г. Красноярск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А33-17401/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от истца (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 42"): Жак Т.Д., представителя по доверенности от 24.03.2016 N 28,
от истца (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 95"):Кобяковой Ю.П., представителя по доверенности от 12.03.2016 N 4,
от истца (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 99"): Комаровой С.И., представителя по доверенности от 02.10.2015,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания Арта"): Орлова В.П., представителя по доверенности от 11.01.2016,
от третьего лица (Красноярского городского совета депутатов): Смоленскене К.Н., представителя по доверенности от 07.09.2015 N 03-568-гс,
от третьего лица (Главного управления образования администрации г.Красноярска): Черкашиной Л.С., представителя по доверенности от 14.03.2016 N 21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" января 2016 года по делу N А33-17401/2015, принятое судьей Исаковой И.Н.,
установил:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 42" (ИНН 2464034902, ОГРН 1022402301723, далее - МБОУ "СОШ N 42") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" (ИНН 2466244528, ОГРН 1112468060528, далее - ответчик, ООО "ТК "Арта", общество) о расторжении контракта от 01.04.2015 N1/42/15А.
Определением от 14.09.2015 возбуждено производство по делу N А33-17401/2015.
Определением от 08.10.2015 заменено наименование истца - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 42" на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 42" (далее - МБОУ "СШ N 42").
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 34" (ИНН 2464034395, ОГРН 1022402298863, далее - МБОУ "СОШ N 34") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" о расторжении контракта от 01.04.2015 N1/34/15А.
Определением от 28.09.2015 года возбуждено производство по делу N А33-17569/2015.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7" (ИНН 2465059770, ОГРН 1022402478966, далее - МБОУ "СОШ N 7") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" о расторжении контракта от 01.04.2015 N АртК-7.
Определением от 14.10.2015 года возбуждено производство по делу N А33-17599/2015, заменено наименование истца - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7" на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СШ N 7 с углубленным изучение отдельных предметов").
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 95" (ИНН 2463038100, ОГРН 1022402144478, далее - МБОУ "СОШ N 95") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" о расторжении контракта от 01.04.2015 N128.
Определением от 15.09.2015 года возбуждено производство по делу N А33-17727/2015. Определением от 10.11.2015 заменено наименование истца - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 95" на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 95" (далее - МБОУ "СШ N 95").
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 99" (ИНН 2463038125, ОГРН 1022402143180) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" о расторжении государственного контракта от 01.04.2015 N 129.
Определением от 16.09.2015 года возбуждено производство по делу N А33-17734/2015.
Определением от 12.10.2015 заменено наименование истца - муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 99" на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N99" (далее - МБОУ "СШ N 99".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 36" (ИНН 2463019002, ОГРН 1022402146029, далее - МБОУ "СШ N 36") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Арта" о расторжении контракта от 01.04.2015 N 122.
Определением от 15.09.2015 возбуждено производство по делу N А33-17823/2015.
Определением от 29.12.2015 дела N А33-17401/2015, N А33-17569/2015, N А33-17599/2015, N А33-17727/2015, N А33-17734/2015, N А33-17823/2015 объединены в одно производство, с присвоением делу номера А33-17401/2015.
К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска, Главного управления образования администрации г.Красноярска, Красноярский городской Совет депутатов.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" января 2016 года исковые требований удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой с решением суда первой инстанции не согласилось, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- отсутствуют основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств по спорным контрактам, поскольку истцами не приведены факты существенного нарушения условий контрактов со стороны ответчика;
- корректировка бюджета является обычной практикой, следовательно, стороны при заключении контрактов должны были предвидеть возможность корректировки предоставления данной меры социальной поддержки;
- пунктом 9.1.3. спорных контрактов не предусмотрено в качестве основания для одностороннего расторжения контрактов, изменение или сокращение бюджетного финансирования и лимитов;
- принятие Красноярским городским Советом депутатов Решения от 09.06.2015 N 8-113 и Решения от 24.11.2015 N 10-137 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" не является основанием для расторжения контрактов, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- действия истцов не соответствуют требованиям разумности и добросовестности, закрепленным в статье 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку первые изменения в муниципальную программу "Развитие образования в г.Красноярске на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" в части сокращения расходов на закупку молока были внесены Постановлением от 15.05.2015 N 297, то есть спустя непродолжительное время после заключения контрактов, так же как и Решение Красноярского горсовета от 09.06.2015 N 8-113, которое было вынесено спустя два месяца с момента заключения контрактов.
