г. Челябинск |
|
11 апреля 2016 г. |
Дело N А76-27079/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиганд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2016 по делу N А76-27079/2014 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лиганд" Черенков Д.А. (доверенность от 01.04.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Лиганд" (далее - ООО "Лиганд", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска и к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Администрация, Комитет, заинтересованные лица), в котором потребовало:
- признать незаконным отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении в аренду земельного участка для проектирования и строительства универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром, изложенный в письме от 24.10.2014 N 10-9950/14-0-1;
- возложить на Комитет обязанность издать распоряжение о формировании земельного участка площадью 11,5737 га для размещения универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром по Западному шоссе в Центральном районе города Челябинска, в границах, в которых был поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501012:22;
- возложить на Комитет обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда предоставить ООО "Лиганд" земельный участок площадью 11,5737 га для размещения универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром по Западному шоссе в Центральном районе города Челябинска, в границах, в которых был поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501012:22 (т. 1, л.д. 3-4).
Определением от 03.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры, третье лицо) (т. 1, л.д. 50-52).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2015 (резолютивная часть объявлена 28.01.2015) требования ООО "Лиганд" удовлетворены. Суд признал недействительным решение Администрации, изложенное в письме от 24.10.2014 N 10-9950/14-0-1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка". Суд возложил на Администрацию и Комитет обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством принятия с соблюдением требований, предусмотренных статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о формировании земельного участка площадью 115 737 кв.м., по адресу: Челябинская область, город Челябинск, по Западному шоссе в Центральном районе - для размещения универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром в границах ранее поставленного на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22, с последующим предоставлением в аренду (т. 1, л.д. 102-110).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения (т. 1, л.д. 146-152).
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2015 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменены, дело N А76-27079/2014 направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (т. 2, л.д. 52-62).
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2016 (резолютивная часть объявлена 02.02.2016) в удовлетворении требований заявителя отказано (т. 3, л.д. 124-134).
В апелляционной жалобе ООО "Лиганд" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что факт наличия на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих ООО "Лиганд", не может являться препятствием для предоставления земельного участка в аренду для целей строительства, поскольку возникающие в результате заключения договора арендные правоотношения не будут нарушать права третьих лиц, а имеющиеся в собственности ООО "Лиганд" объекты недвижимого имущества могут и будут использоваться в целях строительства универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с торгово-выставочным комплексом, а также для его дальнейшей эксплуатации. Оформление Стерлиговым К.Е. в октябре 2013 года права собственности на автодорогу и газопровод не лишает акт выбора земельного участка N 002979-05-2008 юридической силы. Кроме того, судом не учтено, что впоследствии указанные объекты были приобретены обществом ООО "Лиганд" в собственность.
Суд первой инстанции не учёл, что орган местного самоуправления длительный период времени, допуская незаконное бездействие либо вынося неправомерные решения, препятствовал в предоставлении обществу "Лиганд" испрашиваемого земельного участка, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А76-22214/2011, А76-16086/2012 и А76-24041/2012, что в результате привело к снятию земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22 с государственного кадастрового учёта.
Суд первой инстанции применил статьи 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, которые введены в действие с 01.03.2015, тогда как за защитой своих прав ООО "Лиганд" обратилось в арбитражный суд до внесения изменений в земельное законодательство.
Полагает, что вопреки указанию арбитражного суда кассационной инстанции арбитражный суд первой инстанции не исследовал наличие (отсутствие) возможности восстановления в государственном кадастре недвижимости земельного участка площадью 115 737 кв.м., в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду болезни судьи Ермолаевой Л.П. определением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 произведена замена председательствующего судьи Ермолаевой Л.П. председательствующим судьей Богдановской Г.Н.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), Администрация, Комитет и Управление архитектуры явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя ООО "Лиганд" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела и вступивших в законную силу преюдициальных судебных актов по делам N N А76-22214/2011, А76-16086/2012, А76-24041/2012 (размещены в открытом доступе на официальном сайте арбитражных судов в сети Интернет "kad.arbitr.ru") усматриваются следующие фактические обстоятельства.
22 июля 2008 года по результатам рассмотрения заявления общества "Лиганд" первым заместителем главы города Челябинска С.В. Давыдовым издано распоряжение N 2678-д (т. 1, л.д. 7). В соответствии с данным ненормативным правовым актом утверждён акт выбора земельного участка N 002979-05-2008 (т. 1, л.д. 14-17) и предварительно согласовано место размещения универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром по Западному шоссе в Центральном районе г. Челябинска, без проведения торгов.
В августе 2008 года Управление архитектуры подготовило и утвердило архитектурно-планировочное задание на разработку проекта универсального спортивно-рекреационного и развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром по Западному шоссе в Центральном районе города Челябинска. Пунктом 4 документа предусмотрена необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Челябинска.
