г. Томск |
|
6 апреля 2016 г. |
Дело N А27-17472/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 апреля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Павловой Ю.И.,
судей: Афанасьевой Е.В., Ждановой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Винник А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (апелляционное производство N 07АП-1929/2016) на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 5 февраля 2016 года о процессуальном правопреемстве по делу N А27- 17472/2014 (судья Андуганова О.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Медицинская практика" (ОГРН 1074223005922, ИНН 423047320), г. Прокопьевск
к обществу с ограниченной ответственностью Центр медицинского страхования "ЗДРАВО", г. Новокузнецк (ОГРН 1042201923720, ИНН 2221065472)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446), г. Кемерово
о взыскании долга,
с участием в судебном заседании:
от третьего лица: Кудрицкой Н.В. по доверенности N 15 от 10.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинская практика" (далее по тексту - общество "Медицинская практика") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр медицинского страхования "Здраво" (далее - общество "ЦМС "Здраво") о взыскании 10 868 рублей долга по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - ТФОМС).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены, с общества "ЦМС "Здраво" в пользу общества "Медицинская практика" взыскано 10 868 рублей долга, 2 000 рублей в возмещение расходов по государственной пошлины по иску, всего 12 868 рублей.
В декабре 2015 года общество "Медицинская практика" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о процессуальном правопреемстве на стороне ответчика, которым просило заменить по делу общество с ограниченной ответственностью "ЦМС "Здраво" на его правопреемника - ТФОМС.
Заявление обосновано тем, что договорные отношения между обществом "ЦМС "Здраво" и ТФОМС по финансовому обеспечению обязательного медицинского страхования фактически по своей природе являются отношениями, вытекающими из договора комиссии. Поскольку комиссионер (страховая медицинская организация) признан несостоятельным (банкротом), то в силу требований статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации требование медицинской организации о взыскании платы за медицинские услуги перешло к комитенту (ТФОМС).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.02.2016 заявление о процессуальной замене удовлетворено, произведена замена ответчика (должника) по делу.
ТФОМС не согласился с определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, правопреемство между ТФОМС и обществом "ЦМС "Здраво" невозможно, поскольку ни Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), ни договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования не предусмотрен переход прав и обязанностей страховой медицинской организации к территориальному фонду в случае банкротства страховой медицинской организации. К сложившимся правоотношениям сторон невозможно применение по аналогии положений главы 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (различная правовая природа договоров). Кроме того, заявитель указывает, что общество "Медицинская практика" не реализовало свое право, предусмотренное Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и не обратилось в конкурсному управляющему общества "ЦМС "Здраво" с требованием о включении в реестр требований кредиторов.
Истец и общество "ЦМС "Здраво", извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный апелляционный суд посчитал возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя третьего лица, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Кемеровской области от 05.02.2016, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ршением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2015 по делу А27- 14283/2015 общество "ЦМС "Здраво" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Полагая, что с даты вынесения решения суда о банкротстве общества "ЦМС "Здраво" требование общества "Медицинская практика" о взыскании платы за медицинские услуги перешло к ТФОМС, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Возникшие между ТФОМС, обществом "ЦМС "Здраво" и обществом "Медицинская практика" на основании типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования правоотношения регулируются как Законом об ОМС, так и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об отдельных видах договоров.
Закон об ОМС направлен на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и регулирует правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе, определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей (статьи 1, 3).
По смыслу статей 3, 10 - 13 Закона об ОМС страхователь (любые лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) и страховщик (Федеральный или Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) осуществляют страховую защиту физического лица (застрахованное лицо) при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия) путем оказания медицинской помощи. Оплата услуг по оказанию медицинской помощи производится страховщиком посредством страховых медицинских организаций, которые, осуществляя отдельные полномочия страховщика в соответствии с Законом об ОМС и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией, получают из фонда целевые денежные средства и оплачивают оказанные гражданам медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования.
Так, статьей 37 Закона об ОМС предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно статье 38 Закона об ОМС по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Данный договор является типовым и в силу указанной нормы права должен содержать ряд обязательных условий, в том числе положений об обязанности страховой медицинской организации заключить с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; об осуществлении страховой медицинской организацией контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций и предоставлении отчета о результатах такого контроля; о правах медицинской страховой организации на получение вознаграждения за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; об обязанности территориального фонда предоставить страховой медицинской организации по поступившей от нее заявке целевые средства в пределах объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов, в порядке и на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом; предоставить страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, в пределах установленного норматива, и средства, являющиеся вознаграждением за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
То есть законодатель предписывает включение в договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования условий, схожих по своему содержанию с правоотношениями регулируемыми нормами главы 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание отсутствие в Законе об ОМС положений, регулирующих порядок оплаты услуг медицинских организаций в случаях банкротства страховой медицинской организации, а также положений, исключающих применение норм Гражданского кодекса Российской Федерации к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Пунктами 16, 17 статьи 38 Закона об ОМС предусмотрено, что при приостановлении или прекращении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования считается расторгнутым с момента приостановления действия лицензии либо ее отзыва. При этом после прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и на период до выбора в течение двух месяцев застрахованными лицами другой страховой медицинской организации и заключения с ней договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования территориальный фонд осуществляет обязанности и права, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, то есть права и обязанности, установленные законом для страховой медицинской организации.
Однако из указанной нормы права не следует, что данный порядок распространяется на правоотношения, возникшие между медицинской организацией и страховой медицинской организацией до отзыва у последней лицензии.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по своей правовой направленности и квалификации договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования возможно отнести к договору комиссии и применить к сложившимся правоотношениям сторон на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации положения главы 51 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре комиссии, сторонами которого являются ТФОМС (комитент), общество "ЦМС "Здраво" (комиссионер), общество "Медицинская практика" (третье лицо).
Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Из содержания части 2 статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2002 N 68 "О практике применения части второй статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации" переход к комитенту прав и обязанностей комиссионера по сделкам с третьими лицами происходит в силу прямого указания закона и не требует заключения специального соглашения между комиссионером и комитентом, а также согласия комиссионера, комитента и третьих лиц.
Моментом перехода прав и обязанностей от комиссионера к комитенту признается дата принятия решения арбитражного суда о признании комиссионера банкротом и об открытии конкурсного производства.
Как указано выше решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2015 по делу А27-14283/2015 общество "ЦМС "Здраво" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
С учетом изложенного после объявления страховой медицинской организации (комиссионера) банкротом права и обязанности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (требование учреждения здравоохранения о взыскании платы за медицинские услуги) в силу прямого указания закона перешли к ТФОМС (комитенту).
При таких обстоятельствах, установив факт правопреемства в материальном правоотношении, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о процессуальной замене общества "ЦМС "Здраво" на ТФОМС в соответствии с требованиями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы об иной правовой природе договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между ТФОМС и обществом "ЦМС "Здраво", судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на ошибочном толковании заявителем приведенных выше положений действующего законодательства.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения определения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кемеровской области от 5 февраля 2016 года о процессуальном правопреемстве по делу N А27-17472/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
Е.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17472/2014
Истец: ООО "Медицинская практика"
Ответчик: ООО Центр медицинского страхования "ЗДРАВО"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области