г. Вологда |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А66-2156/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В. и Зайцевой А.Я.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Девон" Крылова А.Ю. по доверенности от 12.03.2015, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Смирновой С.О. по доверенности от 30.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девон" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2016 года по делу N А66-2156/2015 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Девон" (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д. 32, оф.4; ОГРН 1056900104689, ИНН 6901081944; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министерству) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка под строительство, выраженного в письме от 08.12.2014 N 27922-09.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены: администрация города Твери, Уполномоченный по защите предпринимателей в Тверской области, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2016 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушении норм материального и процессуального права, просит его отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- судом не принято во внимании, что у Обществ имелись объективные и независящие от него причины, препятствующие своевременной подаче документов о предоставлении земельного участка по строительство;
- причина отказа в предоставлении земельного участка, указанная в письме Министерства от 12.08.2014, не предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации и не зависела от Общества;
- суд не рассмотрел ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о предоставлении земельного участка в аренду.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, заявил ходатайство о признании причин пропуска срока уважительными и восстановлении срока.
Министерство в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Третьи лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Администрация города Твери направила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя. Дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 15.07.2010 оформлен акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства многоуровневой стоянки по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе г. Твери, оформлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. 80 - 82, 84 - 100).
Постановлением администрации города Твери от 24.02.2011 N 241 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Пролетарском районе, кадастровый квартал 69:40:0300339 (т. 1, л. 78).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 13.07.2011 N 1243 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвержден акта о выборе земельного участка на основании представленных Обществом документов, а именно согласовано место размещения многоуровневой автостоянки по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе г. Твери на земельном участке площадью 42382 кв.м, в кадастровом квартале 69:40:0300339 (т. 1, л. 83).
На кадастровый учет 01.09.2011 поставлен земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300339:1083, общей площадью 42 382 кв.м по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе города Твери, ему присвоен статус временного (т. 1, л. 101 - 103).
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300339:1083 аннулирован 26.09.2013.
Общество 11.07.2014 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду под строительство многоуровневой стоянки на 7 лет земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300339:1083, общей площадью 42 382 кв.м по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе города Твери (т. 1, л. 75).
Министерство письмом от 12.08.2014 N 14835-09 отказало Обществу в принятии решения об образовании земельного участка и предоставлении его в аренду по причине того, что согласно сведений ГКН земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300339:1083 имеет статус аннулированного и не может служить предметом договора (т. 1, л. 74)
После получения Обществом письма Министерства от 12.08.2014 N 14835-09, на кадастровый учет (по заявлению истца) 19.08.2014 поставлен земельный участок общей площадью 42 382 кв.м по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе города Твери, ему присвоен статус временного и кадастровый номер 69:40:0300339:1408 (т. 1, л. 104 - 106).
Общество 27.08.2014 обратилось в Министерство с письмом о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300339:1408 (т. 1, л.91 - 92).
Обществом 07.10.2014 представлены в Министерство дополнительные документы.
Министерство письмом от 08.12.2014 N 27922-09 отказало Обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300339:1408 по причине истечения 13.07.2014 срока действия распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 13.07.2011 N 1243, а также в связи с несоответствиями в документах (т. 1, л. 58 - 59).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В период возникновения спорных отношений (2014 год) порядок предоставления земельных участков под строительство был урегулирован, в частности, статьями 28 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьей 29 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка в силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Завершается первый этап процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, принятием уполномоченным органом исполнительной власти или местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ), и действует в течение трех лет.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01.10.2015 по делу N А66-9888/2015 Обществу отказано о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 42 382 кв.м по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе города Твери под строительство многоуровневой стоянки, выраженного в письме от 12.08.2014 N 14835-09.
В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 13.07.2011 N 1243 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утвержден акта о выборе земельного участка ООО "Девон" на основании представленных Обществом документов, а именно согласовано место размещения многоуровневой автостоянки по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе г. Твери на земельном участке площадью 42382 кв.м, в кадастровом квартале 69:40:0300339.
Срок действия распоряжения установлен 3 года с момента его подписания. В указанный срок Общество должно выполнить необходимую проектную документацию, обеспечить установление границ земельного участка и его кадастровый учет.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.09.2011 с присвоением ему кадастрового номера 69:40:0300339:1083 как временный.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения до утраты ими в установленном этим же Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Сведения о земельном участке 69:40:0300339:1083 были аннулированы 26.09.2013 из государственного кадастра недвижимости в связи с истечением двух лет со дня его постановки на учет, так как государственная регистрация права на него не была осуществлена.
Фактически на момент обращения Общества в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду под строительство 11.07.2014 и на 12.08.2014, дату оформления Министерством отказа, земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300339:1083, не существовало как объекта прав.
Согласно с части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Общество, получив отказ, повторно 27.08.2014 обратилось с аналогичным заявлением в Министерство, после постановки испрашиваемого участка на кадастровый учет и присвоением ему нового кадастрового номера 69:40:0300339:1408, также Обществом представлены в Министерство дополнительные документы 07.10.2014 (т. 1, л. 131).
Министерство письмом от 08.12.2014 отказало Обществу в предоставлении в аренду земельного участка, сославшись на истечение срока предварительного согласования места размещения объекта.
В силу требований пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Согласно пункту 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество с заявлением о предоставлении участка обратилось после истечения трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, Обществом указанный факт также не оспаривался.
Довод Общества о том, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о восстановлении срока для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, отклоняется как противоречащий обстоятельствам дела.
В обжалуемом решение суд указал, что материалами дела подтверждается, что постановлением от 13.07.2011 N 1210, на Общество возложена обязанность выполнить проектную документацию, установить границы участка и поставить его на кадастровый учет.
Земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300339:1083 поставлен 01.09.2011 на кадастровый учет, общей площадью 42 382 кв.м по Волоколамскому шоссе в Пролетарском районе города Твери, ему присвоен статус временного (т. 1, л. 101 - 103). Следовательно, у Общества имелась возможность своевременно обратиться в Министерство с соответствующим заявлением, что сделано не было.
В связи с этим судом отклонен довод Общества о наличии объективных и не зависящих от него причин, препятствовавших своевременной подаче документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Тот факт, что по ходатайству Общества суд не вынес протокольного определения, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
По существу ходатайство Общества о восстановлении срока на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка, отклонено судом первой инстанции. В связи с этим суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 АПК РФ отказал в удовлетворении аналогичного ходатайства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
При подаче апелляционной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. (чек-ордер от 12.02.2016).
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2016 года по делу N А66-2156/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девон" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Девон" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 12.02.2016 в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2156/2015
Истец: Для ООО "юридическое агенство "Де-Факто", ООО "Девон", ООО "Девон" Для ООО "Юридическое агентство "ДЕ-ФАКТО"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Третье лицо: Администрация города Твери, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области