г. Москва |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А40-189799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мухина С.М., (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Российского научного фонда
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 по делу N А40-189799/2015, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-1585)
по заявлению: Российского научного фонда
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Лисина О.В. по дов. от 21.08.2015, Лебедев С.В. по дов. от 21.08.2015; |
от заинтересованного лица: |
Жалнина Е.Е. по дов. от 19.05.2015, Жаворонкова Т.А. по дов. от 25.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении требований Российского научного фонда (далее - заявитель, Фонд) о признании незаконными и отмене постановления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - заинтересованное лицо, Росфиннадзор, административный орган) от 16.09.2015 по делу об административном правонарушении N 14-2015/497, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отказано.
Не согласившись с судебным актом, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что административным органом существенным образом нарушена процедура привлечения заявителя к административной ответственности.
Фонд не является участником бюджетного процесса (ст. 6 и ч. 1 ст. 152 БК РФ) и не принадлежит ни к одной из категорий указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 266.1 юридических лиц.
Фонд отстаивает свою позицию об отсутствии в его действиях события административного правонарушения. Указывает, что на деятельность Фонда действие нормы п.1 ст. 306 БК РФ не распространяется.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа.
Представители заинтересованного лица возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в период с 25.05.2015 по 22.06.2015 сотрудниками Росфиннадзора была проведена выездная плановая проверка использования в 2013-2014 годах средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации, в ходе которой был выявлен факт осуществления Фондом нецелевого расходование средств федерального бюджета (субсидии) по статье "Расходы на медицинскую помощь" Финансового плана Фонда на 2014 год в размере 60 000 руб. на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда наемных работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, что было зафиксировано протоколом об административном правонарушении от 07.08.2015 N 00093, составленным должностным лицом Росфиннадзора (заместителем начальника отдела финансового контроля средств федерального бюджета в социальной сфере, межбюджетных трансфертов и средств государственных внебюджетных фондов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Н.А. Димухаметовой).
Постановлением о назначении административного наказания от 16.09.2015 N 14-2015/497 (далее - Постановление), вынесенным заместителем начальника Управления финансового контроля средств федерального бюджета на развитие экономики и государственное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора А.В. Панченко, Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере пяти процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению, что составляет 3 000 рублей.
Установив наличие в действиях Пенсионного фонда состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, а также отсутствие процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции оставил без удовлетворения заявленные требования Фонда.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является использование государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В статье 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. При предоставлении указанных субсидий осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателям субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным и неотъемлемым условием.
Порядок предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации Фонду (далее - Субсидия) регламентирован Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1170 (далее - Правила N 1170).
Пунктом 2 Правил N 1170 установлено, что Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации.
Федеральным законом N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 349-ФЗ) Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на выделение субсидии Фонду в виде имущественного взноса Российской Федерации в размере 11 396 827,2 рублей.
Пунктом 3 Правил N 1170 установлено, что Субсидия предоставляется в соответствии с заключенным между Министерством и Фондом соглашением о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются, в том числе целевое назначение и размер субсидии; сроки и условия предоставления субсидии; а также обязательство фонда обеспечить целевое использование средств, полученных в результате предоставления субсидии, в соответствии с настоящими Правилами и соглашением.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Соглашением от 29.01.2014 N СОГ-1/14 (далее - Соглашение), заключенным между Министерством и Фондом, размер предусмотренной Фонду субсидии из федерального бюджета в 2014 году составляет 11 396 827, 2 рублей.
Предметом Соглашения является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2014 году из федерального бюджета Субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на формирование имущества Фонда на условии целевого использования (п. 1.1 Соглашения).
Пунктом 2.3.1 Соглашения предусмотрено обязательство Фонда по обеспечению целевого использования Субсидии, в случае нецелевого использования Субсидии и (или) нарушения требований Правил предоставления Субсидии и условий настоящего Соглашения, Субсидия возвращается в федеральный бюджет в объёме, равном сумме денежных средств, использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением требований Правил предоставления Субсидии и условий настоящего Соглашения (п. 2.1.2, 2.3.4 Соглашения). Средства Субсидии поступили на расчётный счет Фонда 06.02.2014.
Согласно ст. 6 Закона N 291-ФЗ имущество фонда формируется за счёт ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда и использования его имущества, а также за счёт добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений. При этом Фонд использует своё имущество исключительно для достижения цели деятельности, определенной Законом N 291-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 291-ФЗ целью деятельности Фонда является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковый научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 291-ФЗ для достижения цели своей деятельности Фонд осуществляет следующие основные функции: 1) проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов (далее - программы и проекты), предусматривающих: а) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по инициативе научных коллективов, отдельных научных и научно-педагогических работников, в том числе молодых ученых, а также научных организаций и образовательных организаций высшего образования; б) развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях укрепления кадрового потенциала науки, проведения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции; в) создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр, соответствующих мировому уровню, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований; г) развитие международного научного и научно-технического сотрудничества; 2) осуществляет финансирование прошедших конкурсный отбор программ и проектов: 3) участвует в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования; 4) участвует в подготовке предложений по формированию государственной научно-технической политики и развитию высшего образования; 5) распространяет информацию о программах и проектах; 6) организует и проводит конференции, семинары, "круглые столы" и другие научные мероприятия по вопросам деятельности Фонда; 7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации международное научное и научно-техническое сотрудничество; 8) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации.
Таким образом, деятельность Фонда направлена на поддержку и развитие научных исследований, на повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования, развитие международного научного и научно-технического сотрудничества, а также иную деятельность неразрывно связанную с наукой и образованием.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2014 году Фондом с ОАО "Медицина" заключен договор от 31.03.2014 N 682-мп-2014 (далее - Договор), предметом которого является оказание скорой, амбулаторно-поликлинической, стоматологической медицинской помощи, помощи на дому сотрудникам Фонда и членам их семей.
К указанному договору в течение 2014 года заключено 5 дополнительных соглашений (от 24.04.2014 N 1, от 04.06.2014 N 2, от 01.07.2014 N 3, от 25.09.2014 N 4, от 26.11.2014 N 5), содержанием которых является прикрепление новых клиентов. Всего согласно спискам клиентов, являющимся приложением к представленному договору и дополнительным соглашениям к нему, в 2014 году обслуживался 41 клиент из числа работников Фонда и членов их семей. Договор действует до 02.04.2015 (п. 4.1 Договора).
Согласно данным бухгалтерского учета и первичным документам (выписке из лицевого счета N 40503.810.2.00260000003 за 25.04.2014 в ОАО Банк ВТБ г. Москва) Фондом платежным поручением от 25.04.2014 N 189 перечислены ОАО "Медицина" средства Субсидии из федерального бюджета в сумме 60 000 руб. в качестве аванса за предоставление услуг по медицинскому обслуживанию.
Вместе с тем в соответствии с п. 1.1 и 2.3.1 Соглашения, ст. 6 Закона N 291-ФЗ Субсидия предоставляется Фонду на формирование его имущества на условии целевого использования, и должна быть использована исключительно для достижения цели его деятельности. Цели деятельности и основные функции Фонда, как уже ранее указывалось, регламентированы ст. 3 Закона N 291-ФЗ.
Оказание медицинской помощи и оплата таких услуг, в том числе стоматологических, не является целью деятельности Фонда, в связи с чем, средства Субсидии из федерального бюджета, имеющие целевое значение, не могут быть направлены на оплату указанных услуг.
Согласно п. 2 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершённое лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главой 30 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, оплатив 25.04.2014 медицинские услуги на сумму 60 000 руб. за счет средств Субсидии, предоставленной Фонду на формирование его имущества, подлежащего расходованию на поддержку и развитие научных исследований, повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования, развитие международного научного и научно-технического сотрудничества, а также иную деятельность неразрывно связанную с наукой и образованием, Фонд допустил нецелевое использование бюджетных средств в нарушение п. 1.1 и 2.3.1 Соглашения, являющегося основанием получения Субсидии, а также положения ст. 3, 6 Закона N 291-ФЗ, и тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
При привлечении Фонда к административной ответственности административным органом установлена вина Фонда в совершённом административном правонарушении, что также было в полном объёме проверено судом первой инстанции, в том числе с учётом доводов заявителя.
В соответствии с п. 16.1. постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что понятие вины юридического лица раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вступая в правоотношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации, Фонд должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из бюджетного законодательства, но и обязан обеспечить исполнение своих публично-правовых обязанностей, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго выполнения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и иных норм, регулирующих бюджетные правоотношения.
В материалах дела отсутствуют и Фондом дополнительно не представлены доказательства, подтверждающие, что в действиях Фонда отсутствует вина в совершенном административном правонарушении, доказательства, свидетельствующие о принятии Фондом всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также не представлены доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих Фонду принять указанные меры.
