г. Воронеж |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А35-7459/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Ольшанской Н.А., Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Курской таможни: Чернов С.И., представитель по доверенности от 12.01.2016; Тизанова Е.Н., представитель по доверенности от 27.01.2016; Бредова Л.П., представитель по доверенности от 13.01.2016; Ивахненко И.И., представитель по доверенности от 11.01.2016;
от закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток": Чикин В.И., представитель по доверенности от 08.07.2015 N 24, выдана до 31.12.2016; Маликова И.А., представитель по доверенности от 08.07.2015 N 25, выдана до 31.12.2016; Артеменко Н.Н., представитель по доверенности от 08.07.2015 N 25, выдана до 31.12.2016; Ветров Б.В., представитель по доверенности от 26.01.2016 N 21, выдана до 31.12.2018; Завьялов Г.В., представитель по доверенности от 19.06.2013 N 25, выдана до 18.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2016 по делу N А35-7459/2015 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Санофи-Авентис Восток" (ОГРН 1045751004254, ИНН 5751028489) к Курской таможне (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434) о признании незаконными решений и требований,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Санофи-Авентис Восток" (далее - Общество, ЗАО "Санофи-Авентис Восток") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Курской таможне (далее - таможенный орган, Таможня) о признании незаконными решений о классификации товаров N N РКТ-010800015/000052, РКТ-1010800015/000053, РКТ -1010800015/000054, РКТ-1010800015/000055 РКТ-1010800015/000056, РКТ -1010800015/000057, РКТ-1010800015/000058, РКТ-1010800015/000059, РКТ -1010800015/000060, РКТ-1010800015/000061, РКТ-1010800015/000062, РКТ -1010800015/000063, РКТ 1010800015/000064, РКТ - 100800015/000065; о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 23.07.2015 N 493, от 23.07.2015 N 494, от 23.07.2015 N 495, от 23.07.2015 N 496, от 23.07.2015 N 497, от 23.07.2015 N 498, от 28.07.2015 N 507, от 28.07.2015 N 509, от 28.07.2015 N510.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.01.2016 заявленные требования ЗАО "Санофи-Авентис Восток" удовлетворены в полном объеме.
Решения Курской таможни о классификации товаров N N РКТ-010800015/000052, РКТ-1010800015/000053, РКТ -1010800015/000054, РКТ-1010800015/000055 РКТ-1010800015/000056, РКТ -1010800015/000057, РКТ-1010800015/000058, РКТ-1010800015/000059, РКТ -1010800015/000060, РКТ-1010800015/000061, РКТ-1010800015/000062, РКТ -1010800015/000063, РКТ 1010800015/000064, РКТ - 100800015/000065 признаны незаконными.
Требования об уплате таможенных платежей от 23.07.2015 N 493, от 23.07.2015 N 494, от 23.07.2015 N 495, от 23.07.2015 N 496, от 23.07.2015 N 497, от 23.07.2015 N 498, от 28.07.2015 N 507, от 28.07.2015 N 509, от 28.07.2015 N510 признаны недействительными.
С таможенного органа в пользу ЗАО "Санофи-Авентис Восток" взыскано 69000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Таможня ссылается на то, что оспариваемые решения Курской таможни были приняты в строгом соответствии с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, следовательно, являются законными и обоснованными. Таможенный орган полагает, что решения о классификации изделий, продекларированных в спорных таможенных декларациях, в товарной подсубпозиции 9018 31 100 9 ТНВЭД ЕАЭС приняты Таможней правомерно и обосновано.
Таможня указывает, что в результате проведения камеральной проверки таможенного декларирования товаров ЗАО "Санофи-Авентис Восток" было установлено, что товары поставляются в несобранном состоянии в комплектностях, позволяющих в рамках одной ДТ на основании Правила 2А Основных Правил интерпретации ТНВЭД рассматривать соотносимые по количеству комплекты поставленных компонентов шприц-ручек из полипропилена как шприц-ручки (без картриджей) в несобранном состоянии ввиду того, что комплекты обладают основными признаками готового изделия и поэтому классифицировать их в товарной подсубпозиции 9018 31 100 ТНВЭД (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты: - шприцы, с иглами или без игл: -- из пластмассы).
Также учитывая, что данные шприц-ручки в несобранном состоянии предназначены для укомплектования их картриджами с препаратом инсулина объемом 3 мл., их классификация должна производиться в товарной подсубпозиции 9018 31 100 9 ТНВЭД ЕАЭС (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты: - шприцы, с иглами или без игл: - из пластмассы: - прочие).
Также, в результате анализа, проведенного Курской таможней, с использованием ИАС "Мониторинг-Анализ" и АС "КТС" было установлено, что в ноябре 2014 года ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (г. Уфа) по ДТ N 10130030/191114/0006698 (т. 1) был продекларирован товар - шприц-ручка "Биоматикпен 2" (302400 шт.) одноразового применения в несобранном состоянии из трех комплектующих (компоненты):
- колпачок из полипропилена,
- держатель картриджа с градуированной шкалой из полипропилена,
- корпус с механизмом дозированной подачи из полипропилена.
