г. Чита |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А10-7106/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гортоп" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2016 года по делу N А10-7106/2015 по заявлению открытого акционерного общества "Гортоп" (ОГРН 1020300986386, ИНН 0323036212) к отделению -Национальному банку по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о признании незаконным и отмене постановления N 81-15-Ю/0059/3110 от 09.11.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество "Межрегиональный регистраторский центр",
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),
при участии в судебном заседании:
открытого акционерного общества "Гортоп" - Хабази О.М. - представителя по доверенности от 28.03.2016,
установил:
открытое акционерное общество "Гортоп" (далее - ОАО "Гортоп", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Отделению - Национальному банку по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - отделение или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы жалобы.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу выразил свое несогласие с ее доводами.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако административный орган и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, в ходе проверки Управлением Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) сведений, изложенных в заявлении ООО "Стройдизайн" от 25.12.2014 N 18, касающихся соблюдения ОАО "Гортоп" требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о ценных бумагах к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества, а также к порядку предоставления акционерам общества информации о держателе реестра владельцев именных ценных бумаг общества, установлено, что общество допустило утрату документов, которые должны храниться по месту нахождения единоличного исполнительного органа, а также в срок не позднее 01.10.2014 не передало функции по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг общества регистратору, и с 02.10.2014 продолжает осуществлять ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества самостоятельно.
26.05.2015 должностным лицом Управления выдано обществу предписание N Т6-С59-9-5-12/20619, согласно которому обществу в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения предписания необходимо:
- принять меры, направленные на восстановление утраченных документов общества, обязанность по хранению которых установлена статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (пункт 1);
- обеспечить ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно передать регистратору все необходимые для ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества документы, обязанность по предоставлению которых установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2);
- направить в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе по адресу: 630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, письменный отчет о выполнении пункта 1 предписания и документы, подтверждающие исполнение предписанных мероприятий (приложения к отчету), а именно:
- копии документов, в полной мере подтверждающих принятие обществом мер, направленных на восстановление утраченных документов, обязанность по хранению которых установлена статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- копию акта приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества, к договору на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенному между обществом и регистратором (пункт 3).
В случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, общество обязано представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Общество письмами от 06.07.2015 N N 9, 10 известило Управление о невозможности исполнения требований предписания в установленный срок по причине направления запроса в Центральный Банк России о предоставлении копий утраченных документов, необходимых для обеспечения ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества регистратором. Вместе с тем, ответ на запрос обществом не получен. Восстановление же утраченных документов возможно только путем их получения от Центрального Банка.
22.07.2015 должностным лицом Управления с учетом поступивших от общества писем от 06.07.2015 N 9, от 06.07.2015 N 10 выдано повторное предписание N Т6-С59-9-5-12/31202, которым обществу указано в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения предписания исполнить требования, аналогичные указанным в предписании от 26.05.2015 N Т6-С59-9-5-12/20619. Предписание получено обществом по почте 01.08.2015 (л.д.16-17 т.2).
В связи с неисполнением содержащихся в предписании от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202 требований в установленный срок Управлением 02.10.2015 посредством телеграммы направлено обществу извещение о необходимости явки к 09 час. 00 мин. 09 октября 2015 года для составления протокола об административном правонарушении (л.д.7 т.2). Телеграмма в адрес общества не доставлена по причине, указанной органом связи, "такого учреждения нет".
09.10.2015 должностным лицом Управления в отношении общества в отсутствие его законного представителя составлен протокол N С59-15-Ю/0310/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.147-151). Протокол направлен обществу по почте 12.10.2015 (л.д.2 т.2).
09.10.2015 Управлением принято решение о направлении материалов административного дела N С59-15-Ю/0310, возбужденного в отношении ОАО "Гортоп", по месту совершения административного правонарушения - в отделение - Национальный банк по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации. Материалы административного дела получены отделением 15.10.2015 (л.д.144-145 т.1).
20.10.2015 должностным лицом отделения вынесено определение о назначении дела об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310, возбужденного в отношении ОАО "Гортоп", на 29 октября 2015 года в 15 час. 00 мин. Определение направлено обществу по почте и получено им 22.10.2015 (л.д. 137 т.1).
28.10.2015 от общества в адрес отделения поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с выездом представителя общества в судебное заседание Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (л.д. 110-111 т.1).
29.10.2015 должностным лицом Отделения вынесены определения об удовлетворении ходатайства общества, о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310 до 11.11.2015, о назначении дела об административном правонарушении на 09 ноября 2015 года в 10 час. 00 мин. Определения направлены обществу по почте и получены им 03.11.2015 (л.д. 108 т.1).
