Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2016 г. N Ф03-3089/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А51-25659/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1771/2016
на решение от 21.01.2016
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-25659/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
об оспаривании решения, оформленного письмом 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408;
при участии:
от Администрации города Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности N 1-3/3425 от 02.10.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Рявкина Е.А. по доверенности N 03-7 от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по приморскому краю, оформленное письмом от 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408; и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрации города Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что основанием для регистрации права является абзац 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Пункт 3 статьи 3.1 указанного Закона является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой, соответствующие земельные участки уже признаются находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ позволяет с момента введения его в действие с 01.07.2006, отнести земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500 к муниципальной собственности, ссылка Управления Росреестра по Приморскому краю на пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является необоснованной и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
При этом тот факт, что за Муниципальным образованием город Владивосток зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства (службы быта, лит. А), разрушенного в результате физического износа, сохранностью 19,3 %, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не может свидетельствовать о невозможности реализации права по оформлению в собственность земельного участка под данным объектом недвижимости.
В судебном заседании представитель администрации города Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменной отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что Муниципальное образование город Владивосток является собственником объекта незавершенного строительства (служба быта, лит. А), разрушенного в результате физического износа, сохранностью 19,3 %, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 06.07.2004 сер. 25-АА N 442271.
27.02.2015 Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока было издано распоряжение N 659 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50, муниципальному образованию город Владивосток вид разрешенного использования: объекты бытового обслуживания, цель предоставления: для завершения строительства объекта незавершенного строительства (служба быта, лит. А) и дальнейшей эксплуатации".
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным видом использования: для размещения объектов социального и коммунально-бытового обслуживания и ему присвоен кадастровый номер 25:28:040006:21500.
01.07.2015 Администрация г. Владивостока обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на упомянутый земельный участок.
Решением от 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408 государственный регистратор, со ссылкой на абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 7 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ о регистрации), отказал заявителю в государственной регистрации права собственности Муниципального образования г. Владивосток ввиду непредставления последним документа, подтверждающего право муниципального образования г. Владивосток на объект - здание недвижимости, расположенное на земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50.
Администрация г. Владивостока, полагая, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408 является незаконным, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией Управления, руководствуясь пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исходил из того, что поскольку объект незавершенного строительства не относится к зданиям, строениям, сооружениям, то государственная регистрация права муниципальной собственности на основании нахождения на спорном земельном участке объекта незавершенного строительств неправомерна, в связи с чем пришел к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По смыслу статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 13, пунктом 1 статьи 18 указанного Закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В целях защиты прав лиц, обращающихся за государственной регистрацией прав, отказ в такой регистрации либо уклонение соответствующего органа от проведения государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Как следует из материалов дела, администрация г. Владивостока обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500, площадью 297 кв.м., расположенным по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Тухачевского, 50.
В качестве основания государственной регистрации указан абзац 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
27.08.2015 в государственной регистрации указанного земельного участка отказано со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в связи с непредставлением документа, подтверждающего право собственности муниципального образования г. Владивосток на объект - здание недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из принципов земельного законодательства - разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки в силу закона признаются находящимися в муниципальной собственности.
Факт нахождения в собственности муниципального образования г. Владивосток объекта незавершенного строительства (служба быта, лит. А), разрушенного в результате физического износа, сохранностью 19,3%, инвентарный номер: 05:401:001:003597270, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Тухачевского, в районе д. 50, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.07.2004 серии 25-АА N 442271.
При таких обстоятельствах, поскольку на спорном земельном участке находится объект, принадлежащий муниципальному образованию, такой участок в силу прямого указания вышеперечисленных правовых норм относится к муниципальной собственности.
По утверждению Управления, поддержанному судом первой инстанции, регистрация права муниципальной собственности на объект незавершенного строительства (свидетельство о государственной регистрации права серия 25-АА N 442271), не свидетельствует о возникновении права муниципальной собственности на земельный участок, поскольку объект незавершенного строительства является отдельным видом имущества, в отличие от здания, строения, сооружения.
Между тем, положения ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ представляет собой реализацию закрепленного в пункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК ПФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Тот факт, что за муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, не исключает отнесение спорного земельного участка к муниципальной собственности в силу закона.
Апелляционный суд учитывает, что по прямому указанию части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ объект незавершенного строительства относится к недвижимым вещам.
Абзац 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ содержит указание на виды объектов, в котором, в том числе, поименованы строения. Нормативного закрепления понятие "строение" не получило, однако данное обстоятельство не может быть расценено как исключающее возможность отнесения объекта незавершенного строительством к категории таких строений.
Ссылка суда в оспариваемом решении на положения ст. 39.20 ЗК РФ, регламентирующей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, необоснованна, поскольку в рассматриваемом случае правовым основанием регистрации права муниципальной собственности указана статья 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям действующего законодательства для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500.
На основании изложенного, коллегия приходит к выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок у Управления не имелось.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемый отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленный в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы администрации г. Владивостока, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов администрации г.Владивостока, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 21.01.2016 в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, заявленные администрацией г. Владивостока требования удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2016 по делу N А51-25659/2015 отменить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 27.08.2015 N 25/001/004/2015-3408, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:21500, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Тухачевского, 50.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25659/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2016 г. N Ф03-3089/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