По указанной декларации был заявлен код товара 9018 31 100 9 ТНВЭД. По данной ДТ были уплачены таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 11% от таможенной стоимости товара, НДС по ставке 18% от таможенной стоимости товара.
Курской таможней в ходе судебного разбирательства из Московской областной таможни, в регионе деятельности которой проходило таможенное декларирование товара, были получены копия ДТ N 10130030/191114/0006698, а также копии иных документов приложенных к ДТ (в том числе: акт таможенного досмотра N 10130030/191114/000057 с фотографиями ввезенного товара и техническая документация на ввезенный товар).
Из указанных документов следует, что комплектующие (компоненты) шприц-ручки "Биоматикпен 2" такие же, как и товара, ввезенного ЗАО "Санофи-Авентис Восток" и продекларированного, как механические части ручек разного наименования, которые состоят из:
- колпачка,
- модуля держателя картриджа,
- механического модуля (отвечает за установку дозировки и введение инсулина).
Конструкция шприц-ручек предусматривает использование в своем составе картриджей с лекарственным препаратом (инсулином). Полученные комплекты шприц-ручек, состоящие из держателей колпачка/картриджа и механической части (без картриджа), даже будучи не в полностью укомплектованном виде обладают основными признаками (свойствами) шприцов (шприц-ручек), а не лекарственных препаратов, как указывает в своем Объяснении декларант товара.
Как следует из экспертного заключения от 26.10.2015 N 6001 Центра "Независимая экспертиза", шприц-ручки автоматически собираются при заданных параметрах каждого наименования препарата. В первую очередь происходит сборка держателя и картриджа, а затем соединение держателя с картриджем и механической части ручки. Также, производятся дополнительные рабочие операции, такие, как герметизация и опрессовка.
Между тем, как следует из пункта VII пояснений к Правилу 2А ОПИ ТНВЭД ЕАЭС (Товары, представленные в несобранном или разобранном виде), приведенных в Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О пояснениях к Единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС", термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" предполагает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
Таким образом, по мнению таможенного органа, в данных Пояснениях приводится лишь неполное перечисление возможных способов простых сборочных операций, посредством которых производится сборка изделия без использования вышеперечисленного в качестве примера крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др. или например, клепки или сварки) путем, например, свинчивания элементов изделия, вставки в специально предназначенные для этого пазы, их защелкивания с использованием буртиков, "замков", а также герметизации и опрессовки, и т.д. и т.п., что также является простыми сборочными операциями, которые позволяют утверждать о поставке шприц-ручек в несобранном и недоукомплектованном картриджем для лекарственного препарата (инсулина) состоянии, обладающих признаками изделий медицинского назначения - шприц-ручек для подкожного введения лекарственного препарата (инсулина).
Кроме того, как отмечает Таможня, сертификация изделий медицинского назначения производится на готовое медицинское изделие, пригодное для использования по своему прямому назначению. Поэтому, сертификат соответствия требованиям безопасности на шприц-ручки в несобранном и некомплектном виде выдан быть не может. Порядок сертификации товара не относится к вопросам классификации данных товаров по ТНВЭД.
Также Таможня ссылается на то, что Арбитражным судом Курской области в нарушение норм процессуального права в качестве доказательства по делу было принято экспертное заключение от 26.10.2015 N 6001 Центра "Независимая экспертиза".
По мнению таможенного органа, экспертное заключение от 26.10.2015 N 6001 Центра "Независимая экспертиза", на которое в своем решении ссылается Арбитражный суд Курской области, является недопустимым доказательством по делу в связи с тем, что Центр "Независимая экспертиза" может проводить только судебные экспертизы.
Документов, подтверждающих право Центра "Независимая экспертиза" проводить внесудебные экспертизы, ЗАО "Санофи-Авентис Восток" в судебное заседание не предоставлено, к экспертному заключению такие документы не приложены, ссылок на них в экспертном заключении не содержится.
Кроме того, по мнению Таможни, эксперт вышел за рамки своих полномочий и сделал вывод о классификации товара, которую может осуществлять, согласно положений ст. 106 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", только таможенный орган.
Также, в ходе проведения камеральной таможенной проверки, а также в судебное заседание ЗАО "Санофи-Авентис Восток" были предоставлены регистрационные удостоверения N N ГПЧ011995/01 от 03.03.2011 (лекарственный препарат - Инсу-ман Рапид ГТ), ЛСР - 007047/09 от 07.09.2009 (лекарственный препарат - Лантус СолоСтар), ЛСР - 007048/09 от 07.09.2009 (лекарственный препарат - Апидра СолоСтар).
Как следует из технической документации на одноразовый шприц-ручку СолоСтар, она компонуется из 3-х сборных модулей:
- механический модуль,
- колпачок/модуль держателя картриджа,
- картридж (с инсулином).
В регистрационном удостоверении N TTN011995/01 от 03.03.2011 (лекарственный препарат - Инсуман Рапид ГТ) в разделе "Форма выпуска" указано -"Раствор для инъекций, 100 МЕ/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*5 (пачка картонная), упаковка "in bulk": раствор для инъекций, 100 МЕ/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*6 (пачка картонная) 10 - 100 пачек в кароб-ку".
