г. Москва |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А41-102703/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Транс-Реутов" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от заинтересованного лица Министерства транспорта Московской области в лице территориального отдела N 3 управления регионального административно- транспортного контроля - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании в порядке статьи 272.1. АПК РФ апелляционную жалобу Министерства транспорта Московской области в лице территориального отдела N 3 управления регионального административно-транспортного контроля на решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года NА41-102703/15, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Реутов" к Министерству транспорта Московской области в лице территориального отдела N 3 управления регионального административно-транспортного контроля об оспаривании постановления об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-Реутов" (далее - ООО "Трас-Реутов", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта Московской области в лице территориального отдела N 3 управления регионального административно-транспортного контроля (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23 ноября 2015 года 50ААN015988, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Закона Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон N 170/2006-ОЗ) в виде штрафа в размере 70 000 руб. Заявитель также просил суд прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу N А41-102703/15 признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 23 ноября 2015 года 50ААN 015988. В остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела 22 октября 2015 года управлением проведен мониторинг пассажирских перевозок, в ходе которого установлено, что на маршрут регулярных перевозок N 579 "ст.Реутово - м.Новогиреево" обществом произведен выпуск транспортного средства марки "Hyundai County" г.р.з. КВ 268 50 RUS, не оборудованного терминалом, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Данные факты зафиксированы в фото-таблице и отражены в акте обследования транспортного средства от 22 октября 2015 года (т.1, л.д.40,42-49).
По факту выявленных правонарушений в отношении ООО "Транс-Реутов" составлен протокол 50ААN 018774 от 09 ноября 2015 года об административном правонарушении. (т.1, л.д.66)
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом принято постановление от 23 ноября 2015 года 50ААN 015988, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Закона N 170/2006-ОЗ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 70 000 рублей (т.1, л.д.12-13).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Закон Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте (за исключением железнодорожного транспорта), осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по муниципальным, межмуниципальным, межсубъектным маршрутам регулярного сообщения, а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке грузов и пассажиров на территории Московской области.
Согласно статье 10.3 Закона N 170/2006-ОЗ выпуск на маршрут (маршруты) регулярных перевозок транспортного средства, не обеспечивающего пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 2 статьи 12 Закона Московской области от 27 декабря 2005 года N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров; соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно статье 5 Закона МО N 268/2005-ОЗ Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
В соответствии с Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2013 года N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области Постановлением от 10 сентября 2014 года N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок.
Порядком функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок) определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Система) в данном Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок, в том числе в целях обеспечения удобства оплаты проезда на общественном транспорте; обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных услуг по перевозке пассажиров и багажа; снижения доли наличных средств в обороте перевозчиков и расходов на их инкассацию.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее - Перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
Перевозчики имеют право добровольно стать участниками системы, путем заключения договора с оператором системы, приняв на себя с момента вступления в силу названных договоров обязательства, в том числе:
обеспечить за свой счет подключение к Системе в соответствии с техническими условиями и обучение сотрудников ее использованию;
обеспечить установку и функционирование на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, Терминалов оплаты за свой счет или за счет средств Оператора Системы в соответствии с условиями заключенных с ним договоров;
предоставить пользователям на всех транспортных средствах Перевозчиков, используемых для перевозки пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области, возможность приобретения единых транспортных карт, а также использования для оплаты проезда разрешенных в рамках Системы электронных средств платежа;
использовать для проведения операций с использованием электронных средств платежа только исправные Терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание.
В соответствии с Порядком функционирования системы Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона МО N 268/2005-ОЗ транспортные средства, выпускаемые на маршрут для осуществления перевозок пассажиров и багажа, должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивать безопасность дорожного движения, бесперебойную работу и возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты и соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Московской области.
В качестве правонарушения обществу вменено отсутствие в транспортном средстве, эксплуатируемом обществом для перевозки пассажиров по регулярному маршруту, терминала, обеспечивающего безналичную оплату проезда с использованием единой транспортной карты.
Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, материалы дела не содержат достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у общества возможности для соблюдения требований законодательства.
Законом Московской области от 22 июля 2015 года N 133/2015-ОЗ "О внесении изменений в закон Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" дополнен статьей 10.3.
Согласно статье 2 Закона N 133/2015-ОЗ последний вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Данный документ опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 24 июля 2015 года (а также в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 04 августа 2015 года N 141).
Тем самым, Закон Московской области от 22 июля 2015 года N 133/2015-ОЗ о внесении изменений в Закон N 170/2006-ОЗ вступил в силу 04 августа 2015 года.
Проверка, по результатам которой выявлено вменяемое обществу правонарушение, проведена 22 октября 2015 года.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, административным органом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ООО "Транс-Реутов" объективной возможности оснастить транспортное средство терминалами, необходимыми для соблюдения требований законодательства, до проведения проверки.
Договор присоединения перевозчика ООО "Транс-Реутов" к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области суду в материалы дела не представлен. Доказательства присоединения перевозчика к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок, а также подключения к Системе в соответствии с техническими условиями в материалах дела отсутствуют. При этом сведения о подключении перевозчика к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок, административным органом у оператора Системы не запрашивались, акт о подключении перевозчика к Системе в материалах дела отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что у общества как организатора перевозок отсутствовала возможность на дату проведения проверки для установки и подключения оборудования и техническая возможность обеспечить подключение к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области.
Доказательства обратного в материалах дела не имеется.
Согласно Протоколу совещания с транспортными организациями Московской области по вопросу реализации инвестиционного проекта по созданию и обеспечению функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок от 25.02.2015 ООО "ЕТК" поручено ускорить выполнение мероприятий по присоединению перевозчиков к системе: рассмотрение заявок, оформление договоров, занесение НСИ перевозчиков в систему, обеспечение терминальным оборудованием и обучение ИТ-специалистов.
В материалах административного дела отсутствуют и не представлены суду документы, подтверждающие факт заключения обществом с ООО "ЕТК" договора на передачу актуальных, достоверных сведений в электронную систему платежей; договоры аренды терминалов для безналичной оплаты проезда; документы, указывающие на дату заключения данного договора, дату поставки терминального оборудования заявителю, дату проведения обучения специалистов перевозчика по его эксплуатации.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия доказательств совершения вменяемого обществу правонарушения, является правильным.
Арбитражный апелляционный суд также согласен с выводом суда первой инстанции о том, что производство по настоящему делу в части требования заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, поскольку действующим арбитражным процессуальным законодательством полномочия арбитражного суда по прекращению производства по административному делу не предусмотрены. Требования пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ к решению арбитражного суда не применяются.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу N А41-102703/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Диаковская Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102703/2015
Истец: ООО "Транс-Реутов"
Ответчик: Министерство транспорта Московской области Управление регионального Административно-транспортного контроля территориальный отдел N3
Третье лицо: Министерство транспорта Московской области Управление регионального Административно-транспортного контроля территориальный отдел N3