г. Ессентуки |
|
13 апреля 2016 г. |
Дело N А63-8432/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Невинномысский Азот" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2016 по делу N А63-8432/2015 (судья Тлябичева З.Р.)
по заявлению акционерного общества "Невинномысский Азот" (г. Невинномысск, ОГРН 1022603620885),
к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь)
о признании недействительным предписания в части пунктов 18, 19, 20, 22, 36 и 38
в судебном заседании участвует представитель акционерного общества "Невинномысский Азот" - Кагало И.В. по доверенности от 17.07.2015,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Невинномысский Азот" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (управление) от 17.04.2015 N 43/1/1 в части пунктов 18, 19, 20, 22, 36 и 38 (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 08.02.2015 Арбитражный суд Ставропольского края отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что доказательств незаконности вынесенного управлением предписания (в части обжалуемых пунктов) заявитель не представил.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению и не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам по делу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела на основании распоряжения от 20.03.2015 N 45 начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы управления - главного инспектора Ставропольского края по пожарному надзору Емельянова А.Г., в период 06.04.2015 по 17.04.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.
17.04.2015 по результатам проверки в отношении общества вынесено предписание N 43/1/1.
В соответствии с пунктами 18, 19, 20, 22, 36 и 38 предписания обществу необходимо: устранить нарушение пункта 12.66 НПБ 88-01 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (далее - НПБ 88-01), так как обществом допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе; устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01, так как обществом в помещениях правого крыла 1-го этажа допускается совместная прокладка шлейфов соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе; устранить нарушение пункта 12.67. НПБ 88-01, так как обществом допускается прокладка шлейфов АПС напряжением до 60 В и силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м; устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01, так как обществом допущена прокладка в одном коробе шлейфа АПС и линии с напряжением более 110 В; устранить нарушение пункта 12.67. НПБ 88-01 и тем самым исключить параллельную прокладку шлейфов АПС напряжением до 60 В и силовых и осветительных кабелей на расстоянии 0,5 м 3-й этаж; устранить нарушение пункта 12.66. НПБ 88-01 и тем самым исключить прокладку в одном коробе шлейфов АПС и линий с напряжением более 110 В.
Считая незаконными указанные пункты (18, 19, 20, 22, 36 и 38) предписания общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ и подпунктом 5 пункта 9 Положения о федеральном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации; техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности; для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Закона "О пожарной безопасности").
В соответствии с пунктом 12.66 НПБ 88-01, не допускается совместная прокладка шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации, линий управления автоматическими установками пожаротушения и оповещения с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке.
Совместная прокладка указанных линий допускается в разных отсеках коробов и лотков, имеющих сплошные продольные перегородки с пределом огнестойкости 0,25 м из негорючего материала.
Пунктом 12.67 НПБ 88-01 предусмотрено, что при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.
Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их экранирования от электромагнитных наводок.
Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей.
Аналогичные требования закреплены в пункте 13.15.15 СП 5.13130.2009.
Пунктом 13.15.17 СП 5.13130.2009 установлено, что при необходимости защиты шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации от электромагнитных наводок следует применять "витую пару", экранированные или неэкранированные провода и кабели, прокладываемые в металлических трубах, коробах и т.д., при этом экранирующие элементы должны быть заземлены.
Для системы пожарной сигнализации обществом использовался кабель с медными жилами "витая пара" с изоляцией из полиэтилена, оболочкой из ПХВ пластиката, таким образом, материалами дела доказано вменяемого обществу нарушение совместной прокладки шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе и т.д.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод общества о том, что нормы НПБ 88-01 не были опубликованы и не проходили в установленном порядке государственную регистрацию, таким образом, они не могут служить основанием для регулирования спорных правоотношений и быть предписаны для обязательного исполнения.
Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001) утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31 и на основании вышеизложенного, общество ошибочно относит их к категории добровольного, а не обязательного применения.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы, в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.02.2016 по делу N А63-8432/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8432/2015
Истец: АО "Невинномысский Азот"
Ответчик: Главное управление МЧС России по СК
Третье лицо: Точка Алексей Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4632/16
13.04.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4171/15
08.02.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8432/15
14.10.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4171/15
01.09.2015 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8432/15