В регистрационном удостоверении N ЛСР - 007047/09 от 07.09.2009 (лекарственный препарат - Лантус СолоСтар) в разделе "Форма выпуска" указано -"Раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*5 (пачка картонная), упаковка "in bulk": раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*60 - 600 (коробка картонная)".
В регистрационном удостоверении N ЛСР - 007048/09 от 07.09.2009 (лекарственный препарат - Апидра СолоСтар) в разделе "Форма выпуска" указано -"Раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*5 (пачка картонная), упаковка "in bulk": раствор для подкожного введения, 100 ЕД/мл (картридж/шприц-ручка СолоСтар) 3 мл*60 - 600 (коробка картонная)".
Таким образом, в указанных выше регистрационных удостоверениях, заполненных на основании сведений, представленных ЗАО "Санофи-Авентис Восток", о форме выпуска лекарственных препаратов (картридж/шприц-ручка СолоСтар), отдельно указан картридж, а отдельно шприц-ручка СолоСтар.
Как полагает таможенный орган, указанные сведения подтверждают позицию Курской таможни о том, что на основании Правила 2А ОПИ ТНВЭД соотносимые по количеству комплекты поставленных компонентов шприц-ручек (механический модуль и колпачок/модуль держателя картриджа), должны классифицироваться, как шприц-ручки (без картриджей) в несобранном состоянии, обладающие основными свойствами готового изделия.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов Таможни, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Таможни и Общества, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с июля 2012 по май 2015 гг. ЗАО "Санофи-Авентис Восток" согласно декларациям на товар N N 10111030/240712/0006770, 10111030/260712/0006879, 10111030/220812/0007714, 10111030/220812/0007715, 10111030/280912/0008751, 10108080/031212/0001154, 10108080/031212/0001166, 10108080/041212/0001186, 10108080/121212/0001525, 10108080/280515/0004974 ввозились и декларировались следующие товары:
- по ДТ N 10111030/240712/0006770 "Механические части ручек Лантус Солостар - 497664 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности.
Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар составная часть шприц-ручки солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности - 497664 штук, изготовитель Rexam Healthcare Neuenburg GMBH, Германия".
- по ДТ N 10111030/260712/0006879 "Механические части ручек Инсуман Рапид Солостар - 248832 штук; Инсуман Баз Ал Солостар - 124416 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности. Держатель колпачка/картриджа Инсуман Солостар составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности - 373248 штук, изготовитель: Medisize Kontiolahti Plant, Финляндия".
- по ДТ N 10111030/220812/0007714 "Механические части ручек Апидра Солостар - 124416 штук; Инсуман БазАл Солостар - 124416 штук; Инсуман Рапид Солостар - 124416 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности. Держатель колпачка/картриджа Инсуман Солостар - 248832; Апидра Солостар - 124416 штук: составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Medisize Kontiolahti Plant, Финляндия".
- по ДТ N 10111030/220812/0007715 "Механические части ручек Лантус Солостар - 622080 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности, изготовитель: Medisize Kontiolahti Plant, Финляндия. Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар - 373248 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Rexam Healthcare Neuenburg GMBH, Германия".
- по ДТ N 10111030/280912/0008751 "Механические части ручек Лантус Солостар - 870528 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности.
Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар - 124416 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Ypsomed AG. Швейцария".
- по ДТ N 10108080/031212/0001154 "Механические части ручек Лантус Солостар - 373248 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности.
Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар - 497664 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Ypsomed AG, Швейцария".
- По Дт N 10108080/031212/0001166 "Механические части ручек Апидра Солостар: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина, для медицинской промышленности - 124416 шт., держатель колпачка/картриджа Апидра Солостар - составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа в составной части шприц-ручек для медицинской промышленности - 124416 шт., изготовитель: Rexam, Германия".
- По ДТ N 10108080/041212/0001186 "Механические части ручек Лантус Солостар - 227520 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности.
Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар - 248832 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Ypsomed AG, Швейцария".
"Механические части ручек Инсуман Базал Солостар - 248640 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности. Держатель колпачка/картриджа Инсуман Солостар - 124416 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Medisize Kontiolahti Plant, Финляндия".
- по ДТ N 10108080/121212/0001525 товар N 1 "Механические части ручек Лантус Солостар - 124416 штук: составная часть шприц-ручки Солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности, изготовитель: Ypsomed AG, Швейцария".
Товар N 2 "Держатель колпачка/картриджа Лантус Солостар - 124416 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: rexam Healthcare Neuenburg GMBH, Германия".
Товар N 3 "Механические части ручек Инсуман Рапид Солостар - 124416 штук; Инсуман Базал Солостар - 124416 штук: составная часть шприц-ручки солостар, изготовлена из полипропилена белого или серого цвета. Данная часть отвечает за установку дозировки и введения инсулина для медицинской промышленности. Держатель колпачка/картриджа Инсуман Солостар - 124416 штук; составная часть шприц-ручки Солостар. Состоит из полипропилена белого, серого или синего цвета. Имеет конусовидную структуру, предназначен для фиксации колпачка/картриджа составной части шприц-ручек для медицинской промышленности, изготовитель: Medisize Kontiolahti Plant, Финляндия".