Кроме того, с учётом наличия у Фонда возможности осуществления предпринимательской деятельности (п. 10 ст. 2 Закона N 291-ФЗ) и наличия в проверяемый период иного дохода, полученного от размещения временно свободных средств Фонда на депозитных счетах в кредитных организациях, в общей сумме 687 732 тыс. руб., после налогообложения чистый доход составил 550 184 тыс. рублей (строка 2340 Отчёта о финансовых результатах), Фонд, желая покрыть расходы, связанные с осуществлением обязанности работодателя, касающиеся охраны труда, предусмотренной ст. 212, 219 ТК РФ, имел возможность покрыть указанные расходы строго за счёт собственных средств (работодателя), но не за счёт средств Субсидии, выделенной на иные конкретные цели.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что на Фонд законодательством возложена обязанность организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (предварительных, периодических) своих работников, а также доказательств, свидетельствующие о наличии необходимости оказания неотложной медицинской помощи вследствие несчастного случая на производстве, Фондом не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушениях, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наказание назначено заявителю в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.
Судом первой инстанции также в полном объёме рассмотрены доводы Фонда о том, что в отношении него ни КоАП РФ ни БК РФ не предусматривает специальных норм, и о том, что Правилами N 1170 и Соглашением не определены цели предоставления Субсидии, а также иные доводы Фонда со ссылкой на нормы БК РФ, и правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
По своей сути доводы Фонда относительно рассматриваемого случая сводятся к тому том, что нецелевым использованием бюджетных средств является лишь нарушение адрестности статей КБК, и что в отношении Фонда в БК РФ и КоАП РФ не предусмотрено специальных норм, регулирующих правоотношение Фонда.
Данные доводы Фонда не правомерны, поскольку нецелевое использование рассматриваются Фондом в узком смысле.
Исходя из текста ч. 2, 3 ст. 78.1 БК РФ средства федерального бюджета могут быть предоставлены некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объёма и предоставления указанной субсидии некоммерческим организациям, определяются, в том числе, нормативным правовым актом Правительства РФ, а также соглашением о предоставлении субсидии, которое в свою очередь содержит условие и цели предоставления субсидии.
Пунктом 3 Правил N 1170 установлено, что целевое назначение субсидии определяется в Соглашении, заключенном между Министерством и Фондом.
Пунктом 1.1 Соглашения определено, что Субсидия предоставляется Фонду на формирование имущества Фонда на условии целевого использования.
Согласно ст. 6 Закона N 291-ФЗ имущество Фонд должно быть им использовано исключительно для достижения цели деятельности, определённой Законом N 291-ФЗ. Цели деятельности Фонда указаны в ст. 3 Закона N 291-ФЗ, и связаны с финансовой и организационной поддержкой фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовкой научных кадров, развитием научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.
Таким образом, исходя из Правил N 1170, Соглашения, положений Закона N 291-ФЗ, цель предоставления Субсидии прямо определена и не предусматривает иного.
При этом с учётом п. 3 Правил N 1170 документом, являющимся основанием предоставления Субсидии и определяющим её цель, является непосредственно Соглашение, и именно Соглашение регулирует бюджетные правоотношения Фонда.
Частью 2 статьи 306.1 БК РФ прямо установлено, что бюджетным нарушением является, в том числе действие, нарушающее бюджетное законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершённые лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, которое влечёт ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Частью 1 ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ прямо предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств также является их направление на цели, не предусмотренные соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, т.е. в данном случае на цели, не предусмотренные Соглашением.
Таким образом, доводы Фонда о том, что Правилами и Соглашением не определена цель предоставления Субсидии и о том, что план доходов и расходов Фонда, утверждённый попечительским советом Фонда, является тем самым "иным документом", упоминаемым в ст. 15.14 КоАП РФ, а также о том, что нормы БК РФ и КоАП РФ не содержат специальных норм для Фонда, являются необоснованными, не имеющими правового значения, и свидетельствуют о непонимании заявителем норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Соглашения, являющегося основанием предоставления Субсидии, а также направлены на попытку уйти от административной ответственности.
О неправильном понимании норм права в том числе, говорят и доводы Фонда о том, что имущество Фонда, состоящее из Субсидии, не является средствами федерального бюджета.
Так, Законом N 349-ФЗ, п. 2 Правил N 1170, п. 1.1. Соглашения прямо установлено, что Субсидия предоставляется Фонду (участнику бюджетных правоотношений) из федерального бюджета на конкретные цели.
С учётом полномочий Росфиннадзора, определенных ч. 2, 3 ст. 78.1, ч. 3 ст. 265 БК РФ, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (далее - Постановление N 77), Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Постановление N 1092), а также дополнительно регламентированных п. 7 Правил N 1170, п. 2.3.5, 3.1, 3.2 Соглашения, целевое использование Субсидии находится на контроле государства и регулируется норами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Субсидии находится на непосредственном контроле государства, регулируются нормами бюджетного законодательства РФ и иными актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и не может быть расходована Фондом без учета цели её предоставления.
