г.Самара |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А65-26709/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
индивидуальный предприниматель Фомина Т.Н. - не явилась, извещена,
от государственного учреждения - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2016 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фоминой Татьяны Николаевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2016 года по делу N А65-26709/2015 (судья Андриянова Л.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Фоминой Татьяны Николаевны (ОГРН 309169032700052, ИНН 166000750830), Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Сапуголи, к государственному учреждению - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530), Республика Татарстан, г.Казань, государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан (ОГРН 1021607353811, ИНН 1624006830), Республика Татарстан, г.Лаишево, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1350640001323 от 03 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Фомина Татьяна Николаевна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Фомина Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик 2) об отзыве требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1350640001323 от 03 сентября 2015 года.
Определением суда от 10 декабря 2015 года в порядке ст.51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан (далее - ответчик).
Определением суда от 10 декабря 2015 года в порядке статей 47, 51 АПК РФ в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан, с исключением его из числа третьих лиц, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял отказ заявителя от требований к ответчику 2, поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права каких-либо третьих лиц, заявление подписано уполномоченным на отказ от иска доверенностью представителем истца.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1350640001323 от 03 сентября 2015 года. Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст.49 АПК РФ (л.д.53).
Решением Арбитражного суда отказ от заявленного требования к государственному учреждению - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан принят. Производство по делу в части требования заявленного к государственному учреждению - отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан прекращено. В удовлетворении заявления к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку в данном случае, по мнению предпринимателя, доходы для исчисления суммы страховых взносов в ПФР должны были определяться, исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов согласно п.1 ст.346.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20 марта 2015 года заявителем в Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемую в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год (л.д.8-12). Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан направила в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов ответчика за 2014 год.
Согласно представленной налоговой декларации сумма полученных доходов за налоговый период 2014 года составила 3 949 300 руб.
Управлением Пенсионного Фонда в Лаишевском районе Республики Татарстан 03 сентября 2015 года выставлено требование N 1350640001323 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год в сумме 38 048 руб. 51 коп. (со сроком уплаты до 21 сентября 2015 года).
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в ПФР. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации,индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и 6 штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой установлен ст.18, 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как следует из представленных доказательств, в установленный законом срок после выявления недоимки в адрес заявителя выставлено требование по форме 5-ПФР, утвержденной приказом Минтруда Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 698н.
Из содержания оспариваемого требования следует, что оно содержит все предусмотренные законом сведения. Наличие в требовании сведений о регистрационном номере страхователя (019035002107) позволяет определить основание начисления страховых взносов (фиксированный платеж, уплачиваемый страхователем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Определенные в требовании суммы недоимок разнесены по назначениям платежей (страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховые взносы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Также в требовании отражена дата, по состоянию на которую установлена указанная в требовании задолженность по страховым взносам и пеням (31 июля 2015 года).
Согласно ст.25 Федерального закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Расчет пени является законным и обоснованным, проверен арбитражным судом, и не опровергнут заявителем.
Таким образом, оспариваемое требование соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1350640001323 от 03 сентября 2015 года незаконным, в удовлетворении требований заявителя отказал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что доходы для исчисления суммы страховых взносов в ПФР должны были определяться, исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов согласно п.1 ст.346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняются. Приведенные заявителем нормы налогового права применяются для исчисления налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку указанная норма определяет налоговую базу для данного налога. При этом пункты 1.2 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ не содержат ссылки на п.1 ст.346.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из буквального толкования понятия "доходы", которое раскрыто в 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление ПФР правильно определило размер подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 03 февраля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ИП Фоминой Т.Н. из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01 марта 2016 года N 10 государственную пошлину в размере 1350 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2016 года по делу N А65-26709/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Фоминой Татьяне Николаевне из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01 марта 2016 года N 10 государственную пошлину в размере 1350 (Одна тысяча триста пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26709/2015
Истец: ИП Фомина Татьяна Николаевна, Лаишевский район, с. Сапуголи
Ответчик: ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Лаишевском районе РТ
Третье лицо: ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Лаишевском районе РТ, Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