Товар был классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 9018 90 840 9 ТНВЭД ТС/ЕАЭС (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - инструменты и оборудование, прочие: -- прочие: --- прочие).
Таможенным органом проведена камеральная проверка таможенного декларирования товаров ЗАО "Санофи-Авентис Восток" в ходе которой было установлено, что вышеперечисленные товары поставляются в несобранном состоянии в комплектностях, позволяющих в рамках одной ДТ на основании Правила 2А Основных Правил интерпретации ТНВЭД рассматривать соотносимые по количеству комплекты поставленных компонентов шприц-ручек из полипропилена как шприц-ручки (без картриджей) в несобранном состоянии, как обладающие основными признаками готового изделия и поэтому классифицировать их в товарной подсубпозиции 9018 31 100 ТНВЭД (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты: -- шприцы, с иглами или без игл: --- из пластмассы).
Также учитывая, что данные шприц-ручки в несобранном состоянии предназначены для укомплектования их картриджами с препаратом инсулина объемом 3 мл., их классификация должна производиться в товарной подсубпозиции 9018 31 100 9 ТНВЭД ТС/ЕАЭС (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты: -- шприцы, с иглами или без игл: --- из пластмассы: ---- прочие).
В результате проведенного анализа с использованием ИАС "Мониторинг-Анализ" и АС "КТС" было установлено, что аналогичный товар в ноябре 2014 года был продекларирован ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (г. Уфа) по ДТ N 10130030/191114/0006698 (т. 1) - шприц-ручка "Биоматикпен 2" (302400 шт.) одноразового применения в несобранном состоянии из трех комплектующих (компоненты), держатель картриджа с градуированной шкалой из полипропилена, корпус с механизмом дозированной подачи из полипропилена, корпус с механизмом дозированной подачи из полипропилена. По указанной декларации был заявлен код товара 9018 31 100 9 ТНВЭД. По данной ДТ были уплачены таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 11% от таможенной стоимости товара, НДС по ставке 18% от таможенной стоимости товара.
В процессе проведения камеральной проверки Общества таможенным органом какие-либо экспертизы не учреждались и не проводились.
На основании вышеизложенного, Курской таможней были приняты решения о классификации товаров N N РКТ-1010800015/000052, РКТ-1010800015/000053, РКТ-1010800015/000054, PKT-1010800015/00Q055, РКТ-1010800015/000056, РКТ-1010800015/000057, РКТ-1010800015/000058, РКТ-1010800015/000059, РКТ-1010800015/000060, РКТ-1010800015/000061, РКТ-1010800015/000062, РКТ-1010800015/000063, РКТ-1010800015/000064, РКТ-1010800015/000065, а также выставлены требования об уплате таможенных платежей на общую сумму 12 167 410,14 рублей: от 23.07.2015 N 493 на сумму 2 158 531, 05 рублей, от 23.07.2015 N 494 на сумму 1 617 886, 07 рублей, от 23.07.2015 N 495 на сумму 1 484 156,28 рублей, от 23.07.2015 N 496 на сумму 529 785,29 рублей, от 23.07.2015 N 497 на сумму 1 606 269,43 рублей, от 23.07.2015 N 498 на сумму 1056 106,70 рублей, от 28.07.2015 N 507 на сумму 530 356, 11 рублей, от 28.07.2015 N 509 на сумму 1 604 872, 24 рубля, от 28.07.2015 N 510 на сумму 1 579 446, 97 рублей.
Считая решения и требования Курской таможни недействительным и незаконным и полагая свои права и законные интересы нарушенными ЗАО "Санофи-Авентис Восток" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
На основании пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары, в том числе указываются наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость (пункт 2 статьи 181 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В настоящее время действующая ТН ВЭД основана на обеспечении обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 и межправительственного Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 03.11.1995 (участником которых является Российская Федерация).
Гармонизированная система описания и кодирования товаров, обращающихся в мировой торговле, основана на принципе последовательности обработки товаров - от сырья, полуфабрикатов - до готовых изделий.
Указанный принцип применяется с учетом четырех признаков товаров: степени обработки, назначения, вида материала, из которого изготовлен конкретный товар, и потребительского применения конкретного товара на существующих товарных рынках.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД) ( здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорный период).
Единый таможенный тариф Таможенного союза- свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с Правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
В Правиле 2 (а) ОПИ ТН ВЭД указано, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
На территории Таможенного союза для таможенных целей применяются Пояснения к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Рекомендации от 12.03.2013 N 4), как один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения этой номенклатуры.
Как следует из материалов дела, ввезенный товар классифицирован Обществом в товарной подсубпозицию 9018 90 840 9 ТН ВЭД (приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - инструменты и оборудование, прочие: -- прочие: --- прочие).
В свою очередь, таможенный орган спорными решениями классифицировал товар по коду ТН ВЭД ТС 9018311009 "Прочие шприцы, с иглами или без игл из пластмассы".
При этом таможенный орган мотивировал спорные решения применением Основного правила интерпретации ТН ВЭД ТС (ОПИ) 2а, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 ( раздел 8.1 решений).