Кроме того, финансовый план Фонда должен также соответствовать целям предоставления Субсидии, и отсутствие возражений Росфиннадзора относительно иных расходов Фонда, не связанных с оказанием медицинских услуг, в данном случае не свидетельствует об отсутствии выявленного нарушения рассматриваемого в данном деле.
С учётом того, что Субсидия и бюджетные правоотношения Фонда регулируются специальными нормами бюджетного законодательства и иными актами, регулирующими бюджетные правоотношения, аналогия закона, приведённая Фондом в своём заявлении, является неправомерной и необоснованной, что также говорит о сплошном непонимании заявителем норм права.
Привлекая Фонд к административной ответственности, Росфиннадзор действовал строго в рамках своих полномочий, определённых ч. 2, 3 ст. 78.1, ч. 3 ст. 265 БК РФ, Постановлением N 77, Постановлением N 1092, а также ст. 23.7 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений Росфиннадзором при привлечении лица к административной ответственности допущено не было.
Доводы Фонда о том, что Росфиннадзором не были исследованы копии заключений Университета имени О.Е. Кутафина от 27.08.2015 N 31-3467/15 и Санкт-Петербургского государственного университета от 31.08.2015 N 01-115-4275 являются необоснованными.
Согласно абзацу 7 стр. 5 Постановления указанные заключения были приобщены Росфиннадзором к материалам дела и с целью всестороннего исследования представленных документов Росфиннадзором было принято решение о продлении срока рассмотрении дела до 16.09.2015, что подтверждается определение Росфиннадзора от 02.09.2015 N 14-2015/497.
Рассмотрев в совокупности и во взаимосвязи представленные материалы дела, административный орган пришёл к выводу о наличии факта совершения Фондом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, а именно, об осуществлении Фондом нецелевого расходования средств федерального бюджета (субсидии) на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда наемных работников в соответствии с законодательством Российской Федерации, что также нашло своё отражение в абзаце 12 стр. 5 Постановления.
Вопрос по выяснению обстоятельств наличия правонарушения и его квалификации отнесён действующим законодательством к компетенции Росфиннадзора.
При этом, перед расходованием средств федерального бюджета на оказание медицинской помощи, не относящейся к цели деятельности Фонда и не входящей в его обязанности как работодателя, Фонд не обращался в компетентный орган, уполномоченный на дачу разъяснений относительно квалификации правонарушения, с целью выяснения правомерности своих действий.
С учётом полномочий Росфиннадзора, заключения университетов не могут быть приняты во внимание, поскольку даны лицами, не обладающими компетенцией в данной области с учётом специфики правоотношений и узкой направленностью рассматриваемого вопроса.
Что касается довода Фонда о том, что в Постановлении Росфиннадзора не дана оценка ходатайству Фонда о прекращении производства по делу, он также является не обоснованным, как следует из текста самого ходатайства, оно полностью повторяет все доводы заявителя об отсутствии с его стороны нецелевого использования средств Субсидии.
Все указанные доводы Фонда Росфиннадзором в своем Постановление и судом первой инстанции рассмотрены, им дана надлежащая оценка и квалификация со ссылкой на соответствующие нормы права, в том числе приведённые в пунктах 1-3 отзыва Росфиннадзора.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, соблюден Росфиннадзором, Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела оформлены правильно, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
О времени и месте рассмотрения дела Фонд был уведомлен надлежащим образом, на рассмотрении дела присутствовал защитник Фонда, действующих по доверенности, выданной генеральным директором Фонда. Процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ были разъяснены Росфиннадзором.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств и оценки в совокупности представленных доказательств, апелляционный суд считает обоснованным и доказанным вывод административного органа о наличии в действиях Фонда состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.14 КоАП РФ, а постановление от 16.05.2015 N 14-2015/497 соответствующим нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Кроме того, факт указанного нецелевого использования и аналогичные доводы заявителя уже являлись предметом судебного рассмотрения при обжаловании Фондом Предписания Росфиннадзора от 12.08.2015 N АС-05-24/4984. Постановлением Девятого апелляционного суда от 08.02.2016 N А40-157180/2015 позиция Росфиннадзора признана законной и обоснованной, а доводы Фонда не подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы указаны доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.12.2015 по делу N А40-189799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189799/2015
Истец: Российский научный фонд, Фонд Российский научный
Ответчик: РОСФИННАДЗОР