Ввиду отсутствия сведений об исполнении предписания обществом в установленный срок постановлением от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310 ОАО "Гортоп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, назначен штраф в размере 250 000 рублей (л.д.75-82 т.1). Постановление получено представителем общества под расписку 12.11.2015 (л.д.82 т.1).
Не согласившись с постановлением от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.74 КоАП РФ, Указания Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", протокол об административном правонарушении от 09.10.2015 N С59-15-Ю/0310/1020 составлен, оспариваемое постановление от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 вынесено уполномоченными должностными лицами.
Постановление от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310 вынесено в присутствии представителя общества по доверенности, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при вынесении оспариваемого постановления соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции, процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, Банком России соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения, образует неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2013 N 2423/13, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок предписания, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось организации. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) Банк России вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").
В пункте 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) установлен открытый перечень документов, хранение которых является обязанностью общества.
В соответствии с пунктом 2 Федерального закона N 208-ФЗ общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить, содержится в Положении о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденном Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс, а также в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558.
Согласно указанным нормативным правовым актам акционерное общество обязано хранить в том числе решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, изменения и/или дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные в установленном порядке регистрирующими органами.
В ходе проверки административным органом установлено, что общество допустило утрату документов, обязанность по хранению которых установлена вышеуказанными нормами права.
Из пояснений общества следует, что документы были утрачены вследствие длительного корпоративного спора и доследственных проверок правоохранительных органов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона N 208-ФЗ общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 39-ФЗ деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.
Реестр владельцев ценных бумаг - формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательтсвом Российской Федерации.
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.
Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).
В соответствии с разделом 3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27, деятельность по ведению реестра включает:
- ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц;
- ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счете эмитента;
- ведение регистрационного журнала отдельно по каждому эмитенту по всем ценным бумагам эмитента;
- ведение журнала учета выданных, погашенных и утраченных сертификатов отдельно по каждому эмитенту (при документарной форме выпуска ценных бумаг);
- хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр;
- учет запросов, полученных от зарегистрированных лиц, и ответов по ним, включая отказы от внесения записей в реестр.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" акционерные общества, которые на день вступления в силу названного Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести указанные реестры в течение года после дня вступления в силу данного Федерального закона. По истечении года после дня вступления в силу данного Федерального закона указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон N 142-ФЗ вступил в силу 01.10.2013, таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, акционерные общества, самостоятельно осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны были передать ведение реестра регистратору в срок не позднее 01.10.2014.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н (далее - Положение N10-77/пз-н), регистратор осуществляет ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента только на основании договора на ведение реестра, заключенного с данным эмитентом.
В пункте 2.10 указанного Положения установлен перечень документов, необходимых для предоставления эмитентом регистратору в случае заключения договора с регистратором на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
Так, в соответствии с подпунктами 2.10.2, 2.10.3, 2.10.4 пункта 2.10 Положения N 10-77/пз-н передающая сторона обязана передать принимающей стороне в том числе:
- подлинники или заверенные регистрирующим органом или заверенные нотариально копии зарегистрированных решений о выпусках ценных бумаг эмитента;
- подлинники или заверенные эмитентом копии уведомлений о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, уведомлений об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, уведомлений об аннулировании ранее присвоенного государственного регистрационного номера и присвоении выпуску эмиссионных ценных бумаг нового государственного регистрационного номера, уведомлений об аннулировании государственных регистрационных номеров дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и присвоении им государственного регистрационного номера выпуска эмиссионных ценных бумаг, к которому они являются дополнительными (объединении выпусков и присвоении им единого государственного регистрационного номера);
- подлинники или заверенные регистрирующим органом или заверенные нотариально копии зарегистрированных отчетов об итогах выпуска ценных бумаг или уведомлений об итогах выпуска ценных бумаг, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев возможности начала ведения реестра владельцев ценных бумаг до регистрации отчета об итогах выпуска.
Согласно пункту 2.11 Положения N 10-77/пз-н реестродержатель, принявший документы и информацию системы ведения реестра, обязан приступить к ведению реестра, в том числе начать прием документов, связанных с реестром, в рабочий день, следующий за днем подписания акта приема-передачи.
Таким образом, регистратор не вправе начать ведение реестра владельцев именных ценных бумаг без предоставления эмитентом всех необходимых документов, указанных в пункте 2.10 Положения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.08.2014 между ОАО "Гортоп" и ОАО "Межрегиональный регистраторский центр" в лице филиала "Бурятский Фондовый Дом" заключен договор N 8/2 на оказание услуг по ведению рестра владельцев именных ценных бумаг.