По мнению Таможни, поскольку держатели картриджа и механические части ручек поставляются в несобранном виде в соотносимом количестве, то указанное позволяет на основании ОПИ 2а классифицировать их в товарной подсубпозиции 9018311009.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможенным органом не доказано соблюдение необходимых условий применения правила 2а ОПИ для классификации ввезенного Обществом товара в качестве шприцов.
Согласно ОПИ 2а любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Пояснения к ТН ВЭД делят ОПИ 2а на две части и рекомендуют применять их следующим образом: (I) Первая часть Правила 2 (а) расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия; (V) Вторая часть Правила 2 (а) предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки; (VI) Данное Правило также применяется к некомплектным или незавершенным изделиям, представленным в разобранном или несобранном виде, при условии, что они рассматриваются как комплектные или завершенные производством изделия в силу действия первой части данного Правила; (VII) Согласно данному Правилу термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
Основные правила интерпретации и пояснения к ТН ВЭД выделяют следующие условия применения ОПИ 2а: (а) Товары в несобранном виде должны обладать основным свойством готового изделия; (b) Товары ввозятся в несобранном виде обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки; (c) Компоненты изделия должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции; (d) Компоненты изделия не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид; (e) Компоненты должны быть представлены в количестве, необходимом для сборки готового изделия.
Оценивая соблюдение условия (а), согласно которому товары в несобранном виде должны обладать основным свойством готового изделия, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как установлено судом, и не оспаривается таможенным органом Общество производит на предприятии в Орловской области лекарственные средства в форме выпуска пшриц-ручки:
- ЛантусRСолоСтарR, раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл пшриц-ручки одноразовые 3 мл N 5;
- АпидраRСолоСтарR, раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл шприц-ручки одноразовые 3 мл N 5;
- ИнсуманRБазал ГТ, суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл шприц-ручки одноразовые 3 мл N 5;
- ИнсуманRРапид ГТ, раствор для инъекций, 100 МЕ/мл шприц-ручки одноразовые 3 мл N 5.
В качестве основного сырья при производстве лекарственных средств используются фармацевтические субстанции: "инсулин человеческий", "инсулин глулизин", "инсулин гларгин".
Для обеспечения производственного процесса Общество ввозит в Россию и закупает фармацевтическую субстанцию, вспомогательное сырье, упаковочные материалы, компоненты лекарственного изделия - механические части ручек и держатели колпачка/ картриджа (далее также - "компоненты").
Соответственно, держатели картриджа и механические части ручек ввозятся исключительно для изготовления на производственном предприятии в Орловской области указанных выше лекарственных средств. Затем на производственных линиях из этого сырья Общество уже на протяжении пяти лет производит современные инсулины в форме шприц-ручек для российских пациентов. Данные препараты зарегистрированы в установленной форме как лекарственные средства и разрешены для применения в Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено и не опровергнуто таможенным органом, что держатель картриджа, механическая часть ручки вместе с прочими компонентами используются исключительно в производственном процессе для изготовления лекарственных средств - инсулинового раствора для подкожного введения в форме шприц-ручек ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ. В числе прочих компонентов используются инсулиновая субстанция, вспомогательные химические вещества, заготовка картриджа, плунжер, колпачки и т.д. все они подвергаются переработке с целью производства готового изделия ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманФБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ.
Указанное подтверждается письмом Sanofi Aventis Deutschland GmbH от 29.10.2015 с приложением презентации об инсулиновых шприц-ручках SoloStar, письмом ЗАО "Санофи Авентис Восток" от 01.10.2015 N RUP01130-01-15-0035, экспертным заключением от 26.10.2015 N 6001.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что готовое лекарственное средство или медицинское изделие подлежат регистрации в государственных реестрах и только после этого могут применяться на территории РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 все медицинские изделия, в том числе, медицинские шприцы подлежат регистрации Росздравнадзором.
Следовательно, если ввезенные компоненты образовывали медицинский шприц, то последний должен быть зарегистрирован Росздравнадзором в качестве медицинского шприца для инсулина. Однако, соответствующего регистрационного удостоверения Курская таможня не предоставила. Аналогичным образом медицинские шприцы подлежат подтверждению соответствия с выдачей деклараций соответствия. Такие декларации соответствия регистрируют органы по сертификации.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в орган по сертификации ООО "Орловский ЦСМ" (письмо от 12.10.2015 N RUP-01130-01-15-0038) с просьбой разъяснить - подлежит ли подтверждению соответствия комплект из держателя картриджа и механической части ручки. ООО "Орловский центр сертификации и менеджмента качества" письмом от 13.10.2015 N1-26/46 сообщил, что такой комплект не подлежит обязательному подтверждению соответствия по следующим основаниям: (а) Комплект из держателя картриджа и механической части ручки не является лекарственным средством, зарегистрированным в установленном порядке и внесенным в государственный реестр; (b) Указанный комплект нельзя рассматривать в качестве шприца медицинского многократного и однократного применения, поскольку в разобранном виде или собранном виде не может быть использован для введения инъекции.
Более того, медицинский шприц для инсулина должен соответствовать соответствующему стандарту ГОСТ ИСО 8537-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглой или без иглы для инсулина. Технические требования и методы испытаний". Однако, таможенный орган не представил доказательств того, что ввезенные товары, образующие, по мнению Курской таможни, медицинский шприц для инсулина, соответствуют указанному ГОСТ ИСО 8537-2011.
Из материалов дела следует, что таможенным органом не представлено доказательств регистрации держателя картриджа и механической часть ручки ( совместно либо в отдельности) в соответствующих реестрах.
Материалами дела подтверждается, что зарегистрированными препаратами являются лекарственные средства ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ, что следует из содержания представленных в материалы дела регистрационных удостоверений.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации готовым изделием является инсулиновый раствор для подкожного введения в форме шприц-ручек ЛантусRСолоСтарR, АпндраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ. Основным свойством готового изделия является способность одноразово самостоятельно ввести дозированный инсулиновый раствор пациенту для лечения сахарного диабета.
Держатель картриджа и механическая часть ручки в собранном виде не содержат картриджа с инсулином, прочих компонентов лекарственных средств ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИисуманRРапид ГТ и поэтому не могут обладать основным свойством готового лекарственного средства. В ином случае собранный комплект из держателя картриджа и механической части ручки подлежал бы государственной регистрации.
Таможенный орган документальных доказательств иного не предоставил, не доказав, что указанные компоненты обладают основным свойством лекарственного средства.
Довод таможенного органа, что держатель картриджа и механическая часть ручки, собранные отдельно от других компонентов, представляют собой готовое изделие - медицинский шприц, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанный вывод не нашел своего подтверждения соответствующими доказательствами и по сути является предположением таможенного органа.
Как следует из материалов дела - держатель картриджа и механическая часть ручки, собранные отдельно от других компонентов, нельзя рассматривать как медицинский шприц. Согласно Большому толковому медицинскому словарю (Большой толковый медицинский словарь. Основные термины и понятия по медицине) шприц - это инструмент, содержащий поршень внутри полого стеклянного или пластмассового цилиндра, к которому крепится полая игла или тонкая трубочка, используемый для инъекций, удаления жидкости из различных полостей тела или для промывания полостей.
Держатель картриджа и механическая часть ручки, собранные отдельно от других компонентов, не способны на введение инъекции.
Указанное следует из письменных доказательств: письма ЗАО "Санофи Авентис Восток" от 01.10.2015 N RUP01130-01-15-0035, письма Sanofi Aventis Deutscliland GmbH от 29.10.2015, экспертного заключения от 26.10.2015 N6001.
Исходя из вышеизложенного доказательств, свидетельствующих о том, что комплекты из держателя картриджа и механической части ручек являются готовым изделием, таможенным органом не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы таможенного органа относительно недопустимости представленного в материалы дела экспертного заключения( т.4л.д.84-145).
В соответствии с частями 1, 2 ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ч.1 ст.75 письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
При этом, в силу ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Правило оценки доказательств, представленных сторонами в суд, закреплены в частности в ст.71 АПК РФ, согласно которым каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.( ч.ч.4, 5 ст.71 АПК РФ).
Как следует из материалов дела в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции экспертиза в порядке ст.82 АПК РФ судом не назначалась.
Вместе с тем, оценивая законность решений таможенного органа суд в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ исследовал и дал оценку письменным доказательствам, в том числе представленному экспертному заключению, содержащему сведения о признаках декларируемого товара (степени обработки, назначения, вида материала, из которого изготовлен конкретный товар, и потребительского применения конкретного товара на существующих товарных рынках) для уяснения правомерности классификации спорного товара по указанному таможенным органом коду ТН ВЭД ТС.
Оснований полагать, что экспертное заключение, исследованное и оцененное судом первой инстанции в качестве письменного доказательства не соответствует требованиям, отраженным в ч.1.ст.64 ст.68 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом судом апелляционной инстанции также учтено, что представленное экспертное заключение в части описания спорного товара не противоречит совокупности иных доказательств, представленных в материалы дела.
Ссылки таможенного органа на то обстоятельство, что в спорном экспертном заключении в нарушении Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" произведена таможенная классификация спорного товара, судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку основаны на неверном понимании содержания заключения.
Также подлежат отклонению и иные доводы апелляционной жалобы в отношении спорного экспертного заключения, поскольку основаны на ошибочной классификации таможенным органом спорного доказательства и неверном понимании положений ст.71 АПК РФ.
Оценивая соблюдение условия (b) 2 а ОПИ в отношении спорного товара, согласно которому товары ввозятся в несобранном виде обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки, суд первой инстанции правомерно указал, что в разобранном или несобранном виде обычно ввозят крупногабаритные или сверхтяжелые грузы, которые не могут быть перевезены в собранном виде. Держатель картриджа и механическая часть ручки изготовлены из пластмассы и весят около 5 грамм. Очевидно, что товар с такими характеристиками не является крупногабаритным или сверхтяжелым и не требует разборки для упрощения его транспортировки.
