г. Пермь |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А60-52838/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.
при участии:
от заявителя - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Асбестовская хоккейная школа" Асбестовского городского округа (ОГРН 1126683002160, ИНН 6683001706): Неустроев Ю.А. на основании распоряжения от 25.12.2012 N 1292-РА
от заинтересованного лица - Счетной палаты Асбестовского городского округа (ОГРН 1069603000752, ИНН 6603018560) Бубнов А.В. по доверенности от 18.04.2016, Мастыкина Л.В. по доверенности от 29.12.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Счетной палаты Асбестовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 января 2016 года
по делу N А60-52838/2015
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы "Асбестовская хоккейная школа" Асбестовского городского округа
к Счетной палате Асбестовского городского округа
о признании незаконными распоряжения и действий
установил: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Асбестовская хоккейная школа" Асбестовского городского округа (далее - МБОУ ДОД ДЮСШ "Асбестовская хоккейная школа", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными: 1) распоряжения председателя палаты от 22.09.2015 N 217 о проведении контрольного мероприятия; 2) действия палаты по проведению в период с 22.10.2015 по 17.11.2015 в отношении учреждения проверки законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств, полученных от приносящей доход деятельности (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2016 года по делу N А60-52838/2015, принятым судьей Киселевым Ю.К., требования МБОУ ДОД ДЮСШ "Асбестовская хоккейная школа" удовлетворены. Признано недействительным (незаконным) распоряжение Счетной палаты Асбестовского городского округа от 22.10.2015 N 217 о проведении контрольного мероприятия. Признаны незаконными действия Счетной палаты Асбестовского городского округа по проведению в период с 22.10.2015 по 17.11.2015 проверки МБОУ ДОД ДЮСШ "Асбестовская хоккейная школа" по вопросу законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Счетная палата Асбестовского городского округа обжаловала его в порядке апелляционного производства, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве обоснования требований указывает на то, что является органом внешнего контроля, уполномоченным совершать внешний контроль в отношении муниципальных учреждений Асбестовского городского округа, предметом которого является, в том числе приносящая доход деятельность. Также Счетная палата ссылается на наличие признаков злоупотребления правом со стороны заявителя, выразившегося в оспаривании аналогичного, ранее изданного распоряжения Счетной палаты от 30.06.2015 N 158 о проведении контрольного мероприятия, последующего отказа от заявленных требований и оспаривания вновь изданного распоряжения о проведении контрольного мероприятия, являющего предметом настоящего спора. Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на то, что директор Учреждения не мог принимать участия в предварительном судебном заседании, поскольку находился в отпуске, исполнение обязанностей директора возложено на его заместителя.
Представители Счетной палаты в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Учреждение в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает, что контроль за эффективностью и экономностью использования средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, не относится к полномочиям счетной палаты по осуществлению внешнего муниципального контроля. Ссылаясь на положения Закона "Об автономных учреждениях" заявитель указывает, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. По мнению заявителя, участие директора Учреждения в предварительном судебном заседании не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Счетной палаты от 22.10.2015 N 217 палатой в период с 22.10.2015 по 17.11.2015 проведена проверка Учреждения по вопросу использования учреждением средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, итоги которой отражены в акте проверки от 07.12.2015.
Считая действия палаты по назначению проведения в отношении учреждения проверки законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, незаконными и нарушающими его права учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что полномочия счетной палаты по контролю за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования автономным учреждением средств, полученных от приносящей доход деятельности законодательством не предусмотрены.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном соблюдении двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований") регулирование порядка организации деятельности контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции соответствующих публично-правовых образований.
Согласно ч. 3 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Контрольно-счетная палата Асбестовского городского округа осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Уставом Асбестовского городского округа, Положением о Контрольно-счетной палате, утвержденным решением Думы Асбестовского городского округа от 12.12.2011 N 63/5 и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Положением о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа, утвержденным решением Думы Асбестовского городского округа от 12.12.2011 N 63/5, определено, что контрольно-счетная палата Асбестовского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ст. 1 Положения).
Полномочия контрольно-счетной палаты Асбестовского городского округа определены в статье 8 Положения.
В силу п. 2 ст. 8 Положения внешний финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в отношении: 1) органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с долей Асбестовского городского округа в уставном капитале, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности Асбестовского городского округа; 2) иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Асбестовского городского округа в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Асбестовского городского округа, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Асбестовского городского округа.
Частью 2 ст. 9 Закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: 1) контроль за исполнением местного бюджета; 2) экспертиза проектов местного бюджета; 3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; 4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; 6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; 8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; 9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; 10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; 11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Аналогичные полномочия Счетной палаты Асбестовского городского округа отражены в п. 1 ст. 8 Положения.
Из норм действующего законодательства, регулирующего деятельность Счетной палаты, Положения о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа следует, что проверка использования муниципальным автономным учреждением средств, полученных им от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не включена в перечень полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования.
В соответствии с ч. 1, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано; учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 174-ФЗ).
В соответствии с положениями Устава Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, и иную приносящую доход деятельность, необходимую для достижения уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (п. 1.14); доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества Учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Учреждением деятельности и использования закрепленного за Учреждением имущества (п. 1.15); учреждение самостоятельно определяет направление и порядок использования своих средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников автономного учреждения (п. 3.11).
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения, что определено абз. 2 п. 2 ст. 298 ГК РФ. Аналогичную норму содержит и ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, согласно которому доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным Законом.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что получение и использование средств, полученных автономным учреждением от приносящей доход деятельности, не относится к бюджетным правоотношениям. Вопросы экономности и эффективности использования средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, не относятся к компетенции Счетной палаты. В связи с чем распоряжение председателя палаты от 22.10.2015 N 217 о проведении контрольного мероприятия, а также действия палаты по проведению проверки являются незаконными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречат приведенным нормам действующего законодательства дела и не являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Счетная палата освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 января 2016 года по делу N А60-52838/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52838/2015
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА "АСБЕСТОВСКАЯ ХОККЕЙНАЯ ШКОЛА" АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Счетная палата Асбестовского городского округа
Третье лицо: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА