г. Томск |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А67-7800/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Гавриловой
при участии представителей:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (07АП-2146/16) на решение Арбитражного суда Томской области от 01.02.2016 по делу N А67-7800/2015 (судья Д.А. Гребенников) по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (ИНН 7019034542; ОГРН 1027000907801) к ОАО "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (ИНН 7022000310; ОГРН 1027001618918) о взыскании 900 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к ОАО "Томскнефть" ВНК (далее - ответчик) о взыскании 900 000 руб. в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением земельного участка в результате разлива нефтесодержащей жидкости вследствие некатегорийного отказа нефтесборного коллектора диаметром 159 мм направлением "к. 13 - к. 17" 50 м от к.13 Оленьего месторождения в Каргасокском районе Томской области.
Решением арбитражного суда от 01.02.2016 (резолютивная часть объявлена 25.01.2016) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что Управление (Росприроднадзора) по Томской области является надлежащим истцом по делу. Расчет вреда почвам на спорных земельных участках производился по "Методике исчисления размера, вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 237 от 08.07.2010 и судом при вынесении решения не учтено, что вред причинен не лесам, а почве земельных участков. Судом не дана оценка доводам ответчика относительно возмещения вреда, причиненного почвам, и законности проведения рекультивации спорного нефтезагрязненного участка.
ОАО "Томскнефть" ВНК в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что размер вреда, причиненного лесам, должен определяться именно на основании постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Управление не имеет полномочий на предъявление иска о возмещении вреда в отношении спорного земельного участка.
До дня судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем, суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что Управлением Росприроднадзора по Томской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК, в ходе которой выявлен факт загрязнения нефтесодержащей жидкостью земельного участка из земель государственного лесного фонда вследствие разлива нефтесодержащей жидкости из-за некатегорийного отказа нефтесборного коллектора диаметром 159 мм направлением "к. 13 - к. 17" 50 м от к.13 Оленьего месторождения в Каргасокском районе Томской области.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 05.10.2012 N 3-262-в (т.1 л.д. 24-27), актом обследования территории от 27.05.2015 N 3Т-155-в/1 (т.1 л.д. 33-35).
Для установления факта загрязнения земель лесного фонда 11.09.2012 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Томской области" ФБУ "ЦЛАТИ по СФО" отобраны пробы с нефтезагрязненного земельного участка. Согласно экспертному заключению от 18.06.2015 N 1 (т.2 л.д.20-21) содержание нефтепродуктов в контрольных пробах превышает фоновый показатель.
Исходя из положений Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии РФ N 238 от 08.07.2010, Управлением рассчитана величина вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства ОАО "Томскнефть" ВНК, которая составила 900 000 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.08.2015 исх. N 4643/02 (т.2 л.д. 32-40), согласно которой обществу предложено в месячный срок после ее получения возместить вред, причиненный почве в добровольном порядке.
ОАО "Томскнефть" ВНК в ответе от 23.09.2015 исх. N 02-273/1-2641 отказалось возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде загрязнением земельного (лесного) участка в результате разлива нефтесодержащей жидкости вследствие некатегорийного отказа нефтесборного коллектора диаметром 159 мм направлением "к. 13 - к. 17" 50 м от к.13 Оленьего месторождения в Каргасокском районе Томской области.
Полагая, что в результате деятельности общества был причинен вред почвам, Управление (Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления Росприроднадзора по Томской области отсутствуют полномочия на предъявление настоящего иска о взыскании вреда, причиненного почвам на земельном участке, отнесенном к категории земель лесного фонда.
Выводы суда первой инстанции не противоречат действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Статьей 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.ст. 3, 16 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьями 5 и 6 Закон N 7-ФЗ право на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, предоставлено как федеральным, так и региональным органам государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.65 Закона N 7-ФЗ).
Как следует из материалов дела, подтверждается письмом ОГКУ "Томское управление лесами" (т.1 л.д. 30-32) и не оспаривается сторонами, загрязненный участок принадлежит к землям лесного фонда. Отнесение спорного участка к категории земель лесного фонда подтверждается постановлением судьи Каргасокского районного суда Томской области Хромова В.А. от 09.09.2015, оставленным без изменения решением Томского областного суда N 77-211/2015 от 30.10.2015.
В силу п.12 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ иски о возмещении вреда, причиненного лесам, вправе предъявлять должностные лица органов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Согласно ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды
Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства РФ N 394 от 22.06.2007, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.14, 5.1.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) только на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как правильно отметил суд, истцом не представлено доказательств того, что земли лесного участка, на котором установлено загрязнение, относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения.
На основании чего, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росприроднадзора по Томской области не вправе осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в пределах земель лесного фонда и не имеет полномочий на предъявление иска о возмещении вреда в отношении спорного участка.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при расчете вреда истец руководствовался Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 238 от 08.07.2010, не предлежащий применению.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
В силу с ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п. 3 Методики Минприроды России N 238, которая, по мнению истца должна быть применена при исчислении размера вреда, причиненного спорному земельному участку, указано, что данная методика не подлежит применению при исчислении размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах, поскольку в этом случае подлежит применению Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденная постановлением Правительства РФ N273 от 08.05.2007.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Принимая во внимание указанное, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 01.02.2016 по делу N А67-7800/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7800/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области
Ответчик: ОАО "Томскнефть" восточной нефтяной компании