Оценивая соблюдение условия (с) 2а ОПИ, согласно которому компоненты изделия должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто таможенным органом, лекарственные средства ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ изготавливаются на предприятии ЗАО "Санофи Авентис Восток" в Орловской области. Производство осуществляется на высокотехнологичных автоматических и полуавтоматических линиях. Качество, безопасность и высокая технологичность производства подтверждается лицензией Минпромторга РФ на осуществление производства лекарственных средств.
Согласно пояснениям директора по производству и службы логистики ЗАО "Санофи-Авентнс Восток" процесс производства лекарственных средств выглядит следующим образом: 1. изготовление инсулинового раствора в смесителях; 2. стерилизующая фильтрация в специально подготовленные стерильные емкости линии по приготовлению инсулиновых растворов Kates; 3. наполнение картриджей стерильным инсулиновым раствором и их укупорка на автоматической линии розлива Bausch&Stroebele в асептических условиях "Чистых помещений" с последующим оптическим контролем на автомате Brevetti; 4. подготовка держателей картриджа, установка картриджа в держатель с последующей обработкой, установка механической части с дозирующим механизмом на блок картриджа с держателем с последующей герметизацией и опрессовкой с усилием и временем воздействия строго определёнными и валидированными для каждого препарата индивидуально на линии сборки Sortimat; 5. этикеровка лекарственных изделий на автомате Krones; 6. формирование и склеивание пачек, складывание инструкций по применению в пачки на автоматической линии Dividella.
Описание производственного процесса показывает, что изготавливаются и собираются лекарственные средства, в том числе на стадии сборки картриджа, держателя и механической части ручки, на высокотехнологичном оборудовании, а не с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой. Компоненты в процессе производственного цикла подвергаются не только сборочным операциям, но и дальнейшим рабочим операциям для приведения их в завершенный вид. Указанный вывод подтверждается следующими доказательствами: письмами ЗАО "Санофи Авентис Восток" от 01.10.2015 N RUP01130-01-15-0035, Sanofi Aventis Deutschland GmbH от 29.10.2015, экспертным заключением от 26.10.2015 N6001.
Как следует из пояснений директора по производству и службы логистики ЗАО "Санофи-Авентис Восток", пояснений представителей Общества, ответов на вопросы участников дела - держатель картриджа подвергается обработке, происходит установка картриджа, герметизация и опрессовка, а также контрольно-измерительные операции. Помимо этого, на всех этапах производства осуществляется автоматический контроль подлинности и качества компонентов и полупродукта с помощью датчиков, также персонал производства и отдела контроля качества осуществляет выборочный межоперационный контроль соответствия полупродукта и продукта требованиям спецификаций. Готовый продукт контролируется в аналитической и микробиологических лабораториях отдела контроля качества.
Таким образом, компоненты лекарственных средств, в т.ч. держатель картриджа и механическая часть ручки, подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид, и изготовление изделий осуществляется на промышленном производстве. Компоненты лекарственных средств ЛантусRСолоСтарR, АпидраRСолоСтарR, ИнсуманRБазал ГТ, ИнсуманRРапид ГТ, в том числе держатель картриджа и механическая часть ручки, также подвергаются переработке в достаточной степени и имеют сертификат, подтверждающий российское происхождение товара. Указанное следует в том числе из Письма ЗАО "Санофи Авентис Восток" От 01.10.2015 N Rup01130-0l-15-0035.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что промышленное производство как сложный технологический процесс не подпадает под критерии ОПИ 2а. В настоящей ситуации ввозимые компоненты - держатель картриджа и механическая часть ручки используются исключительно в промышленном производстве.
Указанный вывод в том числе подтверждается: лицензией Минпромторга РФ на осуществление производства лекарственных средств, GMP сертификатом Европейского агентства по лекарственным средствам, письмом Минпромторга России от 24.06.2010 N ДВ-6874/13 "О целевом назначении ввозимого оборудования", письмом ЗАО "Санофи-Авентис Восток" от 02.11.2015 N RUP01130-01-15-0044.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку основаны на предположениях таможенного органа и по сути выражают несогласие с оценкой суда первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием к отмене либо изменению судебного акта суда первой инстанции.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции допущены нарушения требований ст.71 АПК РФ.
Таким образом, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что: - Держатель картриджа и механическая часть ручки не обладают основным свойством готового изделия; - Держатель картриджа и механическая часть ручки ввозятся в несобранном виде не в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки; - Держатель картриджа и механическая часть ручки и другие компоненты лекарственного средства не собираются с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой. При промышленном производстве требуются не только сборочные операции; Держатель картриджа и механическая часть ручки и другие компоненты лекарственного средства подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид; - Держатель картриджа и механическая часть ручки не обладают основным свойством готового изделия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что классификация ввезенных товаров по коду 901831.100.9 на основании ОПИ 2а не обоснована.
