г. Чита |
|
6 апреля 2016 г. |
Дело N А58-2559/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2015 года по делу N А58-2559/2015 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Якутское инженерно-строительное предприятие" (ОГРН 1021401074221, ИНН 1435128030, место нахождения: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 19/3) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, место нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, 15),
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080, место нахождения: 677907, г. Якутск, ул. Ярославского, 37)
о признании зарегистрированного обременения земельного участка (кадастровый номер 14:35:204002:126, адрес: г. Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, 1 км.) отсутствующим (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
от ответчика - Владимировой Е.М., представителя по доверенности от 12.01.2016,
личность и полномочия которой установлены судьей Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Белоновской Г.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломоновой Е.И.,
в отсутствие представителей истца и третьего лица,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Якутское инженерно-строительное предприятие" (далее также - истец, общество, ООО "Якутское инженерно-строительное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - ответчик, Администрация) о признании зарегистрированного обременения земельного участка с кадастровым номером 14:35:204002:126, площадью 49 958кв.м., местоположение: г. Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, 1 км. (далее - земельный участок) отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2015 года исковые требования удовлетворены.
Признано отсутствующим обременение в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, 1 км (кадастровый номер 14:35:204002:126), произведенное на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска N 1731р от 03 октября 2014 года "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск", зарегистрированное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 14-14-01/066/2014-267 от 20 октября 2014 года, срок: с 03.10.2014 по 03.10.2021, в пользу: городской округ "Город Якутск".
Взысканы с Окружной администрации города Якутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Якутское инженерно-строительное предприятие" расходы по государственной пошлине в сумме 6000 руб.
Суд первой инстанции на основании толкования статьей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что земельный участок, находящийся в собственности организации, не может быть зарезервирован в муниципальную собственность, что указывает на наличие у истца в рассматриваемой ситуации оснований для защиты своих интересов в суде.
Суд первой инстанции посчитал, что ответчиком в нарушение статей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации вынесено распоряжение N 1731р от 03.10.2014 о резервировании земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности. Кроме того, нормативный правовой акт об ограничении прав на землю в виде резервирования земельного участка издан ответчиком в виде распоряжения, а не постановления.
При этом, судом отклонены доводы ответчика о ненадлежащем способе защиты права, с указанием, что в рассматриваемой ситуации на основании распоряжения N 1731р от 03.10.2014 обременение прав истца в виде резервирования зарегистрировано, следовательно, защита возможна путем предъявления иска о признании обременения отсутствующим и восстановление нарушенного права истца возможно лишь этим путем.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении исковых требований по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
Заявитель в апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу полагает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод об избрании истцом надлежащего способа защиты права в виде предъявления иска о признании обременения земельного участка отсутствующим.
Фактически истцом оспариваются действия Администрации по резервированию земельного участка, вместе с тем, распоряжение органа местного самоуправления подлежит оспариванию в порядке статьи 24 АПК РФ.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Это исключительные случаи, названные в статье 49 Кодекса, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (выполнение международных обязательств, размещение названных в статье 49 Кодекса объектов, в том числе, объектов федерального транспорта, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов).
В рассматриваемом случае на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 03.10.2014 N 1731р "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" земли для строительства железной дороги зарезервированы. Схема железной дороги отражена на основных градостроительных документах городского округа "город Якутск" -генеральном плане городского округа "город Якутск", утвержденном постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 N 30-1-ПГС "Об утверждении генерального плана городского округа "город Якутск", и Правилах землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных Якутской городской Думой от 25.12.2013 N 169-НПА. Согласно фрагменту Проекта межевания территории микр. Марха г.Якутска через земельный участок с кадастровым номером 14:35:204002:126 проходит проект объекта железнодорожных путей и их конструктивных элементов.
Строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" включено в план по строительству железнодорожной линии "Беркакит-Томмот-Якутск", мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска, строительство которых предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы), утвержденной Правительством РФ от 05.12.2001 N 848.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Якутское инженерно-строительное предприятие полагает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По мнению истца, по смыслу статей 49 и 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур допускается только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование. Резервирование земель, находящихся в собственности общества, под строительство железной дороги нарушает права и законные интересы собственника, поскольку ограничивает его в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно - бытовых и иных зданий, строений, сооружений на земельном участке. Документами территориального планирования, а именно генеральным планом городского округа "город Якутск" не подтверждается размещение в месте резервируемых земель объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
Отзыв на апелляционную жалобу третьим лицом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.03.2016.
Истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Рассмотрение дела начато в составе судей Ткаченко Э.В. (председательствующий), Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.
Определениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.11.201, 22.12.2015, 01.03.2016 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда производились замены судей, рассмотрение дела осуществлено в составе судей Ткаченко Э.В. (председательствующий), судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Желтоухова Е.В. в очередном отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (ред. от 22.06.2012), произведена замена судьи Желтоухова Е.В. на судью Рылова Д.Н., в связи с чем рассмотрение произведено с самого начала.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела и дополнительно приобщенные к материалам дела доказательства в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, письменных пояснениях, заслушав пояснения представителя ответчика, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2012 14-АА 980668, истец на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.10.2012 N 5, акта приема-передачи от 01.11.2012, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общая площадь 49 958кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, 1 км., кадастровый номер 14:35:204002:126, о чем в ЕГРП 28.11.2012 сделана запись регистрации N 14-14-01/084/2012-676.
