город Москва |
|
4 апреля 2016 г. |
дело N А40-184954/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Весна"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2015
по делу N А40-184954/15, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению ООО "Весна" (107076, Москва, Колодезный переулок, дом 3, строение 25; ОГРН 1037709030765; ИНН 7709416474)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве (107113, Москва, улица Шумкина, дом 25; ОГРН 1047718048289, ИНН 7718111790); Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве (125284, Москва, Хорошевское шоссе, дом 12 А; 115191, Москва, улица Большая Тульская, дом 15; ОГРН 1047710091758; ИНН 7710474590)
о признании незаконными решения;
от заявителя - Лабок Е.В. по доверенности от 20.09.2015;
от заинтересованных лиц - от ИФНС России N 18 по г. Москве - Чеснов Д.Э. по доверенности от 25.03.2016 N 05-26/008810; от УФНС России по г. Москве - Красовская Е.В. по доверенности от 13.01.2016 N 31;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2015 и дополнительным решением от 18.01.2016 в удовлетворении заявления ООО "Весна" о признании незаконными решения ИФНС России N 18 по г. Москве от 01.06.20115 N 784 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущества сумме 498.251 руб., пени в сумме 18.634, 59 руб. и решения Управления ФНС по г. Москве от 06.08.2015 N 21-19/079557, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено п. 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые и торговые центры и помещения в них, нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2, 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации на территории г. Москвы принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2014 особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" определен в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 данного Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. ст. 24.12, 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Из изложенного следует, что налоговая база по объектам недвижимого имущества, включенным в Перечень, подлежит определению исходя из их кадастровой стоимости, указанной в постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, которое в силу ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является единственным законодательно установленным источником данных о ней.
Из материалов дела следует, что 16.10.2014 обществом представлен в инспекцию первичный расчет (декларация) по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014, в котором в разделе 3 по имуществу, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, отражен объект налогообложения с кадастровым номером 77:03:0003010:4898 и кадастровой стоимостью 342.279.019 руб., исчислив с него авансовый платеж по налогу на сумму 770.128 руб. С учетом иного имущества, подлежащего налогообложению, авансовый платеж за спорный период составил 801.386 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка данного расчета, составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.04.2015 N 2072.
По результатам рассмотрения материалов проверки (акта и представленных обществом возражений) инспекцией принято решение от 01.06.2015 N 784 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым на основании ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении общества к налоговой ответственности, предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций на сумму 498.251 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, начислены пени в размере 18.634, 59 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 06.08.2015 г. N 21-19/079557, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Весна", оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления обществу налога на имущество организаций за 9 месяцев 2014 послужило то, что в общество в проверяемый период являлось собственником объекта недвижимого имущества - здания по адресу: Москва, Колодезный пер., дом 3, стр. 25, площадью 5374, 4 кв.м., с кадастровый номером 77:03:0003010:4898 (ранее присвоенный, предшествующий кадастровый номер 77:03:003010:1078) и плательщиком налога на имущество организаций в отношении этого объекта, рассчитанного исходя из его кадастровой стоимости на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", в связи с включением здания по адресным ориентирам в п. 793 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, по предыдущему кадастровому номеру 77:03:003010:1078.
В представленном расчете по налогу на имущество за 9 месяцев 2014 обществом в разделе 3 отражена налоговая база по указанному объекту исходя из кадастровой стоимости в размере 342.279.018, 91 руб., определенной на основании кадастровой справки от 14.03.2014 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что отраженные обществом в целях налогообложения налогом на имущество данные о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости не соответствовали его действительной кадастровой стоимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в ответ на запрос инспекции письмом от 30.03.2015 сообщено, что объект (здание) с кадастровым номером 77:03:0003010:4898 и площадью 5374, 4 кв.м. является тем же объектом, что и объект, указанный в постановления N 772-ПП, с кадастровым номером 77:03:003010:1078, который ранее признан устаревшим и архивным. Площадь объекта с архивным номером 77:03:003010:1078, который указан в Перечне, составляла 5074, 4 кв.м., кадастровая стоимость составила 563.723.986, 90 руб. и утверждена в порядке, установленном ст. ст. 3, 24-11-24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП. Вследствие исправления технической ошибки в виде наличия дублирующего кадастрового номера 77:03:0003010:4898, отражающего сведения об одном и том же объекте (здании), что и объект с устаревшим кадастровым номером 77:03:003010:1078, включенном в Перечень под номером 793, но с увеличенной общей площадью до 5374, 4 кв.м., ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве на основании Закона N 135-ФЗ проведен перерасчет кадастровой стоимости этого объекта исходя из реальной площади, которая после перерасчета составила 563.723.986, 90 руб. Данная кадастровая стоимость и является актуальной на период 2014.
С учетом информации, полученной от ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве о действительной и актуальной на период 2014 кадастровой стоимости спорного объекта на сумму 563.723.986, 90 руб., налоговым органом произведен перерасчет налоговых обязательств общества по налогу на имуществу за 1 квартал 2014, размер авансового платежа исходя из ставки 0,9 % составил 1.268.379 руб.
Обществом занижена сумма авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего к уплате за 9 месяцев 2014 на 498.251 руб.
Общество, оспаривая вывод инспекции о занижении налогооблагаемой базы вследствие учета неверных данных кадастровой стоимости, со ссылкой на положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указывает, что при расчете налоговой базы руководствовалось официальными сведениями о кадастровой стоимости, полученными от уполномоченного органа - ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве в виде кадастровой справки от 14.03.2014, которые, по его мнению, содержат актуальную информацию о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества.
Доводы общества о том, что отраженные им в целях исчисления налога на имущество данные о кадастровой стоимости спорного здания соответствовали действительности, опровергаются материалами дела.
Результатами камеральной налоговой проверки подтверждено, что обществом использованы в расчете неверные и не соответствующие действительности данные о кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Официальной информацией ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве подтверждено, что с учетом исправленной технической ошибки кадастровая стоимость здания составила 563.723.986, 90 руб. и утверждена в порядке, установленном ст. ст. 3, 24-11-24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП.
Ссылка на наличие двух различных кадастровых номеров в отношении одного объекта недвижимости отклоняется, поскольку первый кадастровый номер 77:03:003010:1078, под которым спорный объект отражен в Перечне, является устаревшим и архивным согласно ответа ФГБУ "ФКП Росреестр" по г. Москве, а второй кадастровый номер 77:03:0003010:4898 является действующим и содержит актуальные сведения об объекте, включая его площадь и утвержденную кадастровую стоимость на налоговый период 2014. Поскольку оба кадастровых номера принадлежат одному объекту недвижимости, то указанное обстоятельство не влияет на порядок налогообложения налогом на имущество.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, выводы суда первой инстанции о том, что решение инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу на имущество, неуплате налога на сумму 498.251 руб., начислении пени в сумме 18.634, 59 руб. (расчет которой обществом не оспорен) и решение Управления ФНС России по г. Москве соответствуют законодательству о налогах и сборах и фактическим обстоятельствам дела, являются обоснованными.
Обжалуемое решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2015 с учетом дополнительного решения от 18.01.2016 подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2015 по делу N А40-184954/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184954/2015
Истец: ООО "ВЕСНА"
Ответчик: ИФНС России N 18 по г. Москве, Управление Федеральной налоговой службы, УФНС по Москве
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7226/16
04.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3101/16
18.01.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184954/15
17.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-184954/15