г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А21-6515/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Штацкий Р.А. по доверенности от 17.12.2015, Коменко С.В. по доверенности от 28.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3479/2016) ООО "Балтийские морепродукты" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2015 по делу N А21-6515/2015 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Балтийские морепродукты"
к Калининградской областной таможне
о признании недействительным решения, взыскании денежных средств
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийские морепродукты" (ИНН 3913008301, ОГРН 1033910502790, место нахождения: 238340, Калининградская область, г. Светлый, ул. Рыбацкая,далее - ООО "Балтийские морепродукты", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения по результатам таможенной проверки от 21 мая 2015 года N 10012000/400/210515/Т0061, проведенной Калининградской областной таможней (ИНН 3906190003, ОГРН 1083925999992, место нахождения: 236006, г. Калининград, Гвардейский проспект, 30, далее - Таможня, таможенный орган), а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата незаконно взысканных денежных средств в размере 172 517 рублей 14 копеек.
Решением суда от 17.11.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Таможней в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения ООО "Балтийские морепродукты" критериев достаточной переработки товара "лосось атлантический (семга), потрошеный, с/г, вида SalmoSalar, мороженый" (код товаров по ТНВЭД ТС - 0303130000), помещенного под таможенную процедуру реимпорта (6078110) без уплаты таможенных пошлин, налогов с предоставлением Заключений формы ТТС.
В ходе проверки установлено, что при изготовлении товара с использованием иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, Обществом осуществлены только те операции, которые в соответствии с Перечнем операций, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 373, не отвечают критериям достаточной переработки.
Результаты камеральной таможенной проверки оформлены актом камеральной таможенной проверки от 21.05.2015 N 10012000/400/210515/А0061. В тот же день Таможней принято решение от 21.05.2015 N 10012000/400/210515/Т0061 об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру реимпорта, по причине несоблюдения условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Кроме того, по результатам проверки установлен как не имеющий юридической силы факт признания товара, задекларированного по декларации на товары (далее - ДТ) N 10226020/250912/0005298, товаром Таможенного союза.
Считая означенное решение незаконным и ссылаясь на то, что на основании этого решения таможенным органом с расчетного счета Общества в безакцептном порядке списаны денежные средства в размере 172 517 рублей 14 копеек, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения по результатам таможенной проверки N 10012000/400/210515/Т0061 от 21 мая 2015 года, а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата незаконно взысканных денежных средств в размере 172 517 рублей 14 копеек.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно Федеральному закону от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) Особая экономическая зона в Калининградской области представляет собой территорию Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности (пункт 1 статьи 2), включая таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области
По материалам дела судом установлены следующие обстоятельства. Товар "лосось атлантический (семга), потрошеный, с/г, вида SalmoSalar, мороженый" (код товаров по ТНВЭД ТС - 0303130000) перемещен через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реимпорта с особенностью перемещения "товары, изготовленные (полученные) в свободной (специальной, особой) экономической зоне с использованием исключительно иностранных товаров "6078110" без уплаты таможенных платежей.
Товар представлял собой продукт переработки товаров, ранее ввезенных в Калининградскую область и помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, и был признан товаром Таможенного союза, что удостоверено Калининградской торгово-промышленной палатой (далее - Калининградская ТПП) в Заключении о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС (далее - Заключение формы ТТС). Согласно Заключению формы ТТС от 25.09.2012 года N 2003113700 товар - лосось атлантический (сёмга), потрошеный, с/г, мороженый, признан товаром Таможенного союза. Заключение Калининградской торгово-промышленной палаты о статусе товара, произведённого в СЭЗ, формы ТТС от 25.09.2012 года N 2003113700 выдано на основании акта экспертизы от 25.09.2012 N 2505915, в котором установлен критерий достаточной переработки К0303.
По мнению Таможни, отказ ТПП РФ в аннулировании Заключений формы ТТС не устраняет нарушений таможенного законодательства в части необоснованного признания данных товаров товарами Таможенного союза и наносит ущерб экономической безопасности государств членов Таможенного союза. При этом Таможня ссылается на часть 3 статьи 15.1 Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, согласно которой, в случае, если при проведении таможенного контроля таможенным органом выявлены признаки того, что документ, подтверждающий статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, содержит недостоверные сведения и (или) выдан на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений, таможенный орган направляет мотивированное обращение в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на выдачу указанного документа о проведении дополнительной, совместной с таможенным органом проверки обоснованности выдачи такого документа. По результатам указанной проверки документ, подтверждающий статус товара, может быть аннулирован органом, уполномоченным на выдачу документа, подтверждающего статус товара.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанная позиция Таможни является ошибочной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 (далее - Соглашение) свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 13 Соглашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров.
В силу пункта 2 статьи 19 Соглашения, товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из перечисленных в данном пункте условий.
Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признается товаром таможенного союза, если в отношении товара осуществлены только те операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки, независимо от выполнения иных условий.
