30 марта 2016 г. |
А43-22144/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2015
по делу N А43-22144/2015,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 30.07.2015 N 32-02-01-04/3565,
при участии:
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Пряничниковой О.А. по доверенности от 29.12.2015 N 380 (участвовала в судебном заседании 16.03.2016),
и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - Управление Финнадзора) от 30.07.2015 N 32-02-01-04/3565.
Решением от 23.12.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента в судебном заседании 16.03.2016 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Финнадзора, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.03.2016 объявлялся перерыв до 08 час. 50 мин. 23.03.2016.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании плана контрольной работы Управления Финнадзора на 2015 год, поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.03.2015, приказа Врио руководителя Управления Финнадзора от 04.06.2015 N 109 должностными лицами Управления Финнадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения Департаментом бюджетного законодательства при исполнении в 2014 году консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации в части использования предоставленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
В ходе проверки выявлено:
1) нецелевое использование средств федерального бюджета в 2014 году на сумму 607 985 руб., а именно: в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 1, 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), в 2014 году средства субвенции, выделенные Департаменту из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" в общей сумме 2009 рублей перечислены заявкой на кассовый расход от 18.06.2014 N 001533 по счету-фактуре от 02.06.2014 N 934461 ООО "Комус-Приволжье" за жесткий диск WD Caviar Blue 500GB (WD500AAKX) 3,5 (товар получен по товарной накладной от 02.06.2014 N ОВТ/6603210), которые следовало оплатить по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области"" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" статье КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", то есть средства федерального бюджета в сумме 2009 рублей израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
2) В нарушение статей 38, 162 БК РФ, пунктов 1, 6 статьи 83 ЛК РФ, Указаний N 65н в 2014 году средства субвенции, выделенные Департаменту из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" статье КОСГУ 340 "Увеличения стоимости материальных запасов" в сумме 15 223 руб. перечислены заявкой на кассовый расход от 03.06.2014 N 001311 по счету-фактуре от 22.05.2014 N 7 ООО "РИАЛ-СТРОЙ" за жалюзи вертикальные тканевые (товар получен по товарной накладной от 22.05.2014 N 319), которые следовало оплатить по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", то есть средства федерального бюджета в сумме 15 223 рублей израсходованы на цели, не предусмотренные статьей КОСГУ 340, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
3) В нарушение статей 38, 162 БК РФ, пунктов 1, 6 статьи 83 ЛК РФ, пункта 1 распоряжения Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 N 2592-р "Об утверждении структуры и предельной численности департамента лесного хозяйства Нижегородской области" (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.06.2013 N 1141-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 N 2592-р") в 2014 году средства субвенции, выделенной Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, использованы Департаментом по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 годы" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов и взносы по обязательному социальному страхованию" по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" в сумме 217 589 рублей на выплату заработной платы сотруднику Департамента, занимающему должность, финансирование оплаты труда по которой подлежит осуществлению за счет средств областного бюджета Нижегородской области, также по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" за счет средств субвенции осуществлены расходы в сумме 22 368 рублей на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, исчисленным с заработной платы указанного сотрудника Департамента, то есть на цели, не предусмотренные нормативно-правовыми актами, определяющими порядок их предоставления и расходования, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
