Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2016 г. N Ф02-3185/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
01 апреля 2016 г. |
Дело N А33-25509/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (первичной профсоюзной организации "Разрез Назаровский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности): Богдановой О.Г., представителя по доверенности от 24.02.2016;
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации): Крафт Н.А., представителя по доверенности от 01.01.2016 N 41,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" декабря 2015 года по делу N А33-25509/2015, принятое судьёй Куликовской Е.А.,
установил:
первичная профсоюзная организация "Разрез Назаровский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности ИНН 2456003065, ОГРН 1022400005473 (далее - заявитель, профсоюзная организация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469 (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным решения от 09.09.2015 N 106.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "30" декабря 2015 года заявление удовлетворено. Признано недействительным решение от 09.09.2015 N 106 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенное фондом. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов профсоюзной организации. С фонда в пользу профсоюзной организации взысканы 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, 13 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что заявителем неправомерно применена пониженная ставка страховых взносов, предусмотренная пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), так как профсоюзная организация не является социальной службой в понимании Федерального закона от 10.12.1995 N195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон N195-ФЗ), так как оказывает социальные услуги только определенной группе населения (членам профсоюза).
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
По результатам проведенной камеральной проверки обоснованности применения заявителем пониженного тарифа страховых взносов за 2 квартал 2015 года фондом на основании акта камеральной проверки от 04.08.2015 N 106 п/т было вынесено решение от 09.09.2015 N 106 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым профсоюзной организации предложено уплатить 15 843 рубля 35 копеек дополнительно начисленных страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 3168 рублей 67 копеек штрафа и 46 рублей 66 копеек пеней. Основанием принятия решения фонд указал неправомерное применение заявителем пониженного тарифа страховых взносов.
Заявитель оспорил в судебном порядке решение от 09.09.2015 N 106, полагая, что находится на упрощенной системе налогообложения и осуществляет на основании учредительных документов деятельность в области социального обслуживания населения, следовательно, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N212-ФЗ имеет право применять пониженный тариф 0% страховых взносов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ оспариваемое решение принято должностным лицом фонда в пределах полномочий, процедура проведения проверки и принятия решения, предусмотренная статьями 38, 39 названного закона, ответчиком не нарушена, так как заявителю была предоставлена возможность представить возражения на акт проверки, он был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Признавая оспариваемое решение фонда недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем правомерно применялся пониженный тариф страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", вступившим в силу с 01.01.2012, часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель, не являясь организацией в области социального обслуживания населения в узком смысле данного термина, данном в статье 1 Закона N 195-ФЗ, применительно к положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, является организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводов суда первой инстанции о том, что понятие "деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Так, помимо законодательства о социальном обслуживании населения определение такого понятия как деятельность в социальной сфере дается в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно части 1 которой некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В то же время, в части 2.1 указанной статьи содержится понятие "социально ориентированных некоммерческих организаций", которыми признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что заявитель является действующей некоммерческой организацией социальной направленности, что подтверждается следующими обстоятельствами:
- согласно Уставу Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф), в соответствии с которым действует первичная профсоюзная организация (пункт 1.1. Положения "О первичной профсоюзной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности"), заявитель осуществляет следующие виды деятельности:
1. в области образования, так как согласно подпунктам 20, 22 пункта 2.4 Устава осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных работников и профсоюзного актива, правовых и технических инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюза; оказывает информационно-методическую и консультативную помощь членам профсоюза и профсоюзным организациям;
2. в области здравоохранения, так как согласно подпункту 16 пункта 2.4 Устава участвует в разработке государственных, региональных, местных программ и нормативно-правовых актов по вопросам: охраны труда и здоровья;
3. в области культуры и спорта, так как согласно пункту 9.6.2 Устава имущество профсоюза формируется из доходов от культурно-просветительных, спортивных и физкультурных мероприятий; согласно подпункту 2 пункта 9.6.3 Устава имущество профсоюза формируется из поступлений денежных средств от работодателей и их объединений, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на проведение социально-культурной, спортивно-массовой, просветительской и другой работы в интересах членов профсоюза;
4. в области социального обслуживания, так как согласно пунктам 7.11.11, 7.11.25, 7.11.29, 7.11.31, 7.11.32 Устава территориальная организация готовит аналитическую информацию по вопросам охраны труда, трудовых отношений и социальной защиты членов профсоюза; готовит разъяснения по вопросам охраны труда уставной деятельности, правовой и социально-экономической защиты; защищает законные права и интересы работников - членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсации и гарантий за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья; принимает участие в обучении профсоюзного актива по вопросам охраны труда, экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проводит анализ аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- профсоюзная организация включена в федеральное статистическое наблюдение по форме N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" за 2012 - 2014 годы, в разделе 1 которой указаны такие виды деятельности как: социальная поддержка и защита граждан (строка 04), оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (строка 09), деятельность в области физической культуры и спорта, содействие такой деятельности (строка 20);
- представленными организацией Положениями о правовой и технической инспекциях труда Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, утвержденными 12.04.2012 постановлениями N 17 и N 18 IV Пленума профсоюза работников угольной промышленности, из содержания которых следует, что данные Инспекции призваны защищать трудовые и связанные с ними права, как членов профсоюза, так и иных обратившихся к ним лиц;
- в сфере социального обслуживания применительно к положениям статьи 13, 17 Закона N 195-ФЗ профсоюзная организация оказывает также консультативную помощь, в том числе членам профсоюза и населению п. Дубинино, г. Шарыпово Красноярского края;
- представленными в материалы дела расходными кассовыми ордерами и заявлениями физических лиц подтверждается выдача материальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в 2015 году.
Из представленных заявителем документов следует, что заявитель в соответствии с учредительными документами осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, деятельность организации отвечает критериям социальной направленности.
Фонд считает, что профсоюзная организация не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем не имеет права на применение пониженного тарифа.
Данный довод был проверен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку применительно к рассматриваемым положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Профсоюзная организация оказывает социальные услуги не только членам профсоюза, но и всем работникам АО "Разрез Назаровский", членам их семей, населению города Назарово Красноярского края, а также любому лицу, обратившемуся в ее адрес за соответствующей помощью.
Таким образом, заявитель является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности, в том числе, доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (подпункт 1), и средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подпункт 4).
Суд первой инстанции установил, что 100% суммы всех доходов профсоюзной организации за указанный период составляют доходы в виде целевых поступлений на ее содержание и ведение ею уставной деятельности (членские взносы).
Следовательно, в соответствии с пунктом 11 части 1, частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте, профсоюзная организация правомерно применяла пониженный тариф страховых взносов.
На основании изложенного, решение от 09.09.2015 N 106 противоречит требованиям Закона N 212-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признал его недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 11.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" декабря 2015 года по делу N А33-25509/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25509/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2016 г. N Ф02-3185/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РАЗРЕЗ НАЗАРОВСКИЙ" РОССИЙСКОГО НЕЗАВИСИМОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПФО "Разрез Назаровский"
Ответчик: ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации