город Ростов-на-Дону |
|
04 апреля 2016 г. |
дело N А32-38090/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещено;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.12.2015 по делу N А32-38090/2015
по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубаньлизинг"
при участии третьего лица Департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края
о взыскании части прибыли и процентов,
принятое в составе судьи Березовской С.В.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубаньлизинг" (далее - предприятие, ответчик) о взыскании части прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет по итогам работы за 2012 год, в размере 1 126,4 тыс. руб. на единый казначейский счет N 40101810300000010013 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", открытый управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, по коду бюджетной классификации: 82111107012020000120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации" (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает на то, что сумма части прибыли, исчисленная в соответствии с пунктом 2.3 Положения (1 126,4 тыс. руб.) подлежала перечислению в соответствии с пунктом 3.1 Положения в краевой бюджет не позднее 05.04.2013, однако часть прибыли до настоящего времени в краевой бюджет не перечислена. Сведения о том, что предприятием получен убыток по итогам работы за 2012 год, поступили в департамент после истечения срока уплаты части прибыли по итогам работы за 2012 финансовый год. Арбитражным судом Краснодарского края не учтено, что предприятием полный пакет документов, отвечающий требованиям Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.04.2006 N 248, и соответствующих данных бухгалтерской отчетности предприятия по итогам работы за 2012 год, до настоящего времени в департамент не представлен, что является существенным нарушением порядка исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Ответчик направил через канцелярию суда письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 07.03.2002 N 233 "О создании государственного унитарного предприятия "Кубаньлизинг".
В соответствии пунктами 1.3, 1.4 устава предприятия оно является коммерческой организацией, функции учредителя которого осуществляет департамент имущественных отношений Краснодарского края и департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края Краснодарского края.
Пунктами 3.1 и 3.2 устава определено, что имущество предприятия находится в государственной собственности Краснодарского края и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Право собственника на получение части прибыли также регламентировано пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", которым определено, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 N 238 "Об утверждении правил разработки и утверждения программ деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края" (в редакции постановления от 22.03.2013) в целях пополнения доходной части краевого бюджета органам исполнительной власти определять размер части прибыли, остающейся в распоряжении подведомственных государственных унитарных предприятий Краснодарского края после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в краевой бюджет, с учетом отраслевых особенностей предприятия и необходимости направления прибыли на реализацию программ реконструкции, модернизации, технического перевооружения предприятия, но не менее 7 процентов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и не менее 20 процентов для прочих предприятий.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.04.2006 N 248 "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей" (далее - Постановление ГАКК от 11.04.2006 N 248) утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты в краевой бюджет государственными унитарными предприятиями Краснодарского края части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (далее - Положение).
Пунктом 2.1 Положения установлено, что исчисление подлежащих перечислению в краевой бюджет сумм части прибыли государственных унитарных предприятий Краснодарского края производится по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября.
Пунктом 2.3. Положения установлено, что расчет сумм, подлежащих перечислению в краевой бюджет, осуществляется государственными унитарными предприятиями Краснодарского края самостоятельно на основании данных отчета о прибылях и убытках, форма которого утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
В соответствии с пунктом 2.4 Положения государственные унитарные предприятия Краснодарского края представляют органам исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), в сроки, установленные Положением для перечисления в краевой бюджет части прибыли, следующие документы: расчет сумм, подлежащих перечислению в краевой бюджет по установленной форме; копии платежных документов с отметкой банка о перечислении средств с расчетного счета плательщика в краевой бюджет (штамп банка с указанием даты проведения операции, подпись ответственного лица банка); бухгалтерский баланс государственного унитарного предприятия и отчет о финансовых результатах на отчетную дату (31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря), подписанные руководителем и главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.
Перечисление части прибыли осуществляется государственными унитарными предприятиями Краснодарского края в краевой бюджет на единый казначейский счет N 40101810300000010013 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", открытый управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю в следующие сроки: по итогам работы за 1 квартал - не позднее 5 мая, по итогам работы за 1 полугодие - не позднее 5 августа, по итогам работы за 9 месяцев - не позднее 5 ноября, по итогам работы за год - не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным. При оформлении платежного поручения указывается период, за который производится оплата; в назначении платежа - код бюджетной классификации: 82111107012020000120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации" (пункт 3.1 Положения).
При этом пунктом 3.2 Положения на руководителей государственных унитарных предприятий Краснодарского края возложена ответственность за несоблюдение порядка и сроков перечисления части прибыли в краевой бюджет, а также за недостоверность данных о результатах финансовой деятельности предприятия.
Из материалов дела следует, что предприятием представлены в департамент бухгалтерская отчетность за 2012 год и аудиторское заключение о ее достоверности (от 04.04.2013 N 01-05/156), согласно которым чистая прибыль предприятия по итогам работы за 2012 год составила 5 632 тыс. руб.
Третьим лицом в дело представлен протокол N 02-2013 заседания комиссии департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края по анализу эффективности деятельности подведомственного государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньлизинг" от 01.09.2013 (от 23.09.2013 N 58-1807/13-01-12), которым утверждена бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 год, также подтверждающая сумму чистой прибыли предприятия за 2012 года в размере 5 632 тыс. руб.
Как установлено судом первой инстанции, полный пакет документов, отвечающих требованиям постановления от 11.04.2006 N 248 и соответствующим данным бухгалтерской отчетности предприятия по итогам работы за 2012 год, ответчиком в департамент представлен не был.
Письмом от 28.07.2015 N 52-13987/15-24.08 департамент направил в адрес предприятия требование о погашении задолженности. Кроме того, департамент неоднократно (письма от 13.06.2013 N 52-9921/13-24-13, от 22.10.2013 N 52-16930/13-24-08, от 23.05.2014 N 52-7010/14-24-13) обращался в департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края с просьбой осуществить контроль за погашением задолженности предприятия и представить соответствующие документы.
Как следует из материалов дела, в отчете о финансовых результатах предприятия за 2012 год показана чистая прибыль 5 632 тыс. руб.
При этом из материалов дела следует, что после сдачи бухгалтерской отчетности за 2012 год, в марте 2013 года были отменены два договора купли-продажи, заключенных 29.12.2012, в связи с чем предприятием были предоставлены уточненные декларации по налогам за 2012 год, согласно которым предприятием по итогам 2012 года был получен убыток.
Данная корректирующая отчетность предоставлена по факту отмены (недействительности) двух договоров купли-продажи зерноуборочных комбайнов, заключенных с ООО "МТС-Кубань" 29.12.2012 по следующим основаниям.
Служебным письмом от 29.12.2012 N 58-3023/12-01-12 Департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края с учетом положительного заключения Департамента имущественных отношений Краснодарского края на предмет соответствия отчетов NN 30/А-12 и 37/А-12 об оценке рыночной стоимости имущества нормам законодательства предприятию были согласованы сделки по продаже зерноуборочных комбайнов Laverda в количестве 10 единиц на сумму 8 199 617 руб. и Доминатор 208 Мега АС в количестве 42 единиц на сумму 241 000 000 руб.
Впоследствии Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края от 22.03.2013 N 58-512/13-01-17 отменил согласование указанных сделок по основанию их несоответствия пункту 5.1 статьи 28 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 N 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края", согласно которому крупные сделки по продаже движимого имущества осуществляются путем продажи такого имущества на аукционе, проводимом специализированным учреждением, уполномоченным администрацией Краснодарского края. В нарушение такого порядка сделки являются недействительными.
Поскольку порядок заключения крупных сделок не был соблюден, предприятию было указано на необходимость принятия мер по приведению сторон к исходному состоянию в соответствии с действующим законодательством.
Как указано ответчиком и не оспаривалось истцом, зерноуборочные комбайны, являющиеся предметом сделок от 29.12.2012, были возвращены предприятию и по настоящее время находятся в его хозяйственном ведении. Денежные средства по указанным сделкам от ООО "МТС-Кубань" получены не были.
Доказательства иного в деле отсутствуют. Соответствующий довод ни истцом, ни третьим лицом не приводился.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, договоры сторонами исполнены не были, денежные средства предприятие не получило. Следовательно, база для исчисления прибыли отсутствовала.
В связи с изложенным в налоговый орган предприятием была сдана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2012 год. Корректирующая отчетность и отчет о фактическом перечислении части прибыли направлены в Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (служебные письма предприятия N 01-05/157 от 04.04.2013, N 01-05/187 от 24.04.2013, N 01-05/196 от 30.04.2013, N 01-05/277 от 08.07.2013 и N01-05/485 от 02.12.2013).
На основании указанных писем Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края сообщил истцу о фактическом отсутствии у предприятия прибыли по итогам работы за 2012 год (N 58-621/13-01-12 от 08.04.2013, N 58-881/13-01-12 от 14.05.2013 и N 58-1316/13-01-12 от 11.07.2013).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции третье лицо пояснило, что бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 год утверждена Департаментом по финансовому и фоновому рынку Краснодарского края только в конце сентября 2013 года, поскольку в связи с отменой вышеуказанных сделок величина представленной в формах прибыли не соответствовала действительной. Корректировка размера прибыли/убытка произведена предприятием в отчетности по результатам работы за 1 квартал 2013 года и доведена до сведения департамента (N 58-881/13-01-12 от 14.05.2013). Поскольку предоставление уточненного баланса и отчета о финансовых результатах действующим законодательством не предусмотрено, с учетом аудиторского заключения о достоверности представленной предприятием отчетности, бухгалтерская отчетность утверждена без изменений в первоначально представленном предприятием виде.
Таким образом, поскольку оснований для взыскания части прибыли, подлежащей перечислению в краевой бюджет по итогам работы за 2012 год, в размере 1 126,4 тыс. руб., у суда не имелось, постольку в иске было отказано обоснованно.
Основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 по делу N А32-38090/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38090/2015
Истец: Департамент имущественных отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: ГУП КК "Кубаньлизинг", ГУП КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КУБАНЬЛИЗИНГ"
Третье лицо: Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края