Таможня ссылается на указанные положения Соглашения как на основание полномочий таможенного органа для вынесения решения об отказе в предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем, данный пункт определяет материальные основания для признания товара товаром Таможенного союза, однако порядок определения статуса раскрыт в других положениях и не предусматривает право Таможни самостоятельно определять статус товара в обход установленной законом процедуры.
Согласно пункту 5 статьи 19 Соглашения определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1192 г. Торгово-промышленная палата Российской Федерации и определяемые ею территориальные торгово-промышленные палаты являются органами Российской Федерации, уполномоченными на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения опризнании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Соглашения в качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза.
Форма, порядок заполнения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром таможенного союза, а также порядок их выдачи и применения определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 (далее - Решение КТС N 437).
В случае установления, что Заключение формы ТТС содержит недостоверные сведения и (или) выдано на основании подложных, недостоверных и (или) неполных сведений, только Уполномоченный орган аннулирует такое заключение, о чем Уполномоченный орган письменно информирует заявителя и центральный таможенный орган государства - члена Евразийского экономического союза (пункт 6 Решение КТС N 437).
Таможенный орган вправе либо направить в установленных законом случаях информацию в уполномоченный орган для решения вопроса об аннулировании уполномоченным органом заключений по форме ТТС, либо самостоятельно строго в установленных законом случаях признать заключения по форме ТТС недействительными. Иными полномочиями таможенный орган не обладает.
Согласно пункту 7 Решения КТС N 437 Заключение формы ТТС может быть признано недействительным таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза в случае если:
1) в Заключении формы ТТС имеются подчистки, помарки или исправления, не заверенные в соответствии с Порядком заполнения Заключения формы ТТС, а также отсутствуют необходимые подписи и/или печати;
2) сведения о товарах, указанные в Заключении формы ТТС, не соответствуют сведениям о товарах, содержащимся в таможенной декларации на товары, поданной таможенному органу государства-члена Евразийского экономического союза при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
3) Заключение формы ТТС заполнено с нарушением Порядка заполнения Заключения формы ТТС;
4) в Заключении формы ТТС подпись лица, удостоверяющего Заключение формы ТТС, выполнена в виде факсимиле.
Как усматривается из материалов дела, наличие указанных выше обстоятельств Таможней в ходе таможенного контроля не установлено.
В силу пункта 7 статьи 19 Соглашения при отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории таможенного союза, а в иных целях -как иностранный товар.
Следовательно, как правомерно указывает заявитель, для того, чтобы товар считался иностранным, заключение формы ТТС должно:
* отсутствовать,
* быть аннулировано;
- признано недействительным.
Материалами дела подтверждено, что Заключение формы ТТС у Общества имелось, не было аннулировано уполномоченным органом и не было признано недействительным. Таким образом, Товар обоснованно признан товаром Таможенного союза и оформлен в заявленной процедуре при вывозе на остальную часть территории России.
В нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, Таможней не представлено необходимых и достаточных доказательств, обосновывающих законность принятия оспариваемого решения.
Поскольку таможенным органом не доказана правомерность решения, принятого по результатам таможенной проверки N 10012000/400/210515/Т0061 от 21 мая 2015 года, уплаченные Обществом таможенные платежи в размере 172 517 рублей 14 копеек, являются излишне уплаченными. Факт списания денежных средств в указанном размере представитель таможни в судебном заседании подтвердил.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств установлен статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона N 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Балтийские морепродукты" не обращалось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии с решением Таможни от 21.05.2015 N 10012000/400/210515/Т0061, а следовательно, в рассматриваемом случае не может быть применен избранный Обществом способ восстановления нарушенного права.
Таким образом, поскольку ООО "Балтийские морепродукты" не соблюден установленный статьей 147 Закона N 311-ФЗ порядок, заявление Общества в части обязания Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 172 517 рублей 14 копеек подлежит оставлению без рассмотрения.
С учетом изложенного, решение суда от 17.11.2015 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Таможни, принятого по результатам таможенной проверки N 10012000/400/210515/Т0061 от 21 мая 2015 года.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ допущенные Таможней нарушения прав и законных интересы ООО ""Балтийские морепродукты" подлежат устранению в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ при обращении Обществом с соответствующим заявлением.
Распределение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе производятся в соответствии с пунктом 1 и 5 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2015 по делу N А21-6515/2015 отменить.
Признать недействительным решение Калининградской областной таможни, принятое по результатам таможенной проверки N 10012000/400/210515/Т0061 от 21.05.2015.
В остальной части заявление общества с ограниченной ответственностью "Балтийские морепродукты" оставить без рассмотрения.
Взыскать с Калининградской областной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Балтийские морепродукты" 4 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Балтийские морепродукты" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе согласно платежному поручению от 10.12.2015 N 933.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6515/2015
Истец: ООО "Балтийские морепродукты"
Ответчик: Калининградская областная таможня