Довод Курской таможни в обосновании вынесенных решений, оспариваемых Обществом о том, что в результате проведенного анализа с использованием НАС "Мониторинг-Анализ" и АС "КТС" было установлено, что аналогичный товар в ноябре 2014 года был продекларирован ОАО "Фармстандарт-Уфимский витаминный завод" (г. Уфа) по ДТ N 10130030/191114/0006698 (m. 1) - шприц-ручка "Биоматикпен 2" (302400 шт.) одноразового применения в несобранном состоянии из трех комплектующих (компоненты), держатель картриджа с градуированной шкалой из полипропилена, корпус с механизмом дозированной подачи из полипропилена, корпус с механизмом дозированной подачи из полипропилена, о указанной декларации был заявлен код товара 9018 31100 9 ТНВЭД не состоятелен, в связи со следующим.
Указанный факт не имеет отношения к настоящему спору. В тоже время, утверждение о том, что указанный товар аналогичен спорным товарам опровергается Росздравнадзором Министерства здравоохранения РФ и выданным им регистрационным удостоверением на шприц-ручку БиоматикПен2. Предлагаемый Курской таможней аналог препаратам СолоСтар (т.е. БиоматикПен2) относится совершенно к другой категории товаров - к медицинским изделиям, а СолоСтар - к лекарственным средствам, что подтверждается соответствующими регистрационными удостоверениями. Спорный товар состоит из двух компонентов, а не из трех.
В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" в указанную ДТ могли быть внесены изменения в части кода ТН ВЭД.
Довод таможенного органа о том, что конструкция шприц-ручек предусматривает использование в своем составе картриджей с лекарственным препаратом (инсулином), а полученные комплекты шприц-ручек, состоящие из держателей колпачка/картриджа и механической части (без картриджа), даже будучи не в полностью укомплектованном виде обладают основными признаками (свойствами) шприцов (шприц-ручек), а не лекарственных препаратов не подтвержден документально. Курская таможня не предоставила доказательств, подтверждающих указанное утверждение, не раскрывает основные признаки (свойства) шприцов, которыми, по их субъективному мнению, обладает спорный товар.
Отсутствуют документальные доказательства того, что спорные товары в собранном виде представляют собой готовое изделие. В тоже время, согласно имеющимся в материалах дела документальным доказательствам готовым изделием в данном случае является лекарственное средство в форме шприц-ручек, для изготовления которого и поставляются спорные товары на производственное предприятие компании "Санофи".
Довод Таможни о том, что в указанных регистрационных удостоверениях, заполненных на основании сведений, представленных ЗАО "Санофи-Авентис Восток", о форме выпуска лекарственных препаратов (картридж/шприц-ручка СолоСтар), отдельно указан картридж, а отдельно шприц-ручка СолоСтар, что подтверждает позицию Курской таможни о том, что на основании Правил 2А ОПИ ТНВЭД соотносимые по количеству комплекты поставленных компонентов шприц-ручек (механический модуль и колпачок/модуль держателя картриджа, должны классифицироваться, как шприц-ручки (без картриджей) в несобранном состоянии, обладающие основными свойствами готового изделия - необоснован, в связи со следующим.
Приведенный Курской таможней довод и регистрационные удостоверения на лекарственные средства СолоСтар подтверждают, что готовым изделием является лекарственное средство как оно зарегистрировано Минздравом РФ, а отдельные составляющие его компоненты готовым изделием не являются. Из этого следует, что спорные компоненты основным свойством готового изделия не обладают.
Исходя из совокупности представленных доводов и доказательств, указанных выше норм материального права, суд пришел к выводу, что ввезенный товар является неотъемлемой частью - компонентом лекарственного изделия и не может считаться законченным изделием, не имеет самостоятельного потребительского значения в смысле товарной позиции 9018 31 100 9, определенной таможенным органом
Следовательно, учитывая свойства товара - комплектующие для производства лекарственных средств в форме шприц-ручек правомерно классифицированы Обществом в товарной позиции 9018 90 840 9 (НДС - 18 % начисляется условно, импортной пошлины нет).
Надлежащих доказательств возможности использования компонентов лекарственных изделий - держатель картриджа и механическая часть ручки в других целях таможенный орган не представил, назначение ввезенного товара не опроверг, а равно не установил наличия таких свойств товара, которые не позволяют классифицировать его в подсубпозиции 9018 90 840 9 ТН ВЭД.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости признания недействительными решений Курской таможни N N РКТ-10108000-15/000052 - РКТ-10108000-15/000065 по классификации товара в товарной подсубпозиции 9018 31 100 9 ТНВЭД ТС.
При таких обстоятельствах вынесенные на основании незаконных решений требования также правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм таможенным органом не представлено объективных доказательств законности классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 9018 31 100 9 ТНВЭД ТС и не опровергнуты доказательства Общества, имеющиеся в материалах дела.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Курской области ЗАО "Санофи-Авентис Восток" произведена уплата государственной пошлины в размере 69000 руб. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с таможенного органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 69000 руб.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2016 по делу N А35-7459/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курской таможни без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Таможни, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 27.01.2016 по делу N А35-7459/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Курской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7459/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2016 г. N Ф10-1834/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "САНОФИ-АВЕНТИС ВОСТОК", ЗАО Санофи-Авентис Восток " Юридическая фирма "Гольцблат БЛП"
Ответчик: Курская таможня
Третье лицо: ООО ТП "Рутса-Брокер"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1834/16
11.09.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1036/16
16.06.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1834/16
06.04.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1036/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-7459/15