организаций и компенсации убытков в связи с предоставлением льготного проезда.
Поскольку такой акт принят субъектом Российской Федерации, сведений об оспаривании или признании незаконным его не имеется, каких-либо доказательств в обоснование ненадлежащего исполнения принятого ответчиком обязательства истцом не представлено, оснований для взыскания убытков в виде не возмещенных расходов на сумму 19 250 696,57 руб. не имеется.
Довод жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, а именно рассмотрении дела по существу без указания в определении от 26.08.2015 г. на возможность перехода в судебное заседание в этот же день и рассмотрения дела по существу, подлежит отклонению.
О судебном заседании для решении вопроса о возобновлении производства по делу на 26.08.2015 г. стороны были извещены.
В судебном заседании 26.08.2015 г. суд решил отложить рассмотрение вопроса о возобновлении производства по настоящему делу на 21.10.2015 г.
В судебное заседание суда первой инстанции 01.10.2015 г. истец не явился, своего представителя не направил.
В судебном заседании 21.10.2015 г. суд первой инстанции протокольным определением возобновил производство по делу, определив рассмотреть дело по существу в этом же судебном заседании, что подтверждается записью в протоколе от 21.10.2015 г. (л.д. 190).
Нормами АПК РФ не предусмотрено раздельное рассмотрение вопросов возобновления производства по делу и рассмотрение по существу.
Поскольку сторона не явилась в заседании 21.10.2015 г., будучи уведомлена об этом, вопрос о возобновлении производства по делу разрешен судом в судебном заседании и рассмотрел дело по существу, апелляционный суд не усматривает оснований для констатации нарушения процессуальных прав истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2015 года по делу N А56-3045/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.В. Сотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3045/2015
Истец: ЗАО "Ярославская транспортная компания"
Ответчик: Санкт-Петербург в лице Комитета по транспорту Санкт-Петербурга,
Третье лицо: г. Санкт-Петербург в лице Комитета финансов Санкт-Петербурга