Распоряжением Окружной Администрации города Якутска N 1731р от 03.10.2014 "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории ГО "город Якутск" (далее - распоряжение N 1731р от 03.10.2014), данный земельный участок, в числе прочих согласно перечню кадастровых номеров земельных участков, был зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства железной дороги сроком на 7 лет.
Пунктом 1.1 распоряжения N 1731р от 03.10.2014 предусмотрено ограничение собственников, арендаторов, землепользователей, объекты которых расположены на земельных участках, указанных в приложении N 2 к настоящему распоряжению, в возведении, расширении и реконструкции жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений, проведении мелиоративных работ в соответствии с законодательством.
Ограничение прав, установленное данным распоряжением, зарегистрировано в Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 14-14-01/066/2014-267 от 20 октября 2014 года; распоряжение опубликовано в официальном сайте ОА "города Якутска" и в газете "Эхо столицы".
Истец, полагая, что зарегистрированное обременение земельного участка своим существованием нарушает его права собственника, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований истца, исходя из следующего.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 1 статьи 56 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Из статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
К числу таких ограничений относится ограничение в праве возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса).
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.
Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
В соответствии с положениями статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения.
По смыслу статей 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, связанных с размещением объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения, допускается в отношении земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно того, что земельный участок, находящийся в собственности организации, не может быть зарезервирован в муниципальную собственность (учитывая, в том числе, что резервирование производится для государственных или муниципальных нужд).
В силу пункта 7 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Таким образом, размещение указанных объектов в случае, если данные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, может быть предусмотрено соответствующими документами территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения указываются в проекте планировки территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение N 561).
Согласно пункту 5 Положения N 561 решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения).
Распоряжением N 1731р от 03.10.2014 "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" (далее - распоряжение N 1731р от 03.10.2014), земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, расположенный в мкр. Марха г.Якутска и относящийся к категории земель населенных пунктов, в числе прочих согласно перечню кадастровых номеров земельных участков, был зарезервирован для муниципальных нужд в целях строительства железной дороги сроком на 7 лет.
В распоряжении указаны цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель (в том числе, постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 N 30-1-ПГС "Об утверждении генерального плана городского округа "город Якутск" в части населенного пункта город Якутск); ограничения прав; сведения о возможности ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель в Департаменте имущественных отношений Окружной администрации города Якутска или на официальном сайте Окружной администрации города Якутска; к решению о резервировании земель приложена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Из пояснений Окружной администрации города Якутска и представленных в материалы дела документов усматривается, что строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск" включено в план по строительству железнодорожной линии "Беркакит-Томмот-Якутск", мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска, с выделением комплекса "Кердем-левобережье р.Лена (Якутский речной порт) с развитием железнодорожной инфраструктуры в п. Нижний Бестях, строительство которых предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы), утвержденной Правительством РФ от 05.12.2001 N 848.
Резервирование земельных участков произведено в связи с планируемым размещением объектов федерального транспорта, путей сообщения, с отнесением в последующем железнодорожной линии "Беркакит-Томмот-Якутск" к совместному ведению Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Схема планируемой к строительству железной дороги на территории городского округа "город Якутск" отражена на основных градостроительных документах городского округа "город Якутск" - генеральном плане городского округа "город Якутск", утвержденном постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 N 30-1-ПГС "Об утверждении генерального плана городского округа "город Якутск", и Правилах землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных Якутской городской Думой от 25.12.2013 N 169-НПА.
Согласно фрагменту Проекта межевания территории мкр. Марха г.Якутска через земельный участок с кадастровым номером 14:35:204002:126, принадлежащий истцу, проходит проект объекта железнодорожных путей и их конструктивных элементов.
При установленных по делу обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что наличие оснований для резервирования земельного участка с кадастровым номером 14:35:204002:126 в связи со строительством железной дороги подтверждено, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца и признания отсутствующим обременения в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, мкр. Марха, Намцырский тракт, 1 км (кадастровый номер 14:35:204002:126), произведенного на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска N 1731р от 03.10.2014 "О резервировании земельных участков под строительство железной дороги на территории городского округа "город Якутск", зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N14-14-01/066/2014-267 от 20.10.2014, на срок с 03.10.2014 по 03.10.2021, в пользу городского округа "Город Якутск".
Доводы заявителя о несоблюдении формы правового акта органа местного самоуправления не свидетельствуют о том, что резервирование произведено в отсутствие оснований.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в законе не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Исходя из смысла указанной нормы, оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия основания и (или) правовых предпосылок для регистрации права (правоустанавливающих документов, на основании которых осуществлена государственная регистрация).
Распоряжение N 1731р от 03.10.2014 в порядке главы 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорено.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку в рассматриваемой ситуации на основании распоряжения N 1731р от 03.10.2014 обременение прав истца в виде резервирования зарегистрировано, то защита возможна путем предъявления иска о признании обременения отсутствующим.
В данной части доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Между тем, при установленных по делу обстоятельствах, действующем правовом регулировании и вышеприведенных выводах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований заявителя. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2015 года по делу N А58-2559/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Якутское инженерно-строительное предприятие" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2559/2015
Истец: ООО "Якутское инженерно-строительное предприятие"
Ответчик: Окружная администрация города Якутска
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5324/15
31.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2559/15
09.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2559/15
02.03.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2559/15
31.07.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2559/15