МБОУ "СШ N 42", МБОУ "СШ N 7 с углубленным изучением отдельных предметов", МБОУ "СШ N 36", МБОУ "СШ N95", МБОУ "СШ N 99", Красноярский городской Совет депутатов представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с ее доводами не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на полное выяснение судом первой инстанции обстоятельств невозможности дальнейшего исполнения спорных контрактов.
МБОУ "СШ N 36", МБОУ "СШ N 34", МБОУ "СШ N 7 с углубленным изучением отдельных предметов", муниципальное образование г.Красноярска в лице администрации города Красноярска о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления копии определения о назначении судебного заседания, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в сети Интернет на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru, в судебное заседание не явились, своих представителей на судебное заседание не направили. От МБОУ "СШ N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель общества в судебном заседании поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители истцов, присутствующих в судебном заседании, а также представители третьих лиц изложили возражения на доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Постановлением администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов" (подпрограмма "Развитие общего образования", направление 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока" (приложение N5 к Постановлению администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов") утверждена муниципальная программа "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов".
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" утверждены расходные обязательства города Красноярска на подпрограмму "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", в том числе по направлению 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока" (приложение N6 к Решению).
Согласно муниципальной подпрограмме "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов" финансирование расходов на всю программу осуществляется через:
- оплату самими учреждениями (вид расхода классификации по кодам бюджетной классификации 244),
- субсидии из краевого бюджета;
- субсидии из местного бюджета (виды расходов по кодам бюджетной классификации: 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели", 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели") - приложение N 3 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н.
Закупка молока, согласно приложению N 5 к муниципальной программе "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", п.4 подпрограммы 2 "Развитие общего образования", утвержденной Постановлением администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", осуществляется в 2015, 2016, 2017 годах и финансируется за счет выделенных средств учреждений и местного бюджета. Объем финансирования закупки молока из местного бюджета утвержден в рамках бюджета города Красноярска в размере 84 487,67 тысяч рублей - для бюджетных учреждений; 15 373,75 тысяч рублей - для автономных учреждений (всего 99 861,42 тысяч рублей).
В рамках указанной программы в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ООО "Торговая компания "Арта" (подрядчик) и МБОУ "Средняя школа N42", МБОУ "Средняя школа N34", МБОУ "Средняя школа N7 с углубленным изучением отдельных предметов", МБОУ "Средняя школа N 95", МБОУ "Средняя школа N 99", МБОУ "Средняя школа N36" (заказчики), заключены контракты на поставку с доставкой молока для питания детей школьного возраста, обогащенного витаминами и йодом в муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Красноярска в 2015-2016 годах от 01.04.2015 N 1/42/15А, от 01.04.2015 N 1/34/15А, от 01.04.2015 N АртК-7, от 01.04.2015 N 128, от 01.04.2015 N 129, от 01.04.2015 N 122 соответственно.
Предметом указанных контрактов является поставка с доставкой молока для питания детей школьного возраста, обогащенного витаминами и йодом в муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Красноярска в 2015-2016 годов. (пункт 1.1. контрактов).
Поставщик принимает на себя обязательства обеспечить поставку с доставкой молока для питания детей школьного возраста, обогащенного витаминами и йодом в муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Красноярска в 2015-2016 годах, а заказчики - принять и оплатить товар по условиям контрактов в номенклатуре, количестве и по цене, указанной в спецификациях, которые являются неотъемлемыми частями контрактов (пункт 1.2. контрактов). Указанные спецификации представлены в материалы дела.
В пункте 2.1. стороны согласовали следующую стоимость контрактов: от 01.04.2015 N 1/42/15А - 1 218 240 рублей, в том числе НДС 110 749 рублей 09 копеек, от 01.04.2015 N 1/34/15А - 1 380 672 рубля, в том числе НДС 125 515 рублей 63 копейки, от 01.04.2015 N АртК-7 - 1 953 696 рублей, в том числе НДС 177 608 рублей 73 копейки, от 01.04.2015 N 128 - 1 475 424 рубля, в том числе НДС 134 129 рублей 46 копеек, от 01.04.2015 N 129 - 1 849 920 рублей, в том числе НДС 168 174 рубля 55 копеек, от 01.04.2015 N 122 - 1 042 272 рубля, в том числе НДС 94 752 рубля.
Оплата осуществляется "Заказчиком" по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Поставщика" ежемесячно по факту поставки с доставкой товара на основании предоставленного счета, товарной накладной, акта сверки по итогам отчетного месяца в течение тридцати календарных дней. Оплата за декабрь 2015 года осуществляется до 25 декабря 2015 года, за декабрь 2016 года осуществляется не позднее 25 декабря 2016 года, на основании счета. Днем оплаты считается день списания денежных средств со счета заказчика (пункт 2.3. контрактов).
Срок поставки товара с учетом доставки: с момента заключения контракта по последний день питания (учебный день) в 2016 году в соответствии с годовым календарным учебным графикам, действующим у Заказчика, согласно поданной заявке "Заказчика", но не реже одного раза в неделю (пункт 3.1. контрактов).
В случае возникновения споров и разногласий по настоящим контрактам и в связи с ними стороны принимают все меры к их разрешению путем переговоров, срок рассмотрения претензии в указанных случаях, составляет не более 10 дней (пункты 8.1. и 8.2. контрактов).
Согласно пункту 9.1.3. контрактов они могут быть расторгнуты по соглашению сторон или по решению суда по следующим основаниям:
- при нарушении поставщиком срока поставки товара более чем на 2 дня;
- при систематической, не менее 2-х раз, поставке товара ненадлежащего качества;
- в случае невозможности или нецелесообразности продолжения поставки товара.
Сторона, решившая расторгнуть контракт по указанным выше основаниям, направляет письменное уведомление другой стороне в срок, не позднее пяти дней до предполагаемой даты расторжения контракта (пункт 9.1.1. контрактов). При расторжении контракта по любым основаниям заказчик обязуется принять товар надлежащего качества, фактически поставленный поставщиком на момент расторжения настоящего контракта, а также в течение 30 календарных дней с момента приемки товара произвести оплату (пункт 9.1.4. контрактов).
Пунктом 9.2.1. контрактов предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ от исполнения контрактов (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения контрактов поставщиком. При этом нарушение контрактов поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Контракты вступают в силу с момента их заключения и действуют до полного исполнения обязательств каждой из сторон, принятых в соответствии с условиями контрактов, но не позднее 31.12.2016 (пункт 11.1. контрактов).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 09.06.2015 N 8-113 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" с 09.06.2015 объем финансирования из бюджета г.Красноярска уменьшен до 46 379,67 тысяч рублей - для бюджетных учреждений и до 9481,75 тысяч рублей - для автономных учреждений, всего - 55 861,42 тысяч рублей, то есть на 44,1%.
МБОУ "Средняя школа N 36" известило ответчика (исх. N 146 от 09.07.2015) о намерении расторгнуть контракт от 01.04.2015 N 122.
28.07.2015 ответчиком МБОУ "Средняя школа N 36" вручено (вх. N 154 от 28.07.2015) письмо от 03.07.2015, в котором ответчик возражает против расторжения контракта.
21.07.2015 МБОУ "Средняя школа N 36" в адрес ответчика направлена (почтовая квитанция от 22.07.2015) претензия, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 36" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
МБОУ "Средняя школа N 95" известило ответчика (вх. N 148 от 03.07.2015) о намерении расторгнуть контракт N 128 от 01.04.2015 (исх. N01-16/и-067).
Ответчиком вручено МБОУ "Средняя школа N 95" письмо от 03.07.2015, в котором ответчик возражает против расторжения контракта.
21.07.2015 МБОУ "Средняя школа N 95" в адрес ответчика направлена претензия от 21.07.2015 N 01-16/и-071, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 95" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" известило ответчика (исх. N 65 от 25.06.2015) о намерении расторгнуть контракт от 01.04.2015 N АртК-7 (вх. от 29.06.2015).
МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" получено письмо ответчика от 03.07.2015, в котором ответчик возражает против расторжения контракта.
МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" в адрес ответчика направлена претензия от 09.07.2015 N 66, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
МБОУ "Средняя школа N 99" известило ответчика (исх. N78 от 02.07.2015) о намерении расторгнуть контракт от 01.04.2015 N 129 (вх. от 03.07.2015 N146).