4) В нарушение статей 38, 162 БК РФ, пунктов 1, 6 статьи 83 ЛК РФ, пункта 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила расходования и учета средств N 837), средства субвенции, выделенные Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, использованы Департаментом по главе 056 "Департамент лесного хозяйства Нижегородской области" разделу 0400 "Национальная экономика" подразделу 0407 "Лесное хозяйство" целевой статье 2910000 подпрограммы "Охрана и защита лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы" направлению расходов 5129 "Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений" виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов и взносы по обязательному социальному страхованию", по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" на выплату вознаграждения по договорам гражданско-правового характера в сумме 276 000 рублей и на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 74 796 рублей по договорам гражданско-правового характера на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.01.2014 и на оказание юридических услуг от 01.02.2014 для проведения ликвидационных мероприятий подведомственных Департаменту государственного учреждения Нижегородской области "Городецкий лесхоз" и государственного учреждения Нижегородской области "Волжский опытный лесхоз", которые в 2014 году не осуществляли переданные Нижегородской области полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, то есть израсходованы на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
5) В нарушение статей 158, 162 БК РФ, статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта а) пункта 1 Критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 194, пунктов 2.2.7. и 2.2.40. Соглашения о взаимодействии в области лесных отношений, заключенного между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области от 04.02.2014 N ВА-21/9согл/51-П, не достигнуты показатели, установленные Соглашением, являющиеся критериями оценки эффективности деятельности, на реализацию которой в 2014 году предоставлена субвенция, выделенная Нижегородской области из средств федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в общей сумме 748 116 700 руб. а именно: недоимка по платежам за использование лесов, имеющаяся перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.07.2014 (по отношению к недоимке, сложившейся на 01.10.2013), не снижена на 20 000 000 рублей; не обеспечено финансирование в 2014 году привлечения научно-исследовательских организаций для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов на 2 000 000 рублей.
6) В нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 9, 254 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, в 2013 году в бухгалтерском учете Департамента на счете 302 23 "Расчеты по коммунальным услугам" по КБК 056 0407 2915129 244 223 не отражены счета-фактуры на оплату коммунальных услуг, предоставленные для оплаты в ноябре 2013 года, а именно: по договору энергоснабжения от 03.10.2011 N 4287000, заключенному с ОАО "Нижегородская сбытовая компания", счет-фактуре от 30.11.2013 N 53/Э/1/13/4287000/002380 за потребленную электроэнергию в ноябре 2013 года на сумму 1813 рублей; по договору на поставку газа от 01.12.2011 N 33-3-8129-2/2012, заключенному с ОАО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", счет-фактуре от 30.11.2013 N 085117 за транспортировку газа в ноябре 2013 года на сумму 126 912 рублей, в результате в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) на 01.01.2015 и Сведениям о кредиторской и дебиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 01.01.2015 по счету бухгалтерского учета 1 302 23 "Расчеты по коммунальным услугам" кредиторская задолженность занижена на общую сумму 128 725 рублей.
Результаты проверки зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 15.07.2015.
По итогам проверки Управлением Финнадзора вынесено представление от 30.07.2015 N 32-02-01-04/3565, в котором Департаменту предложено устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Посчитав представление Управления Финнадзора не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении данных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).
Суд правомерно отклонил довод заявителя о том, что в отношении Департамента ранее проводилась проверка Федеральным агентством лесного хозяйства, в предмет которой помимо прочего входила проверка расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета.
В пункте 8.1 Правил расходования и учета средств установлено, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Вместе с тем данный факт не может свидетельствовать о незаконности проведения плановой выездной проверки Управлением Финнадзора, которым проверялось соблюдение Департаментом бюджетного законодательства только в 2014 году, тогда как Федеральным агентством лесного хозяйства проверка проводилась за период 2013-2014 годы, 1-й квартал 2015 года, что свидетельствует о не идентичности предметов проверок данных органов государственной власти.
Таким образом, оспариваемое представление выдано Управлением Финнадзора в пределах предоставленных законодательством полномочий.
При этом нарушения порядка проведения проверочных мероприятий, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено.
В рассматриваемом случае в силу пункта 1.10 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, а также средств из областного бюджета.
Частью 1 статьи 83 ЛК РФ закреплена возможность передачи Российской Федерацией ряда полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 83 ЛК РФ субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 83 ЛК РФ).
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 83 ЛК РФ).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 1 статьи 18 БК РФ установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 БК РФ).
