Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2016 г. N Ф05-6607/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
08 апреля 2016 г. |
Дело N А40-225233/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-225233/15 судьи Нариманидзе Н.А. (148-1311)
по заявлению Министерства энергетики Российской Федерации
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора
о признании незаконными пунктов 1 и 6 предписания,
при участии:
от заявителя: |
Семейкин А.Ю. по дов. от 27.04.2015, Лавриненко Д.Ю. по дов. от 09.09.2014; |
от ответчика: |
Жаворонкова Т.А. по дов. от 25.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2016 удовлетворено заявление Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) о признании незаконным пункта 6 предписания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) от 02.11.2015 N АС-14-23/6865.
В части требований о признании незаконным пункта 1 предписания Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 02.11.2015 N АС-14-23/6865 в удовлетворении заявления было отказано.
Минэнерго России не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что решение в части отказа в удовлетворении требований о признании пункта 1 предписания незаконным и его отмене неправомерно и вынесено в результате неполного исследования материалов дела и обстоятельств, имеющих существенное значение.
Просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований Минэнерго России о признании пункта 1 предписания незаконным и его отмене отменить, признать незаконным и отменить пункт 1 предписания.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Минэнерго России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росфиннадзора в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 15.07.2015 N 282, от 20.07.2015 N 285 Росфиннадзором с 15.07.2015 по 20.08.2015 проведена плановая выездная проверка правомерности использования Минэнерго России средств субсидий из федерального бюджета, выделенных в 2013-2014 годах на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В ходе проверки Росфиннадзором установлены нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В том числе, Росфиннадзор посчитал нарушением заключение Минэнерго России в 2014 году дополнительного соглашения с Московской областью и перечисление остатка не использованной в 2013 году субсидии из федерального бюджета на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации.
Как указывает Росфиннадзор, действия Минэнерго России не соответствуют п.п. 1, 3, 6 Правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2011 N 746 (далее - Правила).
По результатам проверки выдано предписание от 02.11.2015 N АС-14-23/6865, в соответствии с которым Минэнерго России обязано, в том числе, в срок до 10.11.2015 принять меры к возврату в доход федерального бюджета Московской областью средств федерального бюджета, использованных на цели, не предусмотренные условиями их получения, в сумме 100 381,98 тыс. рублей (п.1 предписания).
Отказывая в удовлетворении заявленных Минэнерго России требований в этой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Министерством допущено неправомерное расходование субсидии.
При этом, суд правомерно указал на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р утверждена государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", ответственным исполнителем которой является Минэнерго России.
В 2013 году Программа признана утратившей силу в связи с принятием государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (распоряжение Правительства Российской Федерации 03.04.2013 N 512-р).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" признана утратившей силу и утверждена новая государственной программа "Энергоэффективность и развитие энергетики".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 746 утверждены правила, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п.1 Правил субсидия может предоставляться как на реализацию всех мероприятий программы, так и на реализацию отдельных мероприятий этой программы на основании заявки соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству энергетики Российской Федерации на цель, указанную в пункте 1 Правил.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с распределением субсидий, утвержденным Правительством Российской Федерации, и соглашением о предоставлении субсидии, заключенным Министерством энергетики Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной указанным Министерством (пункт 3 Правил).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 1223-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общей сумме 5 678 000 тыс. рублей.
Согласно п.6 Правил Соглашение заключается по результатам отбора субъектов Российской Федерации и утверждения распределения субсидий. Проект формы соглашения рассматривается на заседании межведомственного координационного совета по реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики".
С изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 479, пунктом 6 Правил определялось, что Соглашение заключается по результатам отбора субъектов Российской Федерации и утверждения распределения субсидий. Проект формы соглашения рассматривается на заседании Межведомственного координационного совета.
Форма Соглашения утверждена приказом Минэнерго России от 24.10.2011 N 477. Условия предоставления субсидии определены п.4 Правил. Пунктом 5 Правил определены условия и положения, которое должно содержать в себе соглашение.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что в 2013 году между Минэнерго России и Правительством Московской области заключено соглашение от 19.11.2013 N 13/1403.0923400.521/15/221 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на сумму 1 114 618,7 тыс. рублей (из них: 307 400,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 807 218 тыс. рублей - средства областного бюджета).