МБОУ "Средняя школа N 99" получено письмо ответчика от 03.07.2015, в котором ответчик возражает против расторжения контракта (вх. N37 от 06.08.2015).
МБОУ "Средняя школа N 99" в адрес ответчика направлена претензия от 21.07.2015 N85, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 99" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
МБОУ "Средняя школа N 34" известило ответчика (исх. N363 от 29.06.2015) о намерении расторгнуть контракт от 01.04.2015 N 1/34/15А.
МБОУ "Средняя школа N 34" в адрес ответчика направлена претензия от 08.07.2015 N 378, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 34" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
МБОУ "Средняя школа N 42" известило ответчика (исх. N365 от 30.06.2015) о намерении расторгнуть контракт от 01.04.2015 N 1/42/15А (вх. от 30.06.2015).
МБОУ "Средняя школа N 42" в адрес ответчика направлена претензия от 08.07.2015 N 370, в которой ответчику предложено подписать проект соглашения о расторжении контракта, а также указано, что в случае не подписания соглашения, МБОУ "Средняя школа N 42" будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
Согласно представленным истцами планам их финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год, Сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 2015 год, откорректированным с октября 2015 года, справкам, выданным централизованными бухгалтериями учреждений образования по соответствующим учреждениям, размер субсидии в 2015 году на закупку и доставку молока для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений в рамках подпрограммы "Развитие общего образования" муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярке на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" составил:
- для МБОУ "Средняя школа N 42" - 253 950 рублей 40 копеек;
- для МБОУ "Средняя школа N 34" - 293 866 рублей 56 копеек;
- для МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" - 435 182 рубля 40 копеек;
- для МБОУ "Средняя школа N 95" - 267 215 рублей 68 копеек;
- для МБОУ "Средняя школа N 99" - 361 681 рубль 92 копейки;
- для МБОУ "Средняя школа N 36" - 240 444 рубля 48 копеек.
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов." в редакции от 05.11.2015 общая сумма средств, выделенных на реализацию мероприятия по закупке и доставке молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе на изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока, составляет 40 502,65 тысяч рублей.
24.11.2015 Красноярским городским Советом депутатов принято решение N 10-137 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 года и плановый период 2016-2017 годов".
Согласно приложению N 4 к названному решению расходы бюджета города на 2015 год на закупку и доставку молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе на изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока, в рамках подпрограммы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" составят 40 502,65 тысяч рублей.
Главным Управлением образования администрации г.Красноярска в материалы дела представлена справка от 16.12.2015 N 3326-гдо о распределении средств бюджета с разбивкой по всем образовательным учреждениям города на мероприятие 2.3. "Закупка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений" подпрограммы 2 "Развитие общего образования" муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярке на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов", а также об объемах фактического финансирования, согласно которой:
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 42" в 2015 году - 253 950 рублей 40 копеек, финансирование - 253 950 рублей 40 копеек, расход - 253 950 рублей 40 копеек;
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 34" в 2015 году - 293 866 рублей 56 копеек, финансирование - 293 866 рублей 56 копеек, расход - 293 866 рублей 56 копеек,
финансирование - 293 866 рублей 56 копеек, расход - 293 866 рублей 56 копеек;
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 7 с углубленным изучением отдельных предметов" - 435 182 рубля 40 копеек, финансирование - 435 182 рубля 40 копеек, расход - 435 182 рубля 40 копеек;
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 95" - 267 215 рублей 68 копеек, финансирование - 267 215 рублей 68 копеек, расход - 267 215 рублей 68 копеек;
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 99" - 361 681 рубль 92 копейки, финансирование - 361 681 рубль 92 копейки, расход - 361 681 рубль 92 копейки;
- размер ассигнования МБОУ "Средняя школа N 36" - 240 444 рубля 48 копеек, финансирование - 240 444 рубля 48 копеек, расход - 240 444 рубля 48 копеек.
По всем указанным в справке муниципальным учебным учреждениям размер ассигнований составил 40 502 656 рублей 70 копеек, финансирование - 40 502 656 рублей 70 копеек, расход - 40 502 656 рублей 70 копеек.