В соответствии с распоряжением Администрации от 22.10.2008 N 4447-д принято решение о разработке документации по планировке территории береговой полосы Шершневского водохранилища по Западному шоссе на земельном участке из земель населённых пунктов (природная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры, зона сельскохозяйственного использования) площадью 50,8523 га в Центральном районе г. Челябинска.
18 мая 2009 года во исполнение распоряжения от 22.10.2008 N 4447-д ООО "Лиганд" подписало с Управлением архитектуры и ПК "Головной проектный институт Челябинскгражданпроект" договор N 157-09 на проектировку планировки территории с межеванием береговой полосы Шершневского водохранилища по Западному шоссе в Центральном районе города Челябинска.
03 мая 2011 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0501012:22. Общая площадь 115 737 * 119 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешённого использования "для размещения универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром". Местоположение земельного участка: Челябинская область, город Челябинск, по Западному шоссе в Центральном районе (кадастровый паспорт от 06.05.2011 N 7436/204/11-5124 - т. 1, л.д. 11-13; т. 3, л.д. 34-36, 53-55).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-22214/2011 частично удовлетворены требования ООО "Лиганд" к Администрации. Суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не рассмотрении в установленном законом порядке заявлений ООО "Лиганд" от 13.05.2011 N 38, от 20.10.2011 N 43 (исходящие реквизиты) о предоставлении земельного участка в аренду. На Администрацию возложена обязанность в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявления общества "Лиганд" по существу. В удовлетворении остальной части требований отказано. Решение оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 N 18АП-3288/2012.
28 июня 2012 года главой администрации г. Челябинска С.В. Давыдовым издано распоряжение N 3541, которым отменено распоряжение от 22.07.2008 N 2678-д об утверждении акта выбора земельного участка (т. 1, л.д. 8).
В письме от 29.06.2012 N 10-6781/11-0-1 Администрация отказала в удовлетворении заявления ООО "Лиганд" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.03.2013 по делу N А76-24041/2012 удовлетворено заявление ООО "Лиганд" к Администрации. Суд признал недействительным распоряжение от 28.06.2012 N 3541 "Об отмене распоряжения от 22.07.2008 N 2678-д". Решение арбитражного суда оставлено без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 NN 18АП-4719/2013, 18АП-5096/2013 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2013 N Ф09-8690/13.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.09.2013 по делу N А76-16086/2012 удовлетворено заявление ООО "Лиганд" к Администрации. Суд признал недействительным выраженный в письме от 29.06.2012 N 10-6781/11-0-1 отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22.
15 августа 2014 года Стерлигов К.Е. обратился в Комитет с заявлением, в котором просил подготовить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Испрашиваемый земельный участок расположен в 400 метрах западнее Шершневского водохранилища, восточнее СНТ "Петушок". Земельный участок необходим для эксплуатации объектов недвижимости (двух сооружений), принадлежащих Стерлигову К.Е. на праве собственности (т. 1, л.д. 89).
01 сентября 2014 года между Стерлиговым К.Е. (продавец) и обществом "Лиганд" (покупатель) подписан договор купли-продажи недвижимого имущества. В рамках данного договора ООО "Лиганд" приобрело в собственность сооружения с кадастровыми номерами 74:36:0000000:48637 и 74:19:0000000:3279 (т. 1, л.д. 77-80). Недвижимое имущество передано обществу по передаточному акту (т. 1. л.д. 81).
17 сентября 2014 года на основании договора купли-продажи от 01.09.2014 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены регистрационные записи N N 74-74-01/478/2014-184, 74-74-01/478/2014-185 о праве собственности ООО "Лиганд" на следующее недвижимое имущество:
- сооружение (наименование объекта) протяжённостью 183 метра, инженерная инфраструктура (назначение объекта), кадастровый номер 74:36:0000000:48637, местоположение: город Челябинск, от места врезки в существующий газопровод, пересекая улицу Татищева, вдоль по улице Медовая до улицы Соловьиная, далее от улицы Соловьиная, восточнее кладбища "Шершневское" до места врезки в существующий газопровод в Сосновском районе (газоснабжение квартала жилых домов усадебного типа) (т. 1, л.д. 74, 76) (далее - газопровод);
- сооружение "автодорога к кварталу жилых домов усадебного типа восточнее СНТ Петушок Кременкульского с/п" (наименование объекта) площадью 2076,8 кв.м., транспортное назначение (назначение объекта), кадастровый номер 74:19:0000000:3279, местоположение: Челябинская область, город Челябинск, Центральный район, в 400 метрах западнее Шершневского водохранилища, восточнее СНТ "Петушок" (т. 1, л.д. 73, 75, 88) (далее - автодорога).
Расположение автодороги отображено на соответствующей схеме (т. 1, л.д. 90).
