город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2016 г. |
дело N А32-44754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Шилова Р.В. по доверенности от 21.09.2015;
от третьего лица: представитель Шилова Р.В. по доверенности от 18.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формула" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 по делу N А32-44754/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формула" к заинтересованному лицу - Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
при участи третьего лица: Администрации г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формула" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, заинтересованное лицо) в котором просило суд:
- признать решение N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на фасаде строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская - незаконным;
- обязать администрацию МО г. Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на стене строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано несоответствием рекламной конструкции общества внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа, что является основанием для отказа в выдаче разрешения согласно пункту 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А32-44754/2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым решено признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на фасаде строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская; обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать обществу с ограниченной ответственностью "Формула" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на стене строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская.
Постановление суда апелляционной инстанции мотивированно тем, что департамент не доказал, что спорная рекламная конструкция не соответствует видам рекламных конструкций, разрешенных на территории муниципального образования город Краснодар, и внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.02.2016 по делу N А32-44754/2014 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление суда кассационной инстанции мотивированно тем, что:
- не устранены противоречия в вопросе о наличии полномочий у департамента на принятие оспариваемого обществом решения, не обсуждался вопрос о необходимости привлечения к участию в деле администрации;
- оставлен без внимания вопрос о том, что сельскохозяйственный рынок представляет собой некапитальное сооружение, что следует из договора на размещение наружной рекламы от 13.11.2013, и не соответствует требованиям Закона о рекламе.
В судебном заседании представитель Департамента и администрации просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителя департамента и администрации, изучив материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежаит удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции определением от 10.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация муниципального образования город Краснодар.
Как следует из административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, аннулирование таких разрешений", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2014 N 4263, муниципальная услуга предоставляется Администрацией муниципального образования город Краснодар при участии Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и МКУ МОГК "Градинформ".
Таким образом, департамент является специально уполномоченным органом Администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришел к выводу о законности решения N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поскольку в настоящее время изменились фактические обстоятельства дела.
Особенности размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьей 19 Закона о рекламе.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации (ч. 5.8. ст. 19 Закона о рекламе").
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К указанному в части 9 статьи 19 Закона о рекламе заявлению юридическим лицом должно быть приложено подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (часть 11 статьи 19 Закона о рекламе).
Как следует из материалов дела, 13.11.2013 между заявителем, ООО "Формула" (рекламодатель) и ХКО "Прикубанский курень" (арендодатель) заключен договор аренды с целью размещения средств наружной рекламы на строениях арендодателя в г. Краснодаре. Согласно п.2.1. договора арендодатель на основании разрешительной документации и данного договора предоставляет рекламодателю на условиях аренды рекламное место под наружную рекламу.
При этом заявитель обращался в департамент с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели, предполагаемой к размещению на стене здания сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/ул. Зиповская.
Пунктом 8 Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар (далее - порядок) предусмотрены 20 типов и видов рекламных конструкций, допускающихся к установке на территории муниципального образования город Краснодар.
Из материалов дела следует, что тип и вид предполагаемой к установке рекламной конструкции - настенная панель площадью 0,4х2,5 м с площадью информационного поля - 1 кв.м.
Согласно подпункту 19 пункта 8 порядка настенная панель - рекламная конструкция малого формата (световой короб, бегущая строка, объемные символы и т.д.), площадь которой не превышает 9 кв. м, размещаемая на фасаде здания, строения и входных группах, состоящая из одного информационного поля, может быть оборудована внутренним подсветом и системой аварийного отключения от сети электропитания.
Из понятия настенной панели следует, что такая рекламная конструкция будет соответствовать порядку в том случае, есть она будет расположена на фасаде недвижимого имущества (то есть объекта капитального строительства), что соответствует ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 2.1 договора от 13.11.2013 обществу на условиях аренды предоставлено рекламное место под наружную рекламу (световой короб размером 2,5 х 0,4 м), находящееся на крыше некапитального сооружения.
Согласно акту обследования места установки рекламной конструкции N 2296 от 23.07.2014 типом имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, указано здание.
При первоначальном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции, изучив фотографии здания с предполагаемым местом размещения и внешним видом рекламной конструкции, схему размещения рекламной конструкции, пришел к выводу о том, что рекламная конструкция будет расположена на "глухой" стене здания бокового фасада здания.
Между тем, из акта обследования N 5110 от 28.03.2016 видно, что вышеуказанное строение видоизменено, на месте предполагаемого размещения рекламной панели сооружен навес.
В материалы дела также представлен акт N 775 от 23.03.2016 осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:43:0141007:228, в котором было установлено, что на данном земельном участке расположено строение из сборно-разборных конструкций - рынок общей площадью 1003.03 кв.м., что подтверждается актом выноса в натуру границ земельного участка и осей основных строений по состоянию на 27.07.2015.
Кроме того, из письма Администрации муниципального образования город Краснодар от 29.03.2016 следует, что ХКО "Прикубанский курень" было вручено требование о демонтаже самовольно размещенного временного сооружения (рынок из облегченных конструкций).
Согласно фотографиям, представленным в материалы дела, здание рынка, на котором планировалось размещать рекламную конструкцию, состоит из сборно-разборных элементов, носит временный характер и не является капитальным.
Кроме того, 28.01.2016 было принято решение о демонтаже временного сооружения (здания рынка) за счет средств местного бюджета.
Надлежащие документальные доказательства того, что здание рынка является объектом недвижимого имущества, не представлено.
Согласно пункту 10.5 порядка в муниципальном образовании город Краснодар запрещается установка и эксплуатация рекламных конструкций несоответствующих требованиям, установленных порядком.
Таким образом, ввиду того, что здание рынка по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/ул. Зиповская, не является объектом капитального строительства, размещение заявленной рекламной конструкции, на крыше здания рынка не допускается.
Указанное соответствует ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и пп. 19 п. 8 Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар.
Поскольку суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 по делу N А32-44754/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44754/2014
Истец: ООО "ФОРМУЛА", ООО Формула
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3610/16
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10448/15
20.10.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16705/15
04.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44754/14