30 марта 2016 г. |
А79-6024/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" (ОГРН 1022101148101, ИНН 2128042696, г. Чебоксары, Хозяйственный проезд, д. 11)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.12.2015
по делу N А79-6024/2015,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор"
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 28.09.2015 N 21/001/001/2015-9450,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" - Гришко И.В. по доверенности от 01.02.2016;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Усовой И.А. по доверенности от 16.10.2015 N 01/76,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительный двор" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра) от 28.09.2015 N 21/001/001/2015-9450 об отказе в проведении государственной регистрации права собственности Общества на склад вспомогательного назначения с кадастровым номером 21:01:030304:626, площадью 910,1 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Автозаправочный пр., д. 22, об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Общества на объект недвижимости с кадастровым номером 21:01:030304:626, площадью 910,1 кв.м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике (далее - Учреждение).
Решением от 08.12.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.12.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 12.05.2015 Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание - склад вспомогательного назначения, площадью 910,1 кв.м, кадастровый номер 21:01:030304:626, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проезд Автозаправочный.
Общество ходатайствовало о государственной регистрации на указанное здание в упрощенном порядке в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
К заявлению Общество приложило декларацию об объекте недвижимого имущества от 08.05.2015, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, заключение (проектировщика) ООО "Артифекс" от 14.04.2015 N 18; письмо Министерства от 09.04.2015 N 14-08/Ч-575; кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:640.
Уведомлением от 18.05.2015 N 21/001/001/2015-9450 Управление Росреестра приостановило до 17.06.2015 государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости на основании пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ в связи с наличием причин, препятствующих ее проведению.
Сообщением от 28.09.2015 N 21/001/001/2015-9450 Управление Росреестра со ссылкой на абзацы 4, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказало Обществу в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Посчитав указанное решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Федерального закона N 122-ФЗ).
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзацев 4, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Так, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, если для его строительства не требуется выдача разрешения на строительство, и содержащим его описание, является декларация, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу указанной нормы под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности и расположенные на земельном участке, занятым основным объектом. Возможность осуществления строительства объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Таким образом, основными критериями определения объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что Общество представило в регистрирующий орган декларацию об объекте недвижимого имущества от 08.05.2015, где в подпункте 2.1 пункта 2 декларации в качестве заявленного к регистрации объекта в графе "иное здание" указано - склад.
При этом сведения об основном объекте недвижимости, по отношению к которому склад является вспомогательным, в Управлении отсутствовали.
В обоснование заявления Общество указало на то, что склад эксплуатируется в зависимости от осуществления основных зданий с кадастровыми номерами 21:01:000000:1664 и 21:01:000000:1665, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:640 по адресу: г. Чебоксары, проезд Автозаправочный, д. 22.
Вместе с тем согласно сведениям государственного кадастра недвижимости вышеуказанные здания с кадастровыми номерами 21:01:000000:1664 и 21:01:000000:1665 представляют собой химический склад и склад соответственно и расположены на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:227 по адресу: г.Чебоксары, проезд Автозаправочный, д. 22, в силу чего используются самостоятельно и не являются основными объектами недвижимости, по отношению к которым спорный склад выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию.
Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030304:227 и 21:01:030304:166, расположенные по адресу: г.Чебоксары, проезд Автозаправочный, д. 22, 24.
Из кадастрового паспорта, выданного Учреждением, следует, что здание склада, заявленного к государственной регистрации, расположено на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:640 (21:01:030304:166).
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:640 образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030304:227 и 21:01:030304:166, расположенных по адресу: г.Чебоксары, проезд Автозаправочный, д. 22, 24. При этом на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:640 поставлен 13.03.2015, тогда как спорное здание склада общей площадью 910,1 кв.м возведено в 2014 году.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
В силу пункта 2 статьи 22.2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная регистрация прав на образуемые земельные участки осуществляется на основании заявления лица, с которым заключено соглашение об указанном перераспределении.
Таким образом, законодательством установлена необходимость осуществления государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок.
Вместе с тем суд установил и материалам дела не противоречит, что сведений о государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030304:640 в Управлении Росреестра не имелось, с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок Общество в регистрирующий орган не обращалось.
Оценив представленное заявителем на государственную регистрацию заключение главного инженера проекта ООО "Артифекс" от 14.04.2014 N 18, согласно которому проектируемый объект является объектом вспомогательного использования, суд обоснованно указал, что данное экспертное заключение не подменяет собой правоустанавливающий документ и не может служить основанием для регистрации права собственности на объект. При этом ООО "Артифекс" не является экспертной организацией, аккредитованной на выдачу заключений о возможности отнесения объекта к недвижимому имуществу, право на которое подлежит государственной регистрации.
Кроме того, суд учел позицию Министерства, изложенную в письме от 30.11.2015 N 14-08/15339, согласно которой нежилое здание, предъявленное к государственной регистрации, является объектом капитального строительства, требующим выдачу разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно посчитал, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 08.12.2015 по делу N А79-6024/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6024/2015
Истец: ООО "Строительный двор"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по ЧР-Чувашии