14 октября 2014 года ООО "Лиганд" обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило предоставить земельный участок в аренду для строительства универсального спортивно-рекреационного развлекательного комплекса с торгово-выставочным центром без предварительного согласования места размещения объекта (схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории). Местоположение испрашиваемого земельного участка: город Челябинск, Центральный район, Западное шоссе, восточнее СНТ "Петушки" (т. 1, л.д. 65).
В письме от 24.10.2014 N 10-9950/14-0-1 Администрация сообщила обществу "Лиганд" следующее. Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501012:22 снят с государственного кадастрового учёта - сведения об объекте аннулированы в связи с истечением установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 24) срока. По указанной причине не имеется оснований для предоставления земельного участка площадью 11,5737 га для проектирования и строительства универсального спортивно-рекреационного развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром (т. 1, л.д. 9-10).
Ссылаясь на то, что действия органа местного самоуправления противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявителя, общество "Лиганд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в границах испрашиваемого обществом "Лиганд" для строительства капитального объекта земельного участка расположены существующие объекты недвижимого имущества (автодорога и газопровод), что исключает возможность предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), тогда как норма ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает иной порядок предоставления земельных участков и с таким заявлением общество "Лиганд" в орган местного самоуправления не обращалось. При наличии указанных объективных препятствий суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности завершения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации ООО "Лиганд" оспаривает отказ органа местного самоуправления в повторном формировании (ранее по заявлению общества был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501012:22, сведения о котором аннулированы в связи с истечением установленного законом срока) и предоставлении в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 115 737 кв.м.
До 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Поскольку 22.07.2008 в интересах ООО "Лиганд" утверждён акт выбора земельного участка N 002979-05-2008, с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду для строительства капитального объекта общество "Лиганд" обращалось в орган местного самоуправления в 2011 и в 2014 годах, кроме того, преюдициальными судебными актами установлен факт совершения Администрацией неправомерных действий (бездействия), требования заявителя подлежат рассмотрению по существу с применение норм земельного законодательства Российской Федерации, действовавших до 01.03.2015.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1); с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта (подпункт 1); выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета (подпункт 2); принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса (подпункт 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело (часть 2 статьи 289 АПК РФ).
Отменяя судебные акты по настоящему делу, Арбитражный суд Уральского округа в своём постановлении от 11.08.2015 указал, среди прочего, на необходимость принять во внимание расположение в границах испрашиваемого земельного участка объектов недвижимого имущества (автодорога и газопровод), тогда как для эксплуатации объектов недвижимости предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков (ст. 36 Земельного кодекса), и в этой связи необходимость исследования вопроса о возможности формирования земельного участка с теми же индивидуализирующими характеристиками, включая границы участка, на момент рассмотрения данного дела.
Принимая во внимание указания арбитражного суда кассационной инстанции, при повторном рассмотрении настоящего дела арбитражный суд первой инстанции предложил ООО "Лиганд" уточнить заявленные требования (определение от 29.09.2015 - т. 3, л.д. 81-82).
Однако общество настояло на рассмотрении по существу изначально заявленных им требований о формировании и предоставлении в аренду для строительства капитального объекта земельного участка общей площадью 115 737 кв.м., в границах снятого с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22 (письменные пояснения - т. 3, л.д. 101).
В основу земельного законодательства Российской Федерации положен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Так, в частности, исходя из вида разрешённого использования, земельный участок может быть предназначен либо для проектирования и строительства капитального объекта, либо для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества. При этом фактическое использование земельного участка должно соответствовать виду разрешённого использования, который, в свою очередь, должен соответствовать требованиям градостроительной документации муниципального образования, соответствующей территории.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию (выкуп) земельных участков или приобретение права аренды земельных участков (пункт 1). Местоположение границ земельного участка и его площадь в случае приватизации (выкупа) земельного участка определяются с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учётом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
В развитие вышеизложенных норм земельным законодательством предусмотрены, среди прочего, две самостоятельные и взаимоисключающие процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной либо муниципальной собственности, в аренду частному лицу:
- для строительства капитального объекта - статьи 30, 31 Земельного кодекса;
- для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества - статья 36 Земельного кодекса.
Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса).
Правилами статей 11.9, 30, 31, 33, 36 Земельного кодекса предусмотрено, что как в случае предоставления земельного участка для строительства, так и в случае предоставления земельного участка для эксплуатации существующего объекта недвижимого имущества должен быть сформирован соответствующий индивидуальный объект земельных и гражданских правоотношений. При этом площадь и иные характеристики земельного участка определяются исходя из целей его формирования на основе градостроительной документации.
