Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2016 г. N Ф07-5591/16 настоящее постановление отменено
г. Вологда |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А52-2399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 января 2016 года по делу N А52-2399/2015 (судья Циттель С.Г.),
установил:
частное транспортное унитарное предприятие "АннаАвтоЛайн" (регистрационный номер 691313997; место нахождения: 223034, Республика Беларусь, Минская область, Минский район, город Заславль, улица Заводская, дом 8, офис 6; далее - ЧТУП "АннаАвтоЛайн", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Себежской таможне (ОГРН 1026002944439, ИНН 6022002002; место нахождения: 182250, Псковская область, город Себеж, улица В.И. Марго, дом 62а; далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2014 по делу об административном правонарушении N 10225000-1028/2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 25 января 2016 года по делу N А52-2399/2015 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что в деянии предприятия содержится состав вмененного ему административного правонарушения.
ЧТУП "АннаАвтоЛайн" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, таможней установлено, что 28.11.2014 в 05 час 15 мин перевозчиком ЧТУП "АннаАвтоЛайн" (Республика Беларусь) на транспортном средстве DAF (регистрационный номер АМ8112-5) с полуприцепом-рефрижератором SCHMITZ (регистрационный номер А1462В-5) в регионе деятельности Себежской таможни, через границу Российской Федерации в деревне Долосцы Себежского района Псковской области, автодорога Опочка-Полоцк, был ввезен товар "груши свежие", код ТН ВЭД ТС 08083090, количеством 1272 картонных коробок, общим весом брутто 16850 кг, общим весом нетто 15257 кг, страной происхождения указана Польша.
Товар перевозился по товаросопроводительным документам: международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 27.11.2014 N 101050, товарно-транспортной накладной от 27.11.2014 N 3027248, фитосанитарному сертификату от 27.11.2014 N 05/11-14/2462-Р.
Согласно указанным документам отправитель товара - индивидуальный предприниматель Агородник Руслан Аликович (г. Минск, Республика Беларусь), получатель товара - товарищество с ограниченной ответственностью "Муниципальный базар" (г. Туркестан, Республика Казахстан).
Во исполнение приказа по Себежской таможне от 31.10.2014 N 1393 "О создании мобильной группы" в целях проверки надлежащего исполнения соблюдения Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 560), постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560" (далее - постановление N 778) при анализе документов и сведений, предъявленных представителем перевозчика, таможней установлено, что товар "груши свежие", код ТН ВЭД ТС 08083090, ввезенный на территорию Таможенного союза (в Российскую Федерацию), входит в перечень товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию.
Из полученного таможней 28.11.2014 объяснения водителя предприятия Загорского С.И. следует, что он загружался указанным выше товаром в г. Могилеве, присутствовал при его погрузке, тамже получил документы на данный товар. Направляется в Казахстан через Санкт-Петербург, где должен быть произведен ремонт полуприцепа-рефрижератора.
Поскольку таможня пришла к выводу о том, что на территорию Российской Федерации ввезен товар, запрещенный к ввозу, таможней 28.11.2014 в отношении ЧТУП "АннаАвтоЛайн" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10225000-1028/2014 по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В отношении предприятия 28.01.2015 таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10225000-1028/2014, а 11.03.2015 (в постановлении указан 2014 год) вынесено постановление о привлечении ЧТУП "АннаАвтоЛайн" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что по смыслу пункта 1 Указа N 560 запреты и ограничения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации.
Поскольку предприятие не относится к числу указанных лиц, следовательно, не может являться субъектом вмененного ему административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 названного Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ определена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации. Несоблюдение установленных запретов и ограничений не касается мер нетарифного регулирования. Запреты и ограничения, несоблюдение которых образует состав данного административного правонарушения, должны быть закреплены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Аналогичное определение термина "ввоз товаров" содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), согласно которому под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств-членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом.
Исходя из приведенных положений подпункта 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС и пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 311-ФЗ следует, что понятие "ввоз товаров в Российскую Федерацию" включает в себя понятие "фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 12 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством в том числе методов таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования.
Статьей 2 Закона N 164-ФЗ предусмотрено, что таможенно-тарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (пункт 17 статьи 2 Закона N 164-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 311-ФЗ в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Межгоссовета ЕвразЭС от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" с 01.01.2010 введено в действие Соглашение от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" (далее - Соглашение от 25.01.2008, утратило силу 01.01.2015).
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 25.01.2008 государствами - членами Таможенного союза исходя из национальных интересов, в том числе для обеспечения обороны и безопасности, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами.
Согласно пункту 1 статьи 8 Соглашения от 25.01.2008 внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств Сторон в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в том числе мерами, отступающими от положений статей 3 и 4 настоящего Соглашения.
В силу подпункта 8 статьи 9 Соглашения от 25.01.2008 порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли определяются отдельными соглашениями.
Государства - члены Таможенного союза могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера, в том числе запрет на ввоз товаров, если они направлены на обеспечение обороны и безопасности (статьи 6 и 8 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран 09.06.2009).
Как правильно отметил суд первой инстанции, из содержания Указа N 560 и постановления правительства N 778 следует, что они изданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами государств - членов Таможенного союза, при этом специальные экономические меры в виде запрета ввоза на территорию Российской Федерации отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из отдельных государств введены в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности и в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".
В соответствии с Указом N 560 и постановлением правительства N778 с 06.08.2014 запрещается сроком на один год ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Страна происхождения перемещаемого товара - Польша, которая является членом Европейского союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
К процедуре таможенного транзита применяются и общие положения, касающиеся декларирования товаров, установленные в главе 27 ТК ТС.
В силу статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении определенных условий, в частности если товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории.
Поэтому действительно обязанность по соблюдению запрета на ввоз в Российскую Федерацию должна выполняться лицами не только при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, но и при перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Следовательно, ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит по ее территории товаров, которые входят в утвержденный постановлением N 778 перечень, запрещен.
В рассматриваемом случае ЧТУП "АннаАвтоЛайн" (Республика Беларусь) 28.11.2014 в 05 час 15 мин на транспортном средстве DAF (регистрационный номер АМ8112-5) с полуприцепом-рефрижератором SCHMITZ (регистрационный номер А1462В-5) на территорию Российской Федерации, в регионе деятельности Себежской таможни, через границу Российской Федерации в деревне Долосцы Себежского района Псковской области, автодорога Опочка-Полоцк, ввезло товар "груши свежие", код ТН ВЭД ТС 08083090, страна происхождения - Польша, запрещенный к ввозу (транзиту) с 06.08.2014.
Вместе с тем при привлечении указанного предприятия к административной ответственности, таможней не принято во внимание следующее.
Из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ следует, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Указанные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ специальные экономические меры могут применяться как в отношении государств, так и в отношении иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства. При этом если в отношении государств эти меры могут применяться как в ответ на совершенные ими международно-противоправные деяния и недружественные действия, так и в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, то в отношении физических и юридических лиц - только на основании резолюций Совета Безопасности ООН. Это обусловлено тем, что физические и юридические лица не обладают международной правосубъектностью и их действия не могут квалифицироваться в качестве международно-противоправных деяний или недружественных действий.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ специальные экономические меры могут быть направлены на запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 281-ФЗ реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
При этом Указом N 560 также установлено, что его действие распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации и физические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.
Учитывая, что перевозчик - ЧТУП "АннаАвтоЛайн" является иностранной организацией, осуществляет доставку продовольственного товара из иностранного государства в адрес иностранной организации, находящейся за пределами Российской Федерации, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действие Указа N 560 на него не распространяется.
Аналогичные выводы нашли свое подтверждение также и в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 17.03.2016 по делу N А23-2029/2015.
При таких обстоятельствах у Себежской таможни отсутствовали правовые основания для привлечения предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ и доводы апелляционной жалобы относительно обратного толкования положения Указа N 560 не могут быть приняты.
Выводы суда, изложенные в решении от 25.01.2016, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25 января 2016 года по делу N А52-2399/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2399/2015
Истец: Частное транспортное унитарное предприятие "АннаАвтоЛайн"
Ответчик: Себежская таможня