Ответчиком в материалы дела представлена односторонняя справка исполнения контрактов на поставку школьного молока в МБОУ г.Красноярска за общий период с 01.01.2015 по 31.05.2015, в том числе по спорным контрактам. Размер исполненных обязательств по поставке молока, в том числе по контрактам от 01.04.2015 N 1/42/15А, от 01.04.2015 N 1/34/15А, от 01.04.2015 N АртК-7, от 01.04.2015 N 128, от 01.04.2015 N 129, от 01.04.2015 N 122, отраженных в представленной ответчиком справке, совпадает с данными справки от 16.12.2015 N 3326-гдо по истцам о размере ассигнований, финансирования и расходов.
Общая сумма поставки товара, согласно указанной справке, составляет 40 483 423 рубля 68 копеек. Задолженность сторон друг перед другом по состоянию на указанную дату отсутствует.
Обращаясь в суд с настоящими исками, истцы указали, что в связи с уменьшением бюджетного финансирования дальнейшее исполнение спорных контрактов является невозможным и нецелесообразным, соглашение о расторжении контрактов в досудебном порядке с ответчиком достигнуто не было.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Материалами дела установлено, что между истцами и ответчиком заключены муниципальные контракты от 01.04.2015 N 1/42/15А, от 01.04.2015 N 1/34/15А, от 01.04.2015 N АртК-7, от 01.04.2015 N 128, от 01.04.2015 N 129, от 01.04.2015 N 122, отношения по которым регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно указал суд первой инстанции, спорные муниципальные контракты заключены в целях реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов" (подпрограмма "Развитие общего образования", направление 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока", финансирование которой согласно приложению N 5 к указанной программе осуществляется за счет выделенных средств учреждений и местного бюджета.
В силу пункта 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Судом первой инстанции установлено, что истцы обращались к ответчику с предложением о расторжении государственного контракта, ответчик отказался от подписания соглашения.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупность обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По общему правилу (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором могут быть предусмотрены иные случаи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора допускается в исключительных случаях по требованию заинтересованной стороны в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменение признается существенным, когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на иных условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут.
Пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, по которым такой договор может быть изменён судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что изменения обстоятельств не произойдёт;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несёт заинтересованная сторона.
Из указанных норм права следует, что обстоятельства, при которых договор подлежит исполнению, должны соответствовать обстоятельствам, на которые рассчитывали стороны при его заключении. Кроме того, лицо, требующее расторжения договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, а также совокупность условий, перечисленных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской закреплено основное правило финансирования расходов по государственным (муниципальным) контрактам - они заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключения из этого правила определены п. 3 указанной статьи.
В разделе 9 спорных контрактов предусмотрено, что они могут быть расторгнуты по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения в соответствии с гражданским законодательством. Основания для расторжения контрактов по соглашению сторон или в суде указаны в пункте 9.1 контрактов, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта со стороны Заказчика - в пункте 9.2.1 контракта, Поставщика - в пункте 9.2.2.
В соответствии с пунктом 9.1.3 спорных контрактов, они могут быть расторгнуты в случае невозможности или нецелесообразности продолжения поставки товара.
Поскольку пункт 9.1.3 контрактов "Расторжение контракта по соглашению сторон или по решению суда" находится в первой части пункта 9.1 контрактов, то предусмотренные им основания являются основанием для расторжения контракта по соглашению сторон или в суде.
Как верно установил суд первой инстанции, контракты заключены по итогам совместного конкурса с ограниченным участием в рамках муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", которая утверждена Постановлением администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов" (подпрограмма "Развитие общего образования", направление 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока" (приложение N5 к Постановлению администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов").
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" утверждены расходные обязательства города Красноярска на подпрограмму "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", в том числе по направлению 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в том числе изготовление и распространение информационных листовок о полезных свойствах молока (приложение N6 к Решению).
Согласно муниципальной подпрограмме "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов" финансирование расходов на всю программу осуществляется через:
- оплату самими учреждениями (вид расхода классификации по кодам бюджетной классификации 244),
-субсидии из краевого бюджета;
-субсидии из местного бюджета (виды расходов по кодам бюджетной классификации: 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели", 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели") - приложение N 3 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н.
Однако, закупка молока, согласно приложению N 5 к муниципальной программе "Развитие общего образования" программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", п.4 подпрограммы 2 "Развитие общего образования", утвержденной Постановлением администрации г.Красноярска от 14.11.2014 N 749 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", осуществляется в 2015, 2016, 2017 годах и финансируется за счет выделенных средств учреждений и местного бюджета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Целевые статьи расходов бюджетов формируются в том числе в соответствии с государственными (муниципальными) программами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пункта 4 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменение показателей ведомственной структуры расходов местного бюджета осуществляется путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета.