Между тем, ввиду утраты документов, ОАО "Гортоп" не имело возможности передать ведение реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Межрегиональный регистраторский центр" и само являлось держателем реестра владельцев именных ценных бумаг.
Таким образом, общество в нарушение требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ в срок не позднее 01.10.2014 не передало функции по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг общества регистратору, и с 02.10.2014 продолжало осуществлять ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества самостоятельно.
Следовательно, суд первой инстанции пришел правомерному выводу, что предписание от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202, выданное в целях устранения указанных нарушений, является законным.
Согласно предписанию от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202 обществу в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения предписания надлежит:
- принять меры, направленные на восстановление утраченных документов общества, обязанность по хранению которых установлена статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (пункт 1);
- обеспечить ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно передать регистратору все необходимые для ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества документы, обязанность по предоставлению которых установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2);
- направить в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе по адресу: 630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи, письменный отчет о выполнении пункта 1 предписания и документы, подтверждающие исполнение предписанных мероприятий (приложения к отчету), а именно:
- копии документов, в полной мере подтверждающих принятие обществом мер, направленных на восстановление утраченных документов, обязанность по хранению которых установлена статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- копию акта приема-передачи документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества, к договору на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенному между обществом и регистратором (пункт 3).
В случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, общество обязано представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Указанное предписание получено обществом по почте 01.08.2015 (л.д.16-17 т.2). Следовательно, срок его исполнения не позднее 11.09.2015.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что пункт 2 предписания от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202 исполнен обществом 09.10.2015, о чем свидетельствует акт приема-передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Гортоп" (л.д. 124-125 т.1), пункт 3 предписания исполнен обществом 16.10.2015, о чем свидетельствует письмо от 16.10.2015 N 11 (л.д. 127 т.1).
Таким образом, общество в установленный срок (не позднее 11.09.2015) не исполнило пункты 2-3 предписания от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Довод общества о том, что в его действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку срок исполнения предписания изменен направленным в его адрес вторым предписанием, судом первой инстанции обоснованно отклонен, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с выявлением Банком факта незаконного ведения реестра владельцев ценных бумаг самим акционерным обществом 29.07.2015 в адрес общества направлено предписание N Т6-15-7/32237, в соответствии с которым обществу в течение 60 рабочих дней с даты получения предписания необходимо представить в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации по адресу: 630099, г.Новосибирск, Красный проспект, 27, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации, документ, подтверждающий заключение договора на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента с лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию, и копию акта приема-передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества, лицензированному регистратору.
Указанное предписание получено обществом 07.08.2015 (л.д. 86-87 т.1). Следовательно, срок исполнения предписания - не позднее 30.10.2015.
Общество полагает, что поскольку предписания содержат требования о совершении одних и тех же действий, то предписание от 29.07.2015 N Т6-15-7/32237 выдано взамен предписания от 22.07.2015 NТ6-С59-9-5-12/31202 и, соответственно, изменился срок для устранения нарушений обществом. Таким образом, как считает общество, на момент составления протокола об административном правонарушении требования предписаний исполнены ОАО "Гортоп" в установленный срок.
Как правильно указал суд первой инстанции, каждое предписание является самостоятельным ненормативным правовым актом. Основания вынесения указанных предписаний, а также указанные в них требования различны. Направление обществу предписания от 29.07.2015 N Т6-15-7/32237 не свидетельствует о продлении срока предписания от 22.07.2015 N Т6-С59-9-5-12/31202.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается неисполнение обществом в установленный срок законного предписания Банка России.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь акционерным участником правоотношений в области корпоративных отношений, должно было не только знать соответствующее законодательство, но и было обязано обеспечить неукоснительное выполнение требований предписания Банка России, осуществляющего функции по контролю и надзору в указанной сфере, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Общество имело возможность для своевременного выполнения требований предписания административного органа, но не приняло все зависящие от него меры по его исполнению, что указывает на наличие его вины.
Следовательно, бездействие ОАО "Гортоп" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановление от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 вынесено в отношении ОАО "Гортоп" в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции не установлено.
Санкция части 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Заместителем Управляющего Отделением в постановлении от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N С59-15-Ю/0310 отягчающих вину обстоятельств не установлено и не указано.
С учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в отношении общества применена мера наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что постановление от 09.11.2015 N 81-15-Ю/0059/3110 о привлечении ОАО "Гортоп" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ вынесено с учетом всех обстоятельств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 января 2016 года по делу N А10-7106/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7106/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2016 г. N Ф02-3487/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО Гортоп
Ответчик: Национальный банк РБ Банка России