Согласно статье 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация расходов бюджетов, классификация операций сектора государственного управления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 БК РФ порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей указанной классификации, в частности, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащие отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливают Указания N 65н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы", состоящая из четырех подпрограмм: "Охрана и защита лесов" Целевая статья расходов (ЦСР) 2910000; "Обеспечение использования лесов" Целевая статья расходов (ЦСР) 2920000; "Воспроизводство лесов" Целевая статья расходов (ЦСР) 2930000; "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы" Целевая статья расходов (ЦСР) 2940000.
Перечнем кодов целей, присвоенных Федеральным казначейством в 2014 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, указанным подпрограммам присвоены соответствующие коды целей.
Денежные средства в форме субвенций поступили по указанным четырем подпрограммам, о чем свидетельствуют уведомления главного администратора доходов бюджета (Федерального агентства лесного хозяйства) по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 16.12.2013.
Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений поступили в бюджет Нижегородской области, далее получателем субвенций являлся Департамент.
Из материалов дела следует, суд первой инстанции установил и Департаментом по существу не оспаривается, что в проверяемом периоде расходы на покупку жесткого диска WD Caviar Blue 500GB (2009 рублей) и жалюзи вертикальных тканевых (15 223 рублей) из средств федерального бюджета были отражены Департаментом по неверной статье КОСГУ.
При этом уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа от 20.06.2014 N 05 на сумму 2009 рублей Департамент обратился в Управление Федерального казначейства по Нижегородской области об изменении назначения платежа на общую сумму 2009 рублей на КБК 053 0407 2915129 242 340; кассовые расходы по КБК 053 0407 2915129 242 310 восстановлены в 2014 году и проведены по КБК 053 0407 2915129 242 340.
Уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа от 20.06.2014 N 05 на сумму 15 223 рублей Департамент обратился в Управление Федерального казначейства по Нижегородской области об изменении назначения платежа на общую сумму 15 223 рублей на КБК 053 0407 2915129 244 310; кассовые расходы по КБК 053 0407 2915129 244 340 восстановлены в 2014 году и проведены по КБК 053 0407 2915129 244 310.
Таким образом, Департамент самостоятельно, до проведения проверки, уточнил вид и назначение названных платежей.
Довод Департамента о том, что в связи с устранением допущенных нарушений они не могут быть признаны нецелевым расходованием денежных средств, обосновано отклонен судом, поскольку бюджетные средства изначально направлены на цели, не соответствующие указанному в смете КБК.
При этом суд правомерно исходил из того, что нецелевое использование бюджетных средств является по своим признакам формальным, то есть считается законченным нарушением в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления неблагоприятных последствий.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности установить статью бюджетной классификации расходов Российской Федерации, на которую следовало отнести расходы, понесенные на приобретение жесткого диска и жалюзи, заявителем в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд правомерно признал законными пункты 1 и 2 оспариваемого представления.
В соответствии с пунктом 1.9 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.
Структура Департамента, предельная численность работников, размер ассигнований на содержание Департамента за счет средств областного бюджета утверждаются Правительством Нижегородской области. Утверждение структуры Департамента осуществляется по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Исследовав штатные расписания Департамента, действовавшие в 2014 году, а именно с 01.10.2013, с 01.06.2014 и с 01.10.2014, суд установил, что на 2014 год утвержден штат в количестве 517 единиц.
В соответствии с требованием Правительства Нижегородской области от 07.12.2010 N 2592-р "Об утверждении структуры и предельной численности департамента лесного хозяйства Нижегородской области" (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от 06.06.2013 N 1141-р) из общего числа штатных единиц 6 единиц финансируются за счет средств областного бюджета, остальные штатные единицы - за счет субвенции, выделяемой Нижегородской области из средств федерального бюджета.