Соглашение содержит мероприятия:
1. Предоставление субсидий организациям Московской области для компенсации процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, лизинговых платежей по договорам приобретения пассажирского и коммунального автотранспорта, использующего в качестве моторного топлива компримированный природных газ или сжиженный углеводородный газ;
2. Предоставление субсидий организациям Московской области на строительство объектов, предназначенных для приёма, хранения, выдачи, заправки (реализации) компримированного природного газа, а также сервисных центров, пунктов установки и освидетельствования газобаллонного оборудования;
3. Предоставление субсидий организациям Московской области на возмещение части затрат для проектирования и проведения проектно-изыскательских работ по подбору участков для размещения автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Минэнерго России субсидия из федерального бюджета перечислена Московской области в полном объеме.
В связи с тем, что в 2013 году Московской областью субсидия из федерального бюджета не освоена, 20.01.2014 неиспользованная субсидия была возвращена в Минэнерго России.
С порядке п.47 Правил Московская область обратилась в Минэнерго России с письмом от 04.02.2014 N исх-331/25-07, в котором просила направить в бюджет Московской области возвращённый неиспользованный остаток субсидии в размере 248 993 487,91 руб. на мероприятия, не предусмотренные действующим Соглашением, путём подписания дополнительного соглашения.
Между Минэнерго России и Правительством Московской области было заключено дополнительное соглашение от 11.08.2014 N 1 на перечисление остатка неиспользованной в 2013 году субсидии из федерального бюджета на сумму 249 394,188 тыс. рублей (81,13% от суммы средств субсидии федерального бюджета в 2013 году), на выполнение следующих мероприятий:
1. Замена трубопроводов внутренних систем тепло- и водоснабжения с применением современных технологичных материалов и оборудования с установкой регулирующей аппаратуры для балансировки потоков теплоносителя и воды по секциям, стоякам, этажам, в том числе перевод открытых систем теплоснабжения на закрытые;
2. Установка энергоэффективного светового оборудования для внутридомового, уличного и дворового освещения;
3. Установка автоматизированных приборов учёта тепловой энергии в организациях, осуществляющих деятельность на территории Московской области, в том числе создание автоматизированной системы учёта энергетических ресурсов, потребляемых государственными учреждениями Московской области.
В соответствии с отчетом о расходах субсидии (остаток неиспользованной субсидии 2013 года) в 2014 году за счет средств субсидии из федерального бюджета профинансировано в сумме 100 381,976 тыс. рублей (40,25% средств от суммы по дополнительному соглашению) на реализацию мероприятий региональной программы, которые не участвовали в отборе и принятии решения Министерством при распределении субсидии федерального бюджета в 2013 году.
Исходя из этого, суд первой инстанции правильно согласился с выводами Росфиннадзора о том, что Минэнерго России допущено неправомерное расходование субсидии за счет средств федерального бюджета в 2014 году в сумме 100 381,976 тыс. рублей на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации (Московская область).
Оценивая доводы Минэнерго России о том, что Правила не содержат запретов на внесение изменений (корректировок) мероприятий предусмотренных в соглашении, суд обоснованно обратил внимание на то, что в оспариваемом предписании Росфиннадзор не оспаривает возможность внесения изменений в Соглашения, а лишь указывает на неправомерное расходование средств федерального бюджета на мероприятия, финансирование которых предусмотрено за счёт средств областного бюджета и внебюджетных фондов, но не за счёт средств федерального бюджета.
В связи с этим, не могут быть признаны состоятельными ссылки Минэнерго России на письмо Минфина России, в котором рассматривается вопрос о критериях признания неэффективным расходования бюджетных средств.
В настоящем случае Росфиннадзор в п.1 оспариваемого предписания только констатировал факт расходования субсидии за счет средств федерального бюджета на мероприятия, не соответствующие ранее заявленным мероприятиям региональной программы субъекта Российской Федерации, а также указал на то, что данные действия Минэнерго России не соответствуют п.п. 1, 3, 6 Правил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение; применил нормы материального права, подлежащие применению; не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2016 по делу N А40-225233/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-225233/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2016 г. N Ф05-6607/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство энергетики Российской Федерации
Ответчик: Росфиннадзор, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА