30 марта 2016 г. |
Дело N А83-4916/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.03.2016.
Постановление в полном объёме изготовлено - 30.03.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Храмовой Е.В., судей Оликовой Л.Н., Котляровой Е.Л., при ведении протокола секретарем Голубенко В.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курортторг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.01.2016 по делу N А83-4916/2015 (судья Толпыго В.И.) по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Курортторг"
к Первому заместителю министра промышленной политики Республики Крым Равич К.В., заинтересованное лицо - Министерство промышленной политики Республики Крым,
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии лиц, участвующих в деле:
от заявителя - Рубан Д.С. - представитель, доверенность б/н от 19.01.2016;
от административного органа - Попов М.Г. - главный консультант отдела правовой работы, доверенность от 29.12.2015 N 04/3832-2.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.01.2016 по делу N А83-4916/2015 отказано в удовлетворении требований Общество с ограниченной ответственностью "Курортторг" о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 07.10.2015 N 91/07-1-20 о назначении административного наказания.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "Курортторг" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 07.10.2015 N 91/07-1-20 удовлетворить.
Определением от 25.02.2016 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 23.03.2016.
В судебном заседании 23.03.2015 представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным отзыве на жалобу, направленном через канцелярию суда 21.03.216.
Апелляционная жалоба на указанное решение мотивирована недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению апеллянта, административный орган неправомерно привлек юридическое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 15.13. КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 70 000,00 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 71, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.09.2015 специалистом первой категории отдела лицензирования и контроля оборота алкогольной продукции управления регулирования и лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым Кемельман Т.Р. составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Курортторг" декларации за 2 квартал 2015 года по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции представило с нарушением срока, а именно 24.07.2015, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13. КоАП РФ.
Также в протоколе зафиксировано, что декларации по форме N 12 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи общество представило в срок, а именно: 20.07.2015, однако по форме N 12 установлен факт неотражения поставки пива ООО "Курортторг" от ООО "Астар Плюс" в количестве 4,8 дал согласно товарно-транспортным накладным от 01.04.2015 N Т-001901 и от 15.04.2015 N Т-002526.
Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО "Курортторг" - директора - Куценко Г.И.
Постановлением первого заместителя министра промышленной политики Республики Крым Равич К.В. от 07.10.2015 N 91/07-1-20 о назначении административного наказания, вынесенным в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 70 000,00 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество с ограниченной ответственностью "Курортторг" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, 03.01.2015 ООО "Курортторг" выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции N 91РПА0000172 сроком действия с 30.01.2015 по 29.01.2016.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231.
Формат предоставления в электронном виде деклараций об объемах производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления деклараций - декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, предоставляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации.
Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после предоставления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При предоставлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Декларации в случае их предоставления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу пункта 15 Правил предоставления деклараций - декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Правил предоставления деклараций федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и органы исполнительной власти субъектов РФ при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, только квитанция о приеме деклараций уполномоченным органом является подтверждением своевременности и правильности их представления, справки и извещения от имени иных организаций не являются надлежащим доказательством исполнения организациями-декларантами своих обязанностей по своевременному представлению необходимых деклараций.
Как установлено административным органом и судом первой инстанции декларации по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2015 года предоставлены с нарушением срока, а именно: 24.07.2015.
Указанные обстоятельства подтверждены квитанцией от 24.07.2015 N 5312484 о приёме деклараций, скриншотом сайта Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приёме деклараций.
Статьей 26.1. КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 26.2. КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 15.13. КоАП РФ установлено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, установленного статьей 15.13. КоАП, являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество с ограниченной ответственностью "Курортторг", являясь юридическим лицом, относится к числу субъектов данного правонарушения.
В силу статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель апелляционной жалобы не представил суду доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Общество с ограниченной ответственностью "Курортторг" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5. КоАП срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, учитывая совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13. КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление административного органа о назначении административного наказания от 07.10.2015 N 91/07-1-20 не подлежит отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, а потому суд не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Как следует из материалов дела, Обществом с ограниченной ответственностью "Курортторг" при подаче апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 1500,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 10.02.2016 N 35, следовательно, ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.01.2016 по делу N А83-4916/2015 оставить без изменения.
2. Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курортторг" оставить без удовлетворения.
3. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Курортторг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500,00 рублей, уплаченную по платежному поручению от 10.02.2016 N 35.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Копии постановления будут направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Датой принятия постановления суда апелляционной инстанции считается дата его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Е. В. Храмова |
Судьи |
Л.Н. Оликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4916/2015
Истец: ООО "КУРОРТТОРГ"
Ответчик: Министерство промышленной политики Республики Крым, Первый заместитель министра промышленной политики Республики Крым Равич Константин Владимирович
Третье лицо: Министерство промышленной политики Республики Крым, Первый заместитель министра промышленной политики Республики Крым Равич Константин Владимирович, Сезонов Алексей Сергеевич