г. Челябинск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А07-24074/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2016 по делу N А07-24074/2015 (судья Абдуллина Э.Р.).
В заседании принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Кокшарова Алия Фанилевна (доверенность от 21.09.2015 N 02/2015-99).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата, ФГБУ ФКП) о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Администрация сельского поселения Султанбековский сельсовет Муниципального района Аскинский район (далее - Администрация сельского поселения Султанбековский сельсовет), общество с ограниченной ответственностью "Единое окно" ( далее вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2016 (резолютивная часть оглашена 01.02.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным действия ФГБУ ФКП по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92. Возложил на орган кадастрового учета обязанность в течение двух недель с момента принятия настоящего решения восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:04:180101:92.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ФГБУ ФКП (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на осуществление органом кадастрового учета действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 на основании постановления Администрации Аскинского муниципального района от 14.08.2008 и описания земельного участка, выполненного по заданию Султанбековского сельсовета. Так как указанные акты и действия, направленные на проведение кадастровых работ, не были оспорены, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о незаконности проведения ФГБУ ФКП действий учетного характера, которые произведены в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению апеллянта, при вынесении решения судом не учтено, что в силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями о постановке земельных участков на кадастровый учет вправе обратиться любое лицо. При этом, оснований для применения части 2 статьи 20 названного закона, регулирующей уточнение местоположения границ земельного участка, не имелось.
Также податель апелляционной жалобы указал, что при восстановлении земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 произойдет пересечение его границ с земельными участками с кадастровыми номерами 02:04:180101:329 и 02:04:180101:334.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92, распложенный по адресу: Республика Башкортостан, Аскинский район, сельсовет Султанбековский, д. Султанбеково, ул. Центральная, является собственностью Российской Федерации (выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 04/101/029/2015-17148 от 10.09.2015 на л.д. 26).
Из кадастрового паспорта названного земельного участка и содержания письма ФГБУ ФКП N 13926/11 от 19.08.2015 (л.д. 27, 80) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92 снят с кадастрового учета 12.08.2010 и имеет статус "архивный", последующие номера данного земельного участка: 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334, 02:04:180101:330, 02:04:180101:331, 02:04:180101:329. Названные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в результате преобразования земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:91, 02:04:180101:92, 02:04:180101:94, 02:04:180101:95, 02:04:180101:96, в качестве временных на основании заявки о постановке земельных участков на кадастровый учет N К04/08-298 от 22.12.2008 и Постановления главы Администрации муниципального района Аскинский район от 14.05.2008. Названным постановлением главой Администрации был утвержден проект перераспределения границ земельных участков по адресу: Аскинский район, д. Султанбек, ул. Центральная, в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 и утверждены характеристики вновь образуемых земельных участков (л.д. 165). Архивные сведения о вышеназванном земельном участке обусловлены осуществлением государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:330 Сафиуллина Альберта Анасовича, на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:331 - права собственности Насртдинова Раузата Шаукатовича, на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:329 - права собственности сельского поселения Султанбековский сельсовет муниципального района Аскинский район. На земельные участки 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334 зарегистрированных прав не имеется (л.д. 52).
Указав, что ТУ ФАУГИ, как собственником земельного участка, не принималось решения о его разделе земельного участка, вместе с тем, действия ФГБУ ФКП повлекли утрату собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции установил, что кадастровый учет изменений земельного участка произведен ФГБУ ФКП в нарушение требований части 3 статьи 20 Закона о кадастре по заявлению лица, не являющегося собственником или правообладателем земельного участка. Поскольку в результате оспариваемых действий земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92 снят с кадастрового учета и перестал являться объектом гражданских правоотношений, права собственника на осуществление юридически значимых действий с отношении объекта недвижимого имущества нарушены.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Действия, связанные со снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот. В соответствии с положениями пункта 13 статьи 27, пункта 10 ст. 26, пункта 10 статьи 14 Закона о кадастре действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации выражена позиция законодателя о необходимости получения в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Закона о кадастре к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
На момент совершения оспариваемых действий в отношении задействованного в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92, существовало право собственности Российской Федерации, а в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержалась запись о регистрации этого права.
Внесение в кадастр сведений, явившихся результатом перераспределения земельных участков влечет изменение характеристик земельного участка и прекращение существования в качестве объекта недвижимого имущества земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92.
Следовательно, изменение органом кадастрового учета ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без извещения и согласия его собственника, нарушает требования закона.
Довод кадастровой палаты о соблюдении положений статьи 20 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет образованных из исходных земельных участков подлежит отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Однако, в силу части 3 названной нормы, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В результате преобразования спорного земельного участка образованы шесть земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334, 02:04:180101:330, 02:04:180101:331, 02:04:180101:329. В момент осуществления государственной регистрации права собственности на один из них, первоначальный земельный участок, находящийся в федеральной собственности был снят с государственного кадастрового учета, а значит претерпел изменения.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что такое изменение произошло в момент регистрации права собственности и не связана с осуществлением кадастрового учета подлежит отклонению.
В числе документов, представленных с заявлением о постановке земельных участков было представлено постановление главы Администрации муниципального района Аскинский район от 14.05.2008, которым утвержден проект перераспределения границ земельных участков по адресу: Аскинский район, д.Султанбек, ул. Центральная (в том числе земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92) и утверждены характеристики вновь образуемых земельных участков (л.д.165). В силу названного, постановка на кадастровый учет образуемых земельных участков изначально предполагала совершение таких действий в результате перераспределения земельного участка относящегося к федеральной собственности. Решением ФГБУ КФП от 15.04.2009 был осуществлен кадастровый учет объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:329 (л.д.150).
Вместе с тем, обращение в кадастровую палату было произведено физическим лицом Суфияновым Илгамом Валинуровичем (л.д. 167), которое не являлось представителем ТУ ФАУГИ, действовавшим от имени.
Таким образом, оснований для совершения действий по заявлению неуполномоченного лица у органа кадастрового учета не имелось. Такие действия не соответствуют закону, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы.
Доводы подателя апелляционной жалобы об учетном характере действий ФГБУ ФКП по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92, которые совершены на основании не оспоренных постановления Администрации Аскинского муниципального района от 14.08.2008 и описания земельного участка, выполненного по заданию Султанбековского сельсовета, подлежат отклонению.
Объектом права собственности Российской Федерации являлся конкретный земельный участок, прошедший кадастровый учет, поэтому права собственника были нарушены именно кадастровой палатой, изменившей характеристики принадлежащего Российской Федерации участка на основании ненадлежащей процедуры.
Оценивая принятое судом первой инстанции решение в части возложения на орган кадастрового учета обязанности в течение двух недель с момента принятия настоящего решения восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:04:180101:92, а также доводы апеллянта о том, что при восстановлении земельного участка с кадастровым номером 02:04:180101:92 произойдет пересечение его границ с земельными участками с кадастровыми номерами 02:04:180101:329 и 02:04:180101:334, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 24, пунктом 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Из материалов дела следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:330, 02:04:180101:331 и 02:04:180101:329 произведена государственная регистрация права собственности. На земельные участки 02:04:180101:332, 02:04:180101:333, 02:04:180101:334 зарегистрированных прав не имеется.
При этом, из кадастрового паспорта земельного участка спорного земельного участка усматривается пересечение его границ границы земельных участков с кадастровыми номерами 02:04:180101:329 и 02:04:180101:334 (л.д. 27). Из приведенной апеллянтом схемы расположения земельных участков и данным публичной кадастровой карты (л.д. 119) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92 фактически входит в площадь земельного с кадастровым номером 02:04:180101:329 принадлежащим на праве собственности сельскому поселению Султанбековский сельсовет муниципального района Аскинский район.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
Решение судом первой инстанции вопроса о восстановлении сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:04:180101:92, который прекратил существование в качестве объекта недвижимого имущества ввиду аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о нем в результате не соответствующих закону действий, но существующий физически, обеспечивает восстановление нарушенных прав обладателя прав на земельный участок.
Кроме того, исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12, наличие спора о праве в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, не исключает возможности оспаривания соответствующих действий регистрирующего органа. Заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.
Приведенная правовая позиция подлежит применению и в настоящем деле, поскольку заявленные ТУ ФАУГИ требования к органу кадастрового учета основывались исключительно на утверждении о ненадлежащем исполнении обязанности по проверке документов, представленных для осуществления кадастрового учета.
При этом, судебная коллегия учитывает отсутствие направленности рассматриваемого заявления на оспаривание права собственности сельского поселения Султанбековский сельсовет муниципального района Аскинский район. Само по себе наличие зарегистрированного права названного субъекта на земельный участок не может служить препятствием для оценки законности действий по его образованию, взаимосвязанных со снятием с кадастрового учета земельного участка принадлежащего Российской Федерации.
Поскольку Российской Федерацией не утрачено право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:04:180101:92, спора о праве на совпадающую часть земельного участка с Администрацией сельского поселения Султанбековский сельсовет, привлеченной к участию в рассмотрении настоящего дела, судом не установлено. Вместе с тем, вопрос об изменении границ земельного с кадастровым номером 02:04:180101:329 подлежит разрешению в самостоятельном исковом производстве (при возникновении спора).
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с подачей апелляционной жалобы ответчиком, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2016 по делу N А07-24074/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24074/2015
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ в Республике Башкортостан, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по РБ
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РБ, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация СП Султанбековский сельсовет МР Аскинский район РБ, Администрация СП Султанбековский сельсовет МР Аскинский район Республики Башкортостан, ООО "Единое окно", Управление Росреестр по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"