город Омск |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А70-9576/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-352/2016) Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2015 по делу N А70-9576/2015 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (ОГРН 1077203052772, ИНН 7203203418)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
об оспаривании действий по возврату без рассмотрения заявлений о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени; обязании рассмотреть заявления по существу,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области - Шуклина Е.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 6 от 04.03.2016 сроком действия до 31.12.2016);
от открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Королева Л.С. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 19.10.2015 сроком действия по 12.10.2018),
установил:
открытое акционерное общество "УТСК" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании действий по возврату без рассмотрения заявлений (от 06.04.2015 N ОКСРиП/ТТС/971, N 06.04.2015 N ОКСРиП/ТТС/972, N ОКСРиП/ТТС/973) о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения г. Тюмени, а также об обязании рассмотреть заявления по существу.
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области требования общества удовлетворил: признал незаконными действия Департамента, выраженные в возврате без рассмотрения заявлений ОАО "УТСК" от 06.04.2015 за исх. N N ОКСРиП/ТТС/971, N ОКСРиП/ТТС/972, N ОКСРиП/ТТС/973 о выплате субсидий в счет возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени; а также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, путем рассмотрения указанных заявлений ОАО "УТСК".
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что Департамент действовал в пределах предоставленных ему полномочий, и осуществил на законном основании возврат документов общества до окончания срока, предусмотренного для рассмотрения документов, а именно до истечения 45 рабочих дней со дня их поступления, руководствуясь нормативным правовым актом Тюменской области - Постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п "О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 N 561-п".
Также податель жалобы отмечает, что субсидия по своей природе является правом, а не обязанностью государства, и, более того, постановление от 17.12.2013 N 561-п, которое предусматривает порядок предоставления субсидии, не содержит положений, указывающих на то, что право на получение субсидии возникает непосредственно с подачей заявления. Напротив, как указывает Департамент, в соответствии с Порядком такое право возникает после рассмотрения пакета представленных с заявлением документов, положительного заключения Главного управления строительства Тюменской области, по истечении 45 рабочих дней, и после подписания Соглашения о предоставлении субсидии.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "УТСК" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 06.04.2015 общество, руководствуясь пунктами 1.2, 2.2, 3.1 постановления Правительства Тюменской области от 17.12.2013 N 561-п обратилось в ДЖКХ ТО с заявлениями о предоставлении государственной поддержки в отношении: выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали N 4 по ул. Ямская (заявление исх. NОСРиП/ТТС/971 от 06.04.2015) в сумме 28 083 млн. руб.; выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали N2 по ул. Широтная (заявление исх. NОКСРиП/ТТС/972 от 06.04.2015) в сумме 29,2 млн. руб.; выполненных работ по реконструкции участка тепломагистрали N4 по ул. Южная (заявление исх. N ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015) в сумме 113 млн. руб.
Письмом за исх. N 3091/15 от 20.05.2015 Департамент возвратил без рассмотрения заявления общества со ссылкой на отсутствие правовых оснований для их рассмотрения в связи с тем, что действие постановления Правительства Тюменской области от 17.12.2013 N 561-п приостановлено до 01.01.2017 постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п "О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 N 561-п".
Заявитель полагая, что отказ Департамента в принятии к рассмотрению заявления общества нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и является потенциальным основанием для возникновения у заявителя убытков в форме отсутствия своевременной компенсации понесённых им расходов на мероприятия по реконструкции объектов системы централизованного теплоснабжения, а также влечет возникновение у заявителя дополнительных расходов на выплату процентов по договору займа от 05.09.2013 N 13339, заключённому между ОАО "УТСК" и ОАО "Фортум" в целях финансирования реконструкции тепловых сетей, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
16.11.2015 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным, муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 41 Устава Тюменской области систему исполнительных органов государственной власти области составляют: Правительство Тюменской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области.
Правительство области составляют: Губернатор области, Вице-Губернатор области, первые заместители Губернатора области, заместители Губернатора области, иные члены Правительства области, должностные лица Правительства области.
В соответствии со статьёй 43 Устава Тюменской области Правительство области принимает нормативные правовые и правовые акты в виде постановлений и распоряжений Правительства области, а также вносит изменения и дополнения в указанные акты. Решения Президиума Правительства области принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства области.
Правительство области вправе принять решение о приостановлении действия, отмене или признании утратившим силу любого нормативного правового и правового акта Президиума Правительства области и (или) иного органа исполнительной власти области (пункт 4 статьи 43 Устава Тюменской области Правительство области).
Постановления и распоряжения Губернатора области, постановления и распоряжения Правительства области обязательны для исполнения на территории Тюменской области.
Согласно статье 35 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области" действие нормативных правовых и правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
Нормативные правовые и правовые акты Тюменской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определённый период времени. Определённым периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых и правовых актов области.
В соответствии со статьёй 37 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N 121 действие нормативного правового и правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определённый срок или до наступления определённого события.
