г. Ессентуки |
|
12 апреля 2016 г. |
Дело N А77-1011/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части 6780 на определение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.11.2015 о прекращении производства по делу N А77-1011/2015 (судья Исмаилов Р.В.)
по заявлению Войсковой части 6780 (ОГРН 1042002400395, ИНН 2005504196)
к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Чеченской Республике (ОГРН 1042002607844, ИНН 2014029116)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя Войсковой части 6780: Ивкина С.А. (доверенность от 11.01.2016),
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 6780 (далее - часть, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Чеченской Республике (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2015 N 02-217/2/2015 о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.11.2015 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению части, заявление подлежало рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор основывается на административных правоотношениях.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей управления, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.08.2015 N 315 проведена плановая выездная проверка в отношении заявителя, в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, возбуждено дело об административном правонарушении, вынесено постановление от 24.09.2015 N 02-217/2/2015, в соответствии с которым часть признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, часть обжаловала его в суд.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 N 261-О дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 N 40 внесены изменения в пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно которым жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных разъяснений в тех случаях, когда объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности и их жалобы на постановления рассматриваются судом общей юрисдикции.
Статья 8.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по предоставлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию и состояние окружающей среды, предусмотренной Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; объективной стороной - действия или бездействие, выразившиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Статья 8.5 КоАП РФ относится к главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения выражается в неисполнении предусмотренной законодательством в сфере охраны окружающей среды обязанности по представлению отчетности об образовании отходов производства и потребления и расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В этой связи суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.
Прекращение производства по делу арбитражным судом в данном случае не препятствует заявителю обратиться в суд общей юрисдикции.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 АПК РФ), не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-272 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.11.2015 о прекращении производства по делу N А77-1011/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1011/2015
Истец: Войсковая часть N6780
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чеченской Республике