город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2016 г. |
дело N А32-43257/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" - Григорьева А.М. по доверенности от 11.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу N А32-43257/2015, принятое судьёй Колодкиной В.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западное"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юго-Западное" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю от 16.10.2015 N 002708.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции от 16.10.2015 N 002708. Судебный акт мотивирован тем, что предписание должно отвечать требованиям исполнимости, содержать конкретные нарушения, четкие и ясные формулировки относительно действий, которые необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений. Между тем оспариваемое предписание не содержит перечень конкретных нарушений, выявленных при проведении проверки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы жилищная инспекция указала, что управляющей организацией не представлена информация, подтверждающая регулярное проведение мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, а именно: поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, содержания в исправном состоянии гидро- и пароизоляционных слоёв перекрытий и пола, что отражено в акте проверки от 16.10.2015 N 4168.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами заинтересованного лица, просило оставить решение суда без изменения, сославшись на то, что в ходе проверки жилищной инспекцией подвальных помещений каких-либо нарушений не выявлено. Управляющая организация не несет ответственность за содержание имущества, расположенного в квартире, не относящегося к общему имуществу.
Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.10.2015 N 4129 с целью рассмотрения обращения гражданки Таран М.Н. (от 02.10.2015 вх. N О75/28442) проведена внеплановая выездная проверка по адресу г. Армавир, ул. Новороссийская, д. 88, результаты которой отражены в акте от 16.10.2015 N 004168.
Согласно акту проверки консультантом отдела инспекционного и лицензионного контроля госжилинспекции в присутствии главного инженера ООО "Юго-Западное" и собственника квартиры N 33 многоквартирного жилого дома N 88 по ул. Новороссийской Рыцаревой М.Н. установлено, что подвальное помещение многоквартирного дома находится в удовлетворительном состоянии, подтопления, следов воздействия влаги на момент проведения проверки не выявлено. Визуально установлено, что внутридомовые инженерные сети водоснабжения, водоотведения (канализация) и отопления находятся в удовлетворительном техническом состоянии, течи трубопроводов и запорной арматуры указанных инженерных сетей на момент проверки не выявлено. Произведен осмотр подвального помещения непосредственно под жилыми помещениями квартиры N 33. Следов воздействия влаги на полу, стенах и потолке подвального помещения под квартирой не установлено. Вместе с тем управляющей организацией не представлена информация, подтверждающая регулярное проведение мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, а именно: поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, содержания в исправном состоянии гидро- и пароизоляционных слоев перекрытий, пола, в связи с чем необходимо выдать предписание (том 1, л.д. 49).
На основании акта проверки обществу 16.10.2015 выдано предписание N 002708, согласно которому управляющей организацией не обеспечено регулярное осуществление мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, а именно: поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, содержания в исправном состоянии гидро- и пароизоляционных слоев перекрытий, пола. Обществу предписано в срок до 23.02.2016 обеспечить проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в том числе, поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан.
В силу пунктов 2, 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
-беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах;
-выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом государственной власти.
На основании части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, управляющая компания ООО "Юго-Западное", действующая на основании лицензии от 30.04.2015 N 128, осуществляет деятельность по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома N 88 по ул. Новороссийская в городе Армавире в соответствии с договором управления многоквартирным домом с 01.06.2015.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Подпунктом "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.
В соответствии с пунктом 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Как следует из акта проверки от 16.10.2015 N 004168 (том 1, л.д. 49) консультантом отдела инспекционного и лицензионного контроля госжилинспекции в присутствии главного инженера ООО "Юго-Западное" и собственника квартиры N 33 многоквартирного жилого дома N 88 по ул. Новороссийской Рыцаревой М.Н. установлено, что подвальное помещение многоквартирного дома находится в удовлетворительном состоянии, подтопления, следов воздействия влаги на момент проведения проверки не выявлено. Визуально установлено, что внутридомовые инженерные сети водоснабжения, водоотведения (канализация) и отопления находятся в удовлетворительном техническом состоянии, течи трубопроводов и запорной арматуры указанных инженерных сетей на момент проверки не выявлено. Произведен осмотр подвального помещения непосредственно под жилыми помещениями квартиры N 33. Следов воздействия влаги на полу, стенах и потолке подвального помещения под квартирой не установлено.
Таким образом, фактически нарушений в поддержании надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в исследованном подвальном помещении многоквартирного жилого дома N 88 по ул. Новороссийская не обнаружено. Доказательства обратного не представлены.
По смыслу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдаётся в случае выявления нарушений и имеет целью устранение выявленных нарушений, а также осуществление мероприятий, направленных на предупреждение совершение новых правонарушений.
В рассматриваемом случае, органом государственного контроля установлено, что управляющей организацией не представлена информация, подтверждающая регулярное проведение мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, а именно: поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, содержания в исправном состоянии гидро- и пароизоляционных слоев перекрытий, пола, в связи с чем обществу необходимо выдать предписание.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако какие-либо доказательства, свидетельствующие о неисполнении обществом соответствующих обязанностей возложенных на него действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, не представлены.
Из текста обращений жителей квартиры N 33 многоквартирного жилого дома N 88 по ул. Новороссийская следует, что причиной их жалобы послужил факт деформации напольного покрытия в одной из жилых комнат, причиной которого, по мнению жителей квартиры, является ненадлежащее исполнение управляющей организацией своих функций по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Однако при проведении проверки, в присутствии представителя управляющей организации и собственника жилого помещения, согласно акту проверки не обнаружено каких-либо признаков, свидетельствующих о допущенных управляющей организацией нарушениях, повлекших обстоятельства, на которые ссылаются собственники вышеуказанного жилого помещения.
Из текста оспариваемого предписания следует, что обществу надлежит обеспечить проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений, связанных с необеспечением регулярного осуществления мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций. Между тем из акта проверки следует, что подвальное помещение многоквартирного дома находится в удовлетворительном состоянии, подтопления, следов воздействия влаги на момент проведения проверки не выявлено. Визуально установлено, что внутридомовые инженерные сети водоснабжения, водоотведения (канализация) и отопления находятся в удовлетворительном техническом состоянии, течи трубопроводов и запорной арматуры указанных инженерных сетей на момент проверки не выявлено. Произведен осмотр подвального помещения непосредственно под жилыми помещениями квартиры N 33. Следов воздействия влаги на полу, стенах и потолке подвального помещения под квартирой не установлено.
Таким образом, результаты проверки, отраженные в акте, противоположны выводам государственного органа о необеспечении управляющей организацией регулярного осуществления мероприятий по устранению (выявлению) причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о недействительности оспариваемого предписания.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу N А32-43257/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43257/2015
Истец: ООО "Юго-Западное", ООО ЮГО ЗАПАДНОЕ
Ответчик: государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Гос жилищная инспекция Кк