Действие нормативного правового и правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым (изданным) органом или должностным лицом, его принявшим (издавшим).
Действие нормативного правового и правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом (должностным лицом), наделённым такими правами действующим законодательством.
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2012 N 269-п утверждено Положение о Департаменте, согласно которому Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, реализующим полномочия Тюменской области в сфере топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 1.2 вышеуказанного постановления Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2013 N 561-п утверждён Порядок отбора организаций на оказание государственной поддержки на реализацию системы мер по обеспечению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения в Тюменской области (далее по тексту - Порядок отбора)
Пунктом 3 Порядка отбора определён порядок предоставления субсидии, перечень документов для предоставления субсидии.
Согласно пункту 3.6 Порядка отбора Департамент рассматривает представленные документы в течение 45 рабочих дней со дня их поступления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество для получения субсидии обратилось в Департамент с соответствующими заявлениями от 06.04.2015.
Вместе с тем заявления общества о предоставлении государственной поддержки за исх. N ОСРиП/ТТС/971, N ОКСРиП/ТТС/972, N ОКСРиП/ТТС/973 не были рассмотрены по существу, в связи с принятием постановления Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N211-п "О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 N 561-п".
Из обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к выводу о незаконности отказа Департамента в рассмотрении названных заявлений общества.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает изложенный вывод суда первой инстанции по причине принятия в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции, 19.05.2015 Правительство Тюменской области в пределах полномочий, предусмотренных Уставом Тюменской области, приняло в установленном законом порядке постановление N 211-п "О приостановлении действия постановления от 17.12.2013 N 561-п".
Вместе с тем, как верно отмечает суд первой инстанции, постановление Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п, регламентирующее приостановку предоставления субсидии, вступило в законную силу 20.05.2015, тогда как заявления общества поступили 06.04.2015.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, Гражданский кодекс Российской Федерации не имеет обратной силы, о чем прямо указано в части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.
Кроме того, для разрешения вопроса о применимом законодательстве большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение гражданина, создает ли он права и обязанности или прекращает их.
В соответствии со статьями 54, 55, 56 и 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, части 1 статей 2, 18, 54, части 2 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае необходимости, предоставление гражданам либо юридическим лицам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отмечает, что обращение лица за осуществлением своего права является фактом, определяющим законодательство, подлежащее применению, и именно по этой дате осуществляется установление действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пунктом 1 статьи 36 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N 121 предусмотрено, что закону, иному областному нормативному правовому и правовому акту может быть решением соответствующего нормотворческого органа области придана обратная сила.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N 121 придание обратной силы не допускается, если закон, иной областной нормативный правовой и правовой акт:
а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в областной бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;
б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц;
в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
Как установлено пунктами 3.1 и 3.6 Порядка отбора для получения государственной поддержки в форме субсидии организация представляет в уполномоченный орган документы. Уполномоченный орган рассматривает представленные документы в течение 45 рабочих дней со дня поступления.
Как указывалось выше, заявления общества о предоставлении государственной поддержки исх. N ОСРиП/ТТС/971, исх. N ОКСРиП/ТТС/972, исх. N ОКСРиП/ТТС/973 представлены в Департамент 06.04.2015, что заинтересованным лицом не оспаривается.
Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, на дату вступления в законную силу (20.05.2015) Постановления Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п, регламентирующего приостановку предоставления субсидии, данные заявления уже были поданы соответствующим образом, и в связи с чем должны были быть рассмотрены заинтересованным лицом в течение 45 дней со дня их поступления в Департамент, при условии, что в самом Постановлении Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п не указано о распространении его действия на отношения, возникшие до его вступления в законную силу, в частности на дату подачи спорных заявлений - 06.04.2015.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что иных оснований для отказа, кроме ссылки на то, что действие Порядка отбора приостановлено постановлением Правительства Тюменской области от 19.05.2015 N 211-п, Департаментом в оспариваемом отказе не указано, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые заявителем действия по возврату без рассмотрения заявлений от 06.04.2015 N N ОКСРиП/ТТС/971, ОКСРиП/ТТС/972, ОКСРиП/ТТС/973 о выплате субсидий в счёт возмещения затрат на реконструированные участки системы теплоснабжения города Тюмени являются незаконными.
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции, учитывая изложенное, исходя из заявленных требований и обстоятельств дела, принимая во внимание, что выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой суда, счел возможным в целях восстановления нарушенных прав общества обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявлений ОАО "УТСК" за исх. N ОКСРиП/ТТС/971, исх. N ОКСРиП/ТТС/972, исх. N ОКСРиП/ТТС/973 от 06.04.2015 в сроки, установленные Постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2013 N 561-п.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции подателем жалобы не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате данным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.11.2015 по делу N А70-9576/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9576/2015
Истец: ОАО "Уральская теплосетевая компания"
Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области