Изначально объем финансирования закупки молока из местного бюджета утвержден в рамках бюджета города Красноярска в размере 84 487,67 тысяч рублей - для бюджетных учреждений; 15 373,75 тысяч рублей - для автономных учреждений (всего 99 861,42 тысяч рублей).
С 09.06.2015 объем финансирования из бюджета г.Красноярска уменьшен до 46 379,67 тысяч рублей - для бюджетных учреждений и до 9481,75 тысяч рублей - для автономных учреждений, всего - 55 861,42 тысяч рублей. (Решение Красноярского городского Совета депутатов от 09.06.2015 N 8-113 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 06.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов"), т.е. на 44,1%.
Решением Красноярского городского Совета депутатов "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 года и плановый период 2016-2017 годов" объем финансирования из бюджета г.Красноярска уменьшен до 40 502,65 тысяч рублей. Программа полностью профинансирована в отношении истцов в 2015 году.
Кроме того, из справки Главного управления образования администрации города Красноярска от 16.12.2015 N 3326-гдо следует, что расход денежных средств на мероприятие 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений" составил в 2015 году 40 502 656 рублей 70 копеек.
Таким образом, дальнейшее исполнение муниципальных контрактов по поставке молока в общеобразовательные учреждения невозможно и нецелесообразно.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что уменьшение финансирования муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярск" на 2015 год и плановый период 2016 -2017 годов" на мероприятие 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений" до 40 502,65 тысяч рублей является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так как исполнение государственных контрактов приведёт к нарушению имущественных интересов лиц, участвующих в обязательстве.
В данном случае уменьшение финансирования муниципальной программы произошло помимо воли и при отсутствии вины заказчика. Уменьшение финансирования муниципальной программы свидетельствует о таком изменении обстоятельств, которое не зависит от воли сторон и не может быть преодолено.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что при прекращении финансирования из федерального бюджета заказчик вправе требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 9.1. контракта.
Кроме того, расторжение государственного контракта также не противоречит пункту 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, в силу которого заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Проанализировав условия государственных контрактов применительно к положениям статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что истцом доказано наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации для расторжения государственных контрактов в судебном порядке.
На основании вышеизложенного довод ответчика об отсутствии оснований для одностороннего отказа от исполнения обязательств по спорным контрактам не принимается судом апелляционной инстанции, как не соответствующий обстоятельствам дела.
Принятие Красноярским городским Советом депутатов Решения от 09.06.2015 N 8-113 и Решения от 24.11.2015 N 10-137 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 16.12.2014 N 6-89 "О бюджете города на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов" является основанием для расторжения контрактов, поскольку принятие указанных решений является существенным изменением обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка ответчик на обязанность истцов предвидеть возможность корректировки бюджета в отношении данной меры социальной поддержки не правомерна, поскольку образовательные учреждения при заключении государственных контрактов не могли предполагать возможность корректировки финансирования именно муниципальной программы "Развитие образования в городе Красноярске" на 2015 и плановый период 2016-2017 годов", которая была установлена в качестве инициативного полномочия органами местного самоуправления города с 2012 года.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действия истцов не соответствуют требованиям разумности и добросовестности, в связи с тем, что процедура по сокращению финансирования муниципальной программы на мероприятие 2.3 "Закупка и доставка молока в муниципальные общеобразовательные учреждения для организации потребления учащимися 1-4 классов общеобразовательных учреждений" началась непосредственно после подписания спорных муниципальных контрактов, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку основан на предположении ответчика.
Учитывая вышеизложенное, требования истцов обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, примененные при вынесении решения нормы материального права соответствуют действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" января 2016 года по делу N А33-17401/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17401/2015
Истец: МБОУ "Средняя школа N34", МБОУ "Средняя школа N36", МБОУ "Средняя школа N42", МБОУ "Средняя школа N7 с углубленным изучением отдельных предметов", МБОУ "Средняя школа N95", МБОУ "Средняя школа N99"
Ответчик: ООО "Торговая компания Арта"
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, главное управление образования администрации г. Красноярска, Красноярский городской Совет депутатов, Муниципальное образование г. Красноярска в лице Администрации г. Красноярска