Согласно письму Департамента от 14.06.2013 N 414-03-2889/13, адресованному начальнику управления государственной гражданской и муниципальной службы, за счет средств областного бюджета Нижегородской области финансируются следующие 6 штатных единиц: начальник отдела планирования и финансирования; начальник отдела бюджетного учета и финансовой отчетности; главный специалист отдела планирования и финансирования; главный специалист отдела обеспечения деятельности; старший инспектор отдела государственной службы, кадров и антикоррупционной работы; инженер 2 категории отдела обеспечения деятельности.
Таким образом, суд верно установил, что системой оплаты труда, действующей в Департаменте в 2014 году, оплата труда указанных должностей из средств федерального бюджета, перечисляемых в областной бюджет в виде субвенций, не предусматривалась.
Вместе с тем согласно заявкам на кассовый расход от 25.12.2014 N 003862, N 003863, N 003866, N 003827 и реестра перечисляемой в банк зарплаты от 25.12.2014 (к заявке на кассовый расход от 25.12.2014 N 003827) в 2014 году из средств субвенций, выделенных Нижегородской области из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, была выплачена заработная плата и перечислены начисления на заработную плату начальнику отдела бюджетного учета и финансовой отчетности, занимающему должность, финансирование оплаты труда по которой подлежало осуществлению за счет средств областного бюджета.
Поскольку данное нарушение является нецелевым использованием бюджетных денежных средств, суд правомерно признал обоснованным его вменение в пункте 3 представления Управления Финнадзора.
На основании приложения к Положению о Департаменте суд установил, что в 2014 году государственными учреждениями Нижегородской области, учредителем которых выступал Департамент, являлись: Государственное учреждение Нижегородской области "Городецкий лесхоз"; Государственное учреждение Нижегородской области "Волжский опытный лесхоз". По указанным учреждениям в 2008 году были приняты решения о ликвидации (приказы от 14.01.2008 N 4), что заявителем не оспаривалось.
При этом производственная деятельность с 2008 года названными учреждениями не велась, штатные расписания учреждениям на 2014 год не утверждались, работников в штате не числилось, что подтверждается пояснениями начальника отдела планирования и финансирования департамента лесного хозяйства Нижегородской области Т.Н. Юмадиловой.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Вместе с тем установлено, что для проведения ликвидационных процедур вышеназванных учреждений заявителем заключены гражданско-правовые договоры: на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.01.2014 с Трохачевой М.Д., согласно которому исполнитель принимает на себя обязанность по выполнению услуг по проведению ликвидационных мероприятий по ГУ НО "Городецкий лесхоз" и ГУ НО "Волжский опытный лесхоз", с суммой вознаграждения в размере 11 500 рублей; на оказание юридических услуг от 01.02.2014 с Зайцевым А.А., по которому исполнитель принимает на себя обязанность по оказанию юридических услуг при проведении ликвидационных мероприятий по ГУ НО "Волжский опытный лесхоз", с суммой вознаграждения в размере 11 500 рублей. Сроки действия обоих договоров с 01.02.2014 по 31.12.2014.
Правила расходования и учета средств N 837 устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).
В силу пункта 2 названных Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда; утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда.
Поскольку производственная деятельность ГУ НО "Городецкий лесхоз" и ГУ НО "Волжский опытный лесхоз" не велась и вышеуказанные полномочия данными учреждениями не осуществлялись, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований оплачивать услуги по договорам от 01.01.2014, заключенным с Трохачевой М.Д. и Зайцевым А.А., за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, у Департамента не имелось.
В этой связи суд правомерно не усмотрел оснований для признания недействительным пункта 4 оспариваемого представления.
Частью 1 статьи 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 2.2.7 Соглашения от 04.02.2014 N ВА-21/9согл/51-П о взаимодействии в области лесных отношений, заключенного между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Нижегородской области (далее - Соглашение), субъект Российской Федерации принял на себя обязанность до 01.07.2014 обеспечить снижение недоимки по платежам за использование лесов, имеющейся перед федеральным бюджетом на 20 000 000 рублей (по отношению к недоимке, сложившейся на 01.10.2013).
Кроме того, субъект Российской Федерации также принял на себя обязанность по привлечению научно-исследовательских организаций для обеспечения подготовки принимаемых решений в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, по обеспечению финансирования на указанные цели в объеме не менее 2 000 000 рублей (пункт 2.2.40 Соглашения).
Субъект Российской Федерации представляет отчет об исполнении настоящего соглашения 01.02.2015 (статья 5 Соглашения).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (часть 1 статьи 314 ГК РФ).
Однако, как верно установил суд, вышеназванные обязательства по Соглашению от 04.02.2014 N ВА-21/9согл/51-П Департаментом в полной мере исполнены не были.
Так, согласно пункту 7 отчета об исполнении Соглашения по состоянию на 01.07.2014 задолженность за прошлые периоды уменьшилась только на 12 700 000 рублей.
В пункте 40 Отчета указано, что в обеспечение пункта 2.2.40 Соглашения обеспечено взаимодействие с научными организациями в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, профинансировано 8 458 600 рублей.
При этом из материалов дела, в том числе акта проверки, следует, что фактически за счет средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций, были профинансированы расходы на общую сумму 1 958 645 рублей.
В этой связи суд согласился с выводом Управления Финнадзора о том, что Департаментом не в полном объеме достигнуты показатели, установленные пунктами 2.2.7 и 2.2.40 Соглашения, следовательно, деятельность, на реализацию которой в 2014 году предоставлялась субвенция, нельзя признать результативной и эффективной.
При этих условиях пункт 5 оспариваемого представления является законным.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в 2013 году в бухгалтерском учете Департамента на счете 302 23 "Расчеты по коммунальным услугам" по КБК 056 0407 2915129 244 223 по состоянию на 01.01.2014 не отражены счета-фактуры на оплату коммунальных услуг, предоставленные для оплаты в ноябре 2013 года, а именно: по договору энергоснабжения от 03.10.2011 N 4287000, заключенному с ОАО "Нижегородская сбытовая компания", счет-фактура от 30.11.2013 N 53/Э/1/13/4287000/002380 за потребленную электроэнергию в ноябре 2013 года на сумму 1813 рублей; по договору на поставку газа от 01.12.2011 N 33-3-8129-2/2012, заключенному с ОАО "Газпром межрегионгаз Нижний Новгород", счет-фактура от 30.11.2013 N 085117 за транспортировку газа в ноябре 2013 года на сумму 126 912 рублей.
Факт оплаты расходов на коммунальные услуги из федерального бюджета Департаментом не оспаривался.
При этом доводы заявителя о том, что на момент составления бухгалтерского баланса по состоянию на 01.01.2014 указанные счета-фактуры в Департамент не поступали, правомерно отклонены судом, поскольку согласно пояснениям главного бухгалтера Штатновой И.А. районный и межрайонные лесничества, входящие в структуру Департамента, счета-фактуры за ноябрь получают в двадцатых числах декабря.
На этом основании суд признал, что у Департамента имелась реальная возможность отразить данные документы при бухгалтерском учете за 2013 год, а несвоевременное поступление расчетных документов в бухгалтерию Департамента из районных и межрайонных лесничеств не является уважительной причиной неуказания данных документов в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, суд отметил, что в результате неотражения в бухгалтерской отчетности счетов-фактур на оплату коммунальных услуг, предоставленных для оплаты в ноябре 2013 года, в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) на 01.01.2015 и Сведениях о кредиторской и дебиторской задолженности (ф. 0503169) по состоянию на 01.01.2015 по счету бухгалтерского учета 1 302 23 "Расчеты по коммунальным услугам", кредиторская задолженность оказалась заниженной на общую сумму 128 725 рублей.
Таким образом, суд правомерно признал законным пункт 6 оспариваемого представления.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что представление Управления Финнадзора выдано в пределах его полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Департамента, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Департаментом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.12.2015 по делу N А43-22144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22144/2015
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области