Тем самым, законом не допускается предоставление земельного участка, в границах которого расположен существующий объект недвижимого имущества, для целей, не связанных с размещением и эксплуатацией соответствующего здания, строения либо сооружения. Удовлетворение заявления о предоставлении такого земельного участка в аренду для строительства капитального объекта противоречит принципу деления земель по целевому назначению (необходимости соблюдения требований градостроительной документации и установленных видов разрешённого использования земель) и правилам статей 11.9, 30, 31, 36 Земельного кодекса.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, следует из материалов настоящего дела и не оспаривается обществом "Лиганд", в границах испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 115 737 кв.м. расположены два объекта (сооружения) - автодорога и газопровод - право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 604/12 от 24.05.2012, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства в порядке предварительного согласования места размещения объекта применяется только для незастроенных земельных участков.
Следовательно, земельный участок площадью 115 737 кв.м., который по своим индивидуальным характеристикам соответствует снятому с государственного кадастрового учёта земельному участку с кадастровым номером 74:36:0501012:22, не подлежит передаче в аренду под строительство капитального объекта применительно к статьям 30, 31 Земельного кодекса.
Заявитель, обращаясь с рассматриваемым заявлением, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязан представить арбитражному суду доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской деятельности, в том числе обосновать площадь земельного участка в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования.
В нарушение указанных норм, настаивая на приобретении земельного участка площадью 115 737 кв.м., общество "Лиганд" не представило доказательств того, что земельный участок в таких границах и такой площади необходим для целей проектирования и строительства универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром, принимая во внимание установленное судами обстоятельство размещения в границах участка объектов недвижимости (автодороги и газопровода).
Наличие акта выбора земельного участка не свидетельствует об отсутствии у органа местного самоуправления безусловной обязанности принять решение о предоставлении земельного участка для целей строительства капитального объекта при наличии для этого объективных препятствий, поскольку в силу п. 2 ст. 31 и п. 1 ст. 32 Земельного кодекса обязательным условием для определения выбора земельного участка является его соответствие экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории, а условием предоставления участка - его формирование в соответствии с требованиями действующего законодательства.
То обстоятельство, что ООО "Лиганд" является собственником автодороги и газопровода, не отменяет требований ст. 31 и 36 Земельного кодекса, устанавливающих различные процедуры предоставления земельных участков, исходя из их разрешенного использования и площади, сформированной в соответствии с нормами отвода земельных участков.
Ссылки апеллянта на то, что данные сооружения могут быть использованы для целей строительства либо эксплуатации планируемого к строительству капитального объекта, соответствующими доказательствами не подтверждены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), тогда как выводы суда не могут быть основаны на предположениях (ст. 10, 71, ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Оснований для переквалификации требований заявителя, как направленных на приобретение прав арендатора земельного участка для эксплуатации объектов недвижимого имущества, не имеется. Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка (участков) для эксплуатации автодороги и газопровода ООО "Лиганд" в орган местного самоуправления не обращалось (соответствующих доказательств не представило, доводов не привело). Единственной целью заключения договора аренды земельного участка площадью 115 737 кв.м. для общества является строительство универсального спортивно-рекреационного, развлекательного комплекса с гостиницей и выставочным центром.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый обществом "Лиганд" отказ Администрации в предоставлении земельного участка в аренду для строительства капитального объекта соответствует нормам земельного законодательства и не нарушает права заявителя.
Доводы апеллянта о том, что при новом рассмотрении дела суд первой инстанции не исследовал наличие (отсутствие) возможности восстановления в государственном кадастре недвижимости земельного участка площадью 115 737 кв.м., в границах ранее поставленного на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22, отклоняются, поскольку судом в определении от 29.09.2015 (т. 3, л.д. 81-82) предложено обществу совершить соответствующие процессуальные действия, тогда как общество в пояснениях суду (т. 3 л.д. 1010 пояснило, что считает возможным предоставление земельного участка в ранее сформированных границах, и дополнительных доказательств в обоснование заявленных требований не представило, в силу чего на основании ч. 2 ст. 9 АПК РФ несет риск несовершения соответствующих процессуальных действий.
Ссылки общества на то, что суд первой инстанции не учёл, что снятие земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22 с государственного кадастрового учёта явилось следствие длительного неправомерного бездействия органа местного самоуправления, повлекшее судебные разбирательства по делам N N А76-22214/2011, А76-16086/2012 и А76-24041/2012, отклоняются, поскольку названное обстоятельство является основанием для защиты прав истца иными способами.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
С учётом изложенного выше решение по настоящему делу об отказе в удовлетворении требований заявителя отмене (изменению) не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на ООО "Лиганд".
Излишне уплаченная на основании чека-ордера Сбербанка России от 09.03.2016 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату обществу "Лиганд" на основании п.п. 3 и 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2016 по делу N А76-27079/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лиганд" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лиганд" из федерального бюджета 1500 рублей - сумму излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27079/2014
Истец: ООО "Лиганд"
Ответчик: Администрация города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3062/16
09.02.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-27079/14
11.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4981/15
09.04.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3041/15